Рабочая программа по литературе. Меркин 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и учебника: Литература. 9 класс. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2010 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объёме 68 ч.
Содержание планирования включает 68 уроков различных типов.
1. Уроки изучения художественных произведений
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений
2. Уроки изучения истории и теории литературы
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения и опроса
3. Уроки развития речи
Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.
Содержание учебного предмета «Литература»
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в..
8. Зарубежная литература.
9. Обзоры.
10. Сведения по теории и истории литературы.
11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
5 класс. Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий
6 класс. Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)
7 класс. Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика
8 класс. Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)
9 класс. Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)
9 класс
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской.
Из русской литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Теория литературы: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты, сочинение.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Связь с другими искусствами: классицизм в живописи и архитектуре.
Русская литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Чацкий и Гамлет: сопоставительный анализ образов.
Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль, сочинение.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский».
Связь с другими искусствами: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма, реализм, пародия, трагедия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ двух образов.
Теория литературы: байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума, гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, типический характер, повествовательный цикл.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст.
Связь с другими искусствами: репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Теория литературы: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть; ирония, художественное бытописание, литература путешествий, гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте.
Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Русская литература второй половины XIX века
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из русской литературы XX века
(Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне».
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н.Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М.Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В.С. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Связь с другими искусствами: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).
Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).
К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).
В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок).
А.С. Пушкин. Четыре — пять стихотворений (по выбору).
М.Ю. Лермонтов. Четыре — пять стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из русской литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».
М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи – значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).
Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Невский проспект».
Из русской литературы второй половины XIX—XX века
И.А. Гончаров. «Обыкновенная история».
А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся».
Ф.И. Тютчев. «Ночь и день», «Поэзия», «Эти бедные селенья…».
А.А. Фет. «Это утро, радость эта…», «На заре ты ее не буди…».
А.К. Толстой. «Меня, во мраке и в пыли…», «Против течения», «Смерть Иоанна Грозного».
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Карась-идеалист».
Н.С. Лесков. «Запечатленный ангел».
А.П. Чехов. «Дуэль», «В овраге».
М. Горький. «Бывшие люди».
А.А. Блок. «На поле Куликовом».
А.Н. Толстой. «День Петра».
Н.С. Гумилев. «Огненный столп».
С.А. Есенин. «Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…».
А.П. Платонов. «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».
М.А. Шолохов. «Родинка».
А.Т. Твардовский. «Страна Муравия».
В.И. Белов. «Привычное дело».
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
В.Г. Распутин. «Пожар».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
- установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Зарубежная литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
- определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
9 класс (Г.С. Меркин)
Урок № | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
ВВЕДЕНИЕ | |||
01.09 | 1 | Немеркнущее Слово: вехи истории отечественной литературы. | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. | |||
04.09 | 1 | Литература Древней Руси, её культурное и нравственно-воспитательное значение. | |
07.09 | 1 | «Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы. История публикации «Слова...». | |
08.09 | 1 | «По былинам сего времени». (Историческая основа сюжета и проблематика «Слова...».) | |
11.09 | 1 | «Раны Игоревы» (идейно-образный строй поэмы). | |
14.09 | 1 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | |||
15.09 | 1 | Формирование «новой» русской литературы. Творчество А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского. | |
18.09 | 1 | ||
21.09 | 1 | Литературно-общественная деятельность М.В. Ломоносова. | |
22.09 | 1 | ||
25.09 | 1 | Новая русская драматургия (А.П. Сумароков, I И. Фонвизин, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин). | |
