Сопоставительный анализ стихотворений Ахматовой и Ахмадулиной
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Материалы к уроку, посвященному творчеству двух замечательных русских поэтесс. Основная тема для сопоставления - мудрость жизни. Материал можно использовать как на уроке, так и на внеурочных занятиях в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmadulina.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Ахматова – Ахмадулина

Чтобы переключится  с утренней суматохи на постижение поэзии, предлагаю небольшую разминку.

Посмотрите на слайды и скажите, что общего у женщин, изображенных на них.

Феодо́сия (в иночестве Феодо́раПроко́пьевна Моро́зова, в девичестве Соковнина́1632 — 1 ноября 1675Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана вПафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода.

Почитается старообрядческой церковью как святая.

Саломея (5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская принцесса, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она не упомянута под собственным именем). По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

Дидо́на (лат. Dido), предположительно первоначальное прозвание финикийской богини Астарты; имя мифической[1] основательницыКарфагена, называющейся и Элиссою. Основала Карфаген, выведя население из Тира. (πλανητις).[8] Вначале основала карфагенский кремль Бирсу (Задача Дидоны — по договору с местным царем Иарбантом она купила столько земли, сколько может покрыть воловья шкура, Дидона изрезала шкуру на ремешки и обняла ею целую гору, охватив 22 стадия).[9] . Была влюблена в Энея, чем оскорбила память своего мужа Сихея и Креусы, жены Энея. Покончила самоубийством из-за измены Энея, бросившись на меч.[12] По другой версии, царь Ярба хотел на ней жениться, угрожая войной, тогда она бросилась на меч.[

Жанна д’Арк (совр. фр. Jeanne d'Arc[1]6 января 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как еретичка. Впоследствии реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых

Ахматова

Ахмадулина

Версии ответов;  женщины, оставившие след в истории, прожившие яркую жизнь.

Сегодня мы обратимся к творчеству женщин-поэтесс, которых постоянно сравнивают.  Ответим на вопрос; почему? И начнем со стихов Ахматовой. ( По ходу работы делаем записи, они помогут в написании итоговой работы)

Перед вами стихотворение, которое многие считают  шедевром русской лирики.

 

Я научилась просто  мудро жить

Смотреть на небо и молиться Богу

И долго перед вечером бродить

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

  • Можно ли при анализе этого стихотворения ссылаться на слова Эйхенбаума, что существенной чертой ахматовской лирики является «романность», что ее стихи похожи на случайно вырванную страничку из романа? Докажите. (Еще раз прочитав стихотворение, попробуйте составить рассказ)
  • Какой представляется героиня стихотворения? (В стихотворении героиня переживает момент гармонии с миром, она обретает новое зрение и слух, воспевается простота и мудрость жизни. Размеренность стиха не сохранила никаких отголосков "громкого" страдания, однако на то, что у настоящего есть "предыстория", указывает глагол совершенного вида "научилась". От былой драмы осталась только "ненужная тревога" и возможность прихода героя, но пережитое страдание изменило систему ценностей лирической героини. Она, свободная от прошлого, слышит и видит теперь "тленную" и "прекрасную" жизнь на земле ("шуршат в овраге лопухи", "никнет гроздь рябины желто-красной", мурлыканье кота, огонь на "башенке озерной лесопильни", крик аиста), и одновременно ее взгляд устремлен к вершинам духовности (небо, Бог). Героиня принимает земное и небесное начала мира, его дух и плоть, при этом голос жизни звучит так громко, что рождается мысль: И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу. 
В период с 1911 по 1917 год в лирике Анны Андреевной всё более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепнёвское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью: «шуршат в овраге лопухи», «гроздь рябины жёлто-красной», «лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу». В этот период происходит сближение лирической героини с окружающим её миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным – миром, к которому стремится её душа.

  • Какая строка задает основное настроение стихотворения? Как это настроение развивается, чем поддерживается?(пятистопный ямб, перекрестная мужская и женская рифма, повторы, инверсия, эпитеты, аллитерация и ассонанс, открытый финал)
  • Вы обратили внимание, что в первой строфе пропущены знаки препинания. Попробуйте их расставить и объяснить свое решение.  (Если вчитаться в произведение, то можно разглядеть некий совет: как переносить превратности судьбы. Можно вывести даже формулу: природа, вера и уединение. Но так ли все просто и мудро? У Ахматовой в этой строфе стоят запятые)

Ахматова искала спасения в красоте природы и в поэзии, и в длинных путешествиях к великим городам и нетленным  сокровищам культуры, но

                       Вместо мудрости – опытность, пресное,

                        Неутоляющее питьё…

Шли годы. Ахматова переживала со страной беды и горести, теряла любимых и друзей. В 1962 году в Комарово Ахматова пишет стихотворение, в котором, кажется, и дает ответ на вопрос: в чем же мудрость жизни.

