А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin_pesn_o_veshchem_olege_7_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс

Цели и задачи урока:

  • познакомить с балладой и ее особенностями,
  • Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для "Песни о вещем Олеге".
  • Обучать навыкам анализа текста.

Форма: комбинированный урок.

Ход урока

1. Вступительное слово об А. С. Пушкине.

Удивительный Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.

2. Сообщение целей урока.

3. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

4. Знакомство с литературоведческими понятиями.

Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Летопись – погодово?й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.

5. Прослушивание баллады.

  • Какое чувство осталось после прослушивания баллады?
  • Какой эпизод произвел наибольшее впечатление?

6. Словарная работа.

  • Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
  • Царьград – ныне Стамбул
  • Кудесник, волхв – волшебник, чародей
  • Перун – Бог грома и молнии
  • Жребий – судьба, участь (устар.)
  • Курган – могильный холм устар.)
  • Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
  • Вещий – предвидящий будущее.

7. Беседа с учащимися. Анализ баллады.

Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.

Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.

Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?

1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.

Проведём анализ этих эпизодов.

1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?

Как назван кудесник?

Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.

– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.

– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?

2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?

Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?

3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.

Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

8. Чтение отрывка из летописи “Повесть временных лет”. – Каким же изображается князь Олег в летописях?

9. Сопоставительный анализ баллады и летописи.

– "Песнь..." написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?

– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.

11. Проверочная работа.

12. Выводы по теме урока.

Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?

Какова основная мысль произведения?

13. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из баллады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вводный по теме " Мир наших вещей" 6 класс

Конспект вводного урока в 6 классе по теме "Мир наших вещей". Урок выстроен с применением фронтальной, индивидуальной, групповой формой учебной деятельности.  На уроке используется раздаточный ма...

презентация "Натюрморт. Мир вещей", 6 класс

здесьРабота содержит дидактические разработки учителя: правила построения композиции натюрморта; выбор точки зрения, освещения, формата; поэтапность выполнения в разных стилях ; вариативность заданий ...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Дизайн вещи от идеи до воплощения. В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)....