28.09 | 1 | ||
29.09 | 1 | Творчество Г.Р. Державина. Историко-биографический очерк с включением анализа стихотворений «Бог», «Фелица», «Водопад», «На смерть князя Мещерского», «Памятник» | |
02.10 | 1 | ||
05.10 | 1 | А.Н. Радищев и его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». | |
06.09 | 1 | ||
09.10 | 1 | Творчество Н.М. Карамзина. | |
12.10 | 1 | ||
13.10 | 1 | Сочинение по творчеству одного из писателей XVI11 века (с опорой на темы, предложенные к разделу учебника). | |
16.10 | 1 | ||
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО РОМАНТИЗМА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА | |||
19.10 | 1 | Особенности формирования русской романтической литературы. | |
20.10 | 1 | ||
23.10 | 1 | Поэзия К.Н. Батюшкова. | |
26.10 | 1 | ||
27.10 | 1 | Творчество В.А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского как высшее достижение «школы гармонической точности». Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс. | |
09.11 | 1 | ||
10.11 | 1 | ||
13.11 | 1 | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». | |
16.11 | 1 | ||
17.11 | 1 | Сочинение по творчеству поэтов-романтиков первой четверти XIX века | |
20.11 | 1 | ||
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | |||
23.11 | 1 | Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума» | |
24.11 | 1 | Сюжет и образная система «Горя от ума»: традиции и новаторство. | |
27.11 | 1 | Комедия или драма? (Особенности конфликта в «Горе от ума».) | |
30.11 | 1 | «Страдательная» роль: образ Чацкого и проблема ума в грибоедовской комедии. | |
01.12 | 1 | ||
04.12 | 1 | «На всех московских есть особый отпечаток»: старая Москва в комедии. | |
07.12 | 1 | ||
08.12 | 1 | Нравственные уроки грибоедовской комедии. | |
11.12 | 1 | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (с опорой на перечень тем в разделе учебника). | |
14.12 | 1 | ||
15.12 | 1 | «Пушкин есть явление чрезвычайное» (Н.В. Гоголь). | |
18.12 | 1 | ||
21.12 | 1 | «Я петь пустого не умею...» (Лицейская лирика А.С. Пушкина.) | |
22.12 | 1 | «Свободы верный воин». (Вольнолюбивая лирика петербургского периода творчества А.С. Пушкина.) | |
25.12 | 1 | Поэтический побег. (Мотивы и образы «южных» произведений А.С. Пушкина.) | |
28.12 | 1 | ||
29.12 | 1 | «...Друг истины, поэт!» (Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина.) | |
15.01 | 1 | «Поговорим о странностях любви...» (Интимная лирика А.С. Пушкина.) | |
18.01 | 1 | «Да ведают потомки православных...» (Трагедия «Борис Годунов».) | |
19.01 | 1 | ||
22.01 | 1 | Нравственные уроки «маленьких трагедий». | |
25.01 | 1 | ||
26.01 | 1 | Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». | |
29.01 | 1 | ||
01.02 | 1 | Философское звучание поздней лирики Пушкина. | |
02.02 | 1 | Сочинение по лирике, прозе и драматургии Пушкина (см. темы сочинений в конце раздела учебника). | |
05.01 | 1 | ||
08.02 | 1 | «Даль свободного романа». (Замысел и история создания романа «Евгений Онегин».) | |
09.02 | 1 | «И жить торопится и чувствовать спешит». (Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени».) | |
12.02 | 1 | ||
15.02 | 1 | «Милый идеал». (Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа.) | |
16.02 | 1 | Эпическая муза. (Энциклопедизм пушкинского романа.) | |
19.02 | 1 | Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (см. темы сочинений в конце раздела учебника). | |
22.02 | 1 | ||
26.02 | 1 | «Глубокий и могучий дух». (Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.) | |
01.03 | 1 | ||
02.03 | 1 | «Неведомый избранник». (Ранняя лирика Лермонтова.) | |
05.03 | 1 | «Железный стих». (Поэт и толпа в лирике Лермонтова.) | |
12.03 | 1 | «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить». | |
15.03 | 1 | Любовь и Муза. (Интимная лирика Лермонтова.) | |
16.03 | 1 | «Люблю отчизну я...» (Тема России в лирике Лермонтова.) | |
19.03 | 1 | «Под бременем познанья и сомненья». (Образ «потерянного» поколения в лирике Лермонтова.) | |
22.03 | 1 | Письменная работа по лирике М.Ю. Лермонтова (обобщающего типа или в форме анализа одного стихотворения). | |
23.03 | 1 | Роман «Герой нашего времени»: от замысла к воплощению. | |
02.04 | 1 | «Странный человек». (Сюжет и проблематика главы «Бэла».) | |
05.04 | 1 | «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих» ...» (Главы «Максим Максимыч» и «Тамань».) | |
06.04 | 1 | «Онегин нашего времени». (Глава «Княжна Мери».) | |
09.04 | 1 | Глава «Фаталист» как эпилог «истории души человеческой». | |
12.04 | 1 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова (с использованием тематики сочинений в разделе учебника). | |
13.04 | 1 | ||
16.04 | 1 | Своеобразие творческого пути Н.В. Гоголя. | |
19.04 | 1 | ||
20.04 | 1 | «Вся Русь явится в нём!» (Замысел и история создании поэмы «Мёртвые души».) | |
23.04 | 1 | Губернский город NN и его обитатели. | |
26.04 | 1 | «Русь с одного боку». (Образы помещиков в поэме.) | |
27.04 | 1 | ||
30.04 | 1 | Крестьянская Русь в поэме: от смирения к бунту. | |
03.05 | 1 | «Любезнейший Павел Иванович». (Образ Чичикова н поэме.) | |
04.05 | 1 | Образ автора и смысл финала поэмы. | |
07.05 | 1 | Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (см. темы сочинений в конце раздела учебника). | |
10.05 | 1 | ||
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—XX ВЕКА | |||
11.05 | 1 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» | |
14.05 | 1 | А.А. Фет. Основные вехи биографии. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» | |
17.05 | 1 | Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». | |
- | 1 | Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | |
