Рабочая программа по литературе. Меркин 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и учебника: Литература. 6 класс. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2010и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объёме 102 ч.
Содержание планирования включает 102 урока различных типов.
1. Уроки изучения художественных произведений
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений
2. Уроки изучения истории и теории литературы
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения и опроса
3. Уроки развития речи
Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.
Содержание учебного предмета «Литература»
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в..
8. Зарубежная литература.
9. Обзоры.
10. Сведения по теории и истории литературы.
11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
5 класс. Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий
6 класс. Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)
7 класс. Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика
8 класс. Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)
9 класс. Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)
6 класс
Введение
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Из устного народного творчества
Предания, легенды, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).
Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Из русской литературы ХIХ века
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С.Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; репродукция картины И.Шишкина «На севере диком…»; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).
М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
А.А. АХМАТОВА
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: военный плакат.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Н.М. РУБЦОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».
Из зарубежной литературы
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла, юмор, ирония.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»
И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».
Из героического эпоса
«Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).
Из древнерусской литературы
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Кубок».
А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»
М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Н.С. Лесков. «Человек на часах».
А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».
Из русской литературы XX века
А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»
Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»
И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»
Б.Л. Пастернак. «После дождя».
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».
В.К. Железников. «Чучело».
В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».
Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
- установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.
Зарубежная литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
- определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6 класс (Г.С. Меркин)
Урок N | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
01.09 | 1 | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. | |
Из греческой мифологии | |||
05.09 | 1 | Герои греческих мифов. «Пять веков.» | |
06.09 | 1 | «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах стремления познать мир и реализовать свою мечту. | |
08.09 | 1 | «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. | |
Из устного народного творчества | |||
12.09 | 1 | «Солдат и смерть», | |
13.09 | 1 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и легенда. Их художественные особенности. | |
15.09 | 1 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и её художественные особенности, помощники героев сказки. Народные представления о добре и зле. | |
Из древнерусской литературы. | |||
19.09 | 1 | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | |
20.09 | 1 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» Нравственная проблематика древнерусской литературы | |
22.09 | 1 | Развитие речи «Поучение» Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы | |
26.09 | 1 | Анализ письменных работ | |
Из русской литературы XVIII века | |||
27.09 | 1 | М. В. Ломоносов. Пример самоотверженного подвига, неукротимого дерзания и порыва. | |
29.09 | 1 | М. В. Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф.». | |
03.10 | 1 | Внеклассное чтение М. В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий. | |
Из русской литературы XIX века | |||
04.10 | 1 | В.А. Жуковский. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | |
06.10 | 1 | Баллада «Светлана». Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. | |
10.10 | 1 | Анализ баллады «Светлана» | |
11.10 | 1 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | |
13.10 | 1 | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», | |
17.10 | 1 | «Редеет облаков летучая гряда…». | |
18.10 | 1 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». | |
20.10 | 1 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». | |
24.10 | 1 | Внеклассное чтение А.С. Пушкин. Любимые стихи о природе. | |
25.10 | 1 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | |
27.10 | 1 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | |
07.11 | 1 | Роман «Дубровский». Отец и сын. | |
08.11 | 1 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | |
10.11 | 1 | Дубровский и Маша Троекурова. | |
14.11 | 2 | Развитие речи. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский». | |
15.11 | |||
17.11 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам. | |
21.11 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. «Тучи». Многозначность художественного образа. | |
22.11 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. «Парус». Многозначность художественного образа. | |
24.11 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Поэт и власть. «Листок». | |
28.11 | 1 | М.Ю. Лермонтов. «Редеет облаков летучая гряда» | |
29.11 | 1 | Развитие речи М.Ю. Лермонтов. Мастерская творческого письма. Написать от имени листка рассказ о путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой». | |
01.12 | 1 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | |
05.12 | 1 | «Бранное, трудное время» Степь как образ Родины в повести Н.А. Гоголя. | |
06.12 | 2 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. | |
08.12 | |||