                        Последняя роза

Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.

1962
Комарово

  • Прочитайте стихотворение и скажите, как вы его поняли.
  • Прочитайте анализ этого  стихотворения, сделанный Грачевой. Подчеркните в нем слова,  словосочетания, которые помогли бы вам при анализе этого стихотворения.
  • Запишите (кратко) в чем же мудрость жизни?

А теперь перенесемся в век ХХ1.Совсем недавно, в декабре прошлого года, умерла Белла Ахмадулина.

(смотрим ролик или рассказ. Когда Беллу, уже маститую поэтессу, вызывали в ЦК для очередной проработки, она смогла на слух ощутить свою неразрывную связь с величественной Анной Андреевной. Отчество Ахмадулиной цековский надзиратель за поэзией выучил, что называется, назубок. "Здравствуйте, Белла Ахматовна", — сказал он в телефонную трубку, явно гордясь своей вежливостью и широкой эрудицией... А недавно я обнаружил, что на половине сайтов, где упоминается Ахмадулина, она именуется не иначе как "Белла Ахматовна" — вместо "Белла Ахатовна". Даже на портале "Культура России". Видно, так тому и быть. Предстоит ей жить единой в двух лицах, посланницей сразу двух поэтически эпох — от ахматовского Серебряного до ахмадулинского... уж не знаю, как его обозначить.)  Я заметила, что многие знают Ахмадулину, не зная, что это она. Ее стихи у многих на слуху, и мы сегодня обратимся к одному такому. Запись «По улице моей..)

  • Перед вами тексты стихотворения и песни. В тексте стихотворения выделите ключевые слова (что сказано?), средства выразительности (как сказано?), место в композиции (зачем сказано?)

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

1959

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

 

( Материал для учителя:1 строфа Начало, заявлена тема: жизненный путь отмечен не только сближением, но и разлукой с друзьями, их потерей. Той темноте угоден.

2-3 строфы исключены, но в них объяснение, почему угоден темноте. Жалоб нет, желание добра, попытка понять, что произошло.

4 строфа осталась. Тема одиночества. Ключевое слово крут! Что скрывается за ним?

5 строфа исключена. Но в ней заявлено избранность. Одиночество дарует духовные блага.

6-8 строфы В затворничестве героиня постигает тайный смысл предметов, природы. Она обретет мудрость, которая позволит взглянуть по-другому на мир.

9 строфа и появятся вновь друзей прекрасные черты

Художественные особенности стихотворения: пятистопный ямб, инверсия, славянизмы, книжная лексика, сложные метафоры, эмоционально-оценочные эпитеты – позволяют ощутить атмосферу одиночества и торжественно печальную тональность.)

  • Сравните теперь текст стихотворения с текстом песни.  Какие изменения вы видите? Как изменилось из-за этого восприятие стихотворения? Его счмысл?
  • Пришло время объединить все наши наблюдения. Конечно, за столь короткий срок и проанализировав всего лишь три стихотворения, нельзя глубоко проанализировать связь творчества Ахматовой и Ахмадулиной, но некоторые замечания все же реально сделать. Напишите свои размышления о творческой связи этих двух поэтесс. Название своему тексту дайте сами.
  • Слушаем несколько работ.
  • В заключение я хочу прочитать слова литературоведа, писателя, культуролога  Петра  Вайля: "В отличие от всех ее товарищей, нежно ею любимых, Ахмадулина - чистый лирик. Ей удался некий синтез, восходящий к двум великим русским поэтам XX века - Ахматовой и Цветаевой. Она классична, как Ахматова, и эмоциональна, как Цветаева. Упаси бог уравнивать все эти имена. Вообще, на такой высоте пьедестал с различением мест не выстраивается. Главное, Ахмадулина дала понять, что лирика вечна" .

Я научилась просто  мудро жить

Смотреть на небо и молиться Богу

И долго перед вечером бродить

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Ахматова, 1912      

                          Последняя роза

Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.

1962
Комарово

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

1959

По улице моей который год

звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и - мудрая - я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

    В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале".  Предназначена для учащихся и учителей....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...

Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...