18.05 | 1 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | |
21.05 | 1 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | |
24.05 | 1 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. | |
25.05 | 1 | М. А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. | |
- | 1 | ||
- | 1 |
Сроки | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | Результат | Оценка |
ВВЕДЕНИЕ | ||||||
01.09 | 1 | Немеркнущее Слово: вехи истории отечественной литературы. | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу Составление таблицы | Чтение, рассказывание | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||
04.09 - 14.09 | 5 | «Слово о полку Игореве» | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом, характеристика героев | Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | ||||||
15.09 - 16.10 | 2 | Творчество А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского. | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами Выступления учащихся с сообщениями, работа со словарём, чтение произведений Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы, комментированное чтение по ролям, составление цитатного плана, словарная работа Работа с текстом, беседа, самостоятельная работа Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию | Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | Сочинение |
2 | Литературно-общественная деятельность М.В. Ломоносова. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | ||||
2 | Новая русская драматургия | Чтение, рассказывание | ||||
2 | Творчество Г.Р. Державина. «Бог», «Фелица», «Водопад», «На смерть князя Мещерского», «Памятник» | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | ||||
2 | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». | Чтение, рассказывание | ||||
2 | Творчество Н.М. Карамзина. | |||||
2 | Сочинение по творчеству одного из писателей XVI11 века | Сочинение | ||||
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО РОМАНТИЗМА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА | ||||||
19.10 - 20.11 | 2 | Особенности формирования русской романтической литературы. | Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы. Определять идейно-эстетические принципы данного литературного метода, обзорно характеризовать творчество представителей каждого направления. Исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы. Комментировать факты биографии поэта, соотносить эмоционально-образные впечатления от стихотворения с концепцией творчества Сообщение ученика, чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности. Анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль. Подбор материалов к сочинению, составление плана, редактирование сочинения, написание сочинения. | Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | |
2 | Поэзия К.Н. Батюшкова. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | ||||
3 | Творчество В.А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского как высшее достижение «школы гармонической точности». Влияние творчества поэта на последующий литературный процесс. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | ||||
2 | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | ||||
2 | Сочинение по творчеству поэтов-романтиков первой четверти XIX века | Сочинение | Сочинение | |||
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | ||||||
23.11 - 10.05 | 8 | Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова. «Горе от ума» | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа Работа с текстом статьи, конспектирование | Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, сочинение | Сочинение |
2 | Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | |||||
15 | А.С.Пушкин. Лирика, проза, драматургия. | Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа, беседа, Работа по плану анализа стихотворения Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа, обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9) | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть Сочинение | Сочинение | ||
2 | Сочинение по лирике, прозе и драматургии Пушкина | |||||
5 | «Евгений Онегин» | |||||
2 | Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||||
8 | М.Ю. Лермонтов Лирика | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа Работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть Письменная работа Сочинение | Письменная работа Сочинение | ||
1 | Письменная работа по лирике М.Ю. Лермонтова | |||||
5 | «Герой нашего времени» | |||||
2 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | |||||
9 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души» | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина Запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | Чтение, рассказывание Сочинение | Сочинение | ||
2 | Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | |||||
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—XX ВЕКА | ||||||
11.05 - 18.05 | 5 | Литература второй половины XIX века — обзор | Лекция, запись основных положений лекции Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов Чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа | Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть | |
21.05 - 25.05 | 5 | Литература XX века — обзор | Лекция, запись основных положений лекции Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов Чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос Комментированное чтение, анализ отдельных сцен, беседа | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть |
В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на 99 часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год
Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...
рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...