12.12 | 1 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | |
13.12 | 1 | Развитие речи Мастерская творческого письма. Написание рассказа о событиях от лица их участника. | |
15.12 | 1 | Анализ письменных работ | |
19.12 | 1 | И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | |
20.12 | 2 | И.С. Тургенев. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. | |
22.12 | |||
26.12 | 1 | И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «В дороге». | |
27.12 | 1 | Н.А. Некрасов Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. | |
29.12 | 1 | Л. Н. Толстой в 30 – 50-е гг. 19 века. Повесть «Детство» | |
16.01 | 2 | Л. Н. Толстой. Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | |
17.01 | |||
19.01 | 1 | Анализ глав повести «Детство»: «Матан», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания» | |
23.01 | 1 | Л.Н.Толстой. Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство». | |
24.01 | 1 | Анализ письменных работ | |
26.01 | 1 | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын | |
30.01 | 1 | Дружба Васи, Валека и Маруси. | |
31.01 | 1 | В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. | |
02.02 | 1 | Мастерская творческого письма. Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | |
06.02 | 1 | Анализ письменных работ | |
07.02 | 2 | А.П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям | |
09.02 | |||
13.02 | 1 | «Толстый и тонкий» | |
14.02 | 1 | «Шуточка» | |
16.02 | 1 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни | |
20.02 | 1 | Анализ письменных работ | |
Из литературы XX века | |||
21.02 | 2 | И.А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». | |
27.02 | |||
28.02 | 1 | И.А. Бунин Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | |
02.03 | 2 | А.И. Куприн. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». | |
06.03 | |||
07.03 | 1 | А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. | |
13.03 | 1 | А. И. Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | |
14.03 | 1 | Анализ письменных работ | |
16.03 | 2 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке» Пафос и тема стихотворения. | |
20.03 | |||
21.03 | 1 | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. | |
23.03 | 1 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе | |
03.04 | 1 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Особенности жанра. | |
04.04 | 1 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | |
06.04 | 1 | Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». | |
10.04 | 2 | В мастерской художника | |
11.04 | |||
13.04 | 1 | А.Ахматова. Лирика | |
17.04 | 1 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые...» | |
18.04 | 1 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве | |
20.04 | 1 | В. П. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | |
24.04 | 2 | Бабушка и внук. | |
25.04 | |||
27.04 | 1 | Анализ письменных работ | |
04.05 | 1 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей» | |
08.05 | 1 | «Тихая моя родина» | |
Из зарубежной литературы | |||
11.05 | 2 | Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | |
15.05 | |||
16.05 | 1 | Краткие сведения о братьях Гримм | |
18.05 | 1 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой цареннеи о семи богатырях» А.С. Пушкина | |
22.05 | 1 | Краткие сведения об О. Генри | |
- | 1 | О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». О детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | |
- | 1 | О.Генри. «Дары волхвов» | |
23.05 | 1 | Краткие сведения о Дж. Лондоне | |
- | 1 | Джек Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. | |
- | 1 | Анализ письменных работ | |
25.05 | 1 | Рекомендации по чтению на лето |
Сроки | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | Результат | Оценка |
1 | Введение | |||||
01.09 | 1 | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. | Анкетирование. Аналитическая беседа. Творческая работа со статьями учебника с.3-7, вопросы 1,2,4,5. | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику | ||
Из греческой мифологии | ||||||
05.09 – 08.09 | 1 | Герои греческих мифов. «Пять веков.» | Из истории греческих мифов. Пересказ известных мифов. Творческая работа стр.26, вопрос1. | Выпускник научится: • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку; • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации; | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику Творческая работа | Творческая работа |
1 | «Прометей». | Представление творческих проектов «Троянская война», «Образ Прометея в литературе и искусстве». Чтение и анализ мифов. Рассказ учителя с использованием ИКТ | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |||
1 | «Яблоки Гесперид». | Чтение и анализ мифа. Дидактическая игра «Мифы и легенды Древней Греции». | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |||
Из устного народного творчества | ||||||
12.09 – 15.09 | 1 | «Солдат и смерть», | Чтение и анализ предания и легенды Составление сопоставительной таблицы. Работа с терминами. Пересказ эпизодов текста. | Выпускник научится:
| Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |
1 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | ||||
1 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | Представление творческого проекта. Чтение и анализ текста. Исследовательская работа в группах. | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | Проект | ||
Из древнерусской литературы. | ||||||
19.09 - 26.09 | 1 | «Сказание о белгородских колодцах». | Представление творческого проекта. Сообщения Работа со статьёй учебника. Рассказ учителя с использованием ИКТ. | Выпускник научится:
| Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | Проект |
1 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Лексическая работа. Сообщения. Чтение и анализ текста. Исследовательская работа в группах. | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |||
1 | «Поучение» Владимира Мономаха». | Сообщение о Владимире Мономахе. Чтение и анализ текста. Лексическая работа. Исследовательская работа в группах стр. 108, вопрос 2. Подготовка к творческой работе. | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Творческая работа | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
Из русской литературы XVIII века | ||||||
27.09 - 03.10 | 3 | М. В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». | Представление творческого проекта. Составление плана статьи. Работа с таблицей. Чтение и анализ поэтического текста. Работа с учебником. Работа со словом. Лекция учителя с использованием ИКТ | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику,, проект | Проект | |
