урок-путешествие "По пушкинским местам"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Знакомство с основными местами пребывания А.С. Пушкина; развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть лирических произведений;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_po_pushkinskim_mestam.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок-путешествие “По пушкинским  местам ”

Цель урока: 1) Знакомство с основными местами пребывания А.С. Пушкина;

                          2) развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть

                              лирических произведений;

                          3) развитие интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина,

                              воспитание любви к прозе и поэзии.

 Оборудование: 1) портрет и бюст А.С. Пушкина;

                                2) иллюстрации к произведениям поэта;