Из русской литературы XIX века | ||||||
04.10 - 20.02 | 3 | В.А. Жуковский. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. «Светлана». | Лекция учителя с использованием ИКТ. Представление творческого проекта. Работа с учебником. Составление таблицы. Сообщения учащихся Чтение наизусть и анализ прочитанных отрывков. Работа со словом. | Выпускник научится:
| Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику, проект | Проект |
6 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта. Лирика природы | Чтение и анализ поэтических текстов Работа со словом. Исследование поэтического текста. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |||
7 | А.С. Пушкин. «Дубровский». | Сообщение учителя. Лексическая работа. Аналитическая беседа. Исследовательская работа с текстом. Краткий устный пересказ Анализ глав романа. Составление таблицы. Составление сравнительной характеристики героев. Работа над сочинением | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
6 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Вольнолюбивые мотивы в лирике. | Рассказ учителя. Чтение и анализ поэтических текстов Лексическая работа. Конспект статьи учебника. Исследовательская работа в группах. Работа над сочинением | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
6 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». | Заполнение таблицы по ходу урока. Аналитическая работа с текстом: чтение и анализ эпизодов повести; дискуссия; лексическая работа; викторина. Работа над сочинением – -повествованием от лица участника событий. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
4 | И.С. Тургенев. «Записки охотника» «Бирюк» Стихотворение в прозе «В дороге». | Лекция учителя с элементами беседы. Художественный пересказ Анализ рассказов. Лексическая работа. Работа с иллюстрациями. Чтение наизусть и анализ стихотворения | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |||
1 | Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». | Лекция учителя с использованием ИКТ. Чтение и комплексный анализ стихотворений | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику | |||
5 | Л. Н. Толстой «Детство» «Бедные люди». | Представление творческого проекта. Лекция учителя с элементами беседы. Выразительное чтение и анализ текста Художественный пересказ Работа со статьёй учебника Подготовка материалов к сочинению. | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение Проект | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
4 | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе» | Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение Анализ текста повести: исследовательская работа по группам; лексическая работа. | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
5 | А.П. Чехов «Налим» «Толстый и тонкий» «Шуточка» | Сообщение учителя. Работа с иллюстрациями. Представление проекта. Чтение, пересказ и анализ рассказов Рассказ о смешном случае из жизни. | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение Проект | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
Из литературы XX века | ||||||
21.02 - 08.05 | 3 | И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Лапти». | Выразительное чтение Представление творческого проекта. Анализ рассказа. Исследовательская работа с текстом. | Выпускник научится:
| Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику | Проект |
4 | А.И. Куприн Детские годы писателя. «Белый пудель». «Тапёр». | Тезисная запись лекции учителя. Исследовательская работа с текстом. Выразительное чтение и анализ текстов Лексическая работа. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
3 | Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке» «Разбуди меня завтра рано…». | Чтение и анализ стихотворения Самостоятельная исследовательская работа. Работа в парах с текстом стихотворения | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику | |||
6 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе «Кладовая солнца». | Лекция учителя с использованием ИКТ. Работа с таблицей. Анализ отдельных эпизодов Исследовательская работа с текстом. Работа с иллюстрациями. Аналитическая беседа. | Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | А.А. Ахматова. Лирика | Чтение и анализ стихотворений Исследовательская работа. Работа в парах с текстом стихотворения | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику | |||
1 | Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые...» | Представление литературной композиции. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование проект | Проект | ||
6 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве «Конь с розовой гривой». | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Художественный пересказ и текста Работа с фотографиями и иллюстрациями. Творческая работа. | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
2 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей» «Тихая моя родина» | Рассказ учителя. Работа со статьёй учебника. Чтение и анализ стихотворений. Лексическая работа. | Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, работа с тетрадью к учебнику | |||
Из зарубежной литературы | ||||||
11.05 - 25.05 | 2 | Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» | Работа со статьей учебника. Выразительное чтение и анализ сказки. | Выпускник научится:
| Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику | |
2 | Краткие сведения о братьях Гримм Сходство и различия сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | Рассказ учителя. Групповая исследовательская работа с текстами сказок | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику | |||
3 | Краткие сведения об О. Генри «Вождь краснокожих». «Дары волхвов» | Рассказ учителя с использованием ИКТ. Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя. Анализ рассказов | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику | |||
2 | Краткие сведения о Дж. Лондоне «Любовь к жизни» | Рассказ учителя. Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя. Анализ рассказа | Чтение, рассказывание, работа с тетрадью к учебнику, письменная работа | Сочинение | ||
1 | Анализ письменных работ | |||||
1 | Рекомендации по чтению на лето |
В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на 98 часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год
Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...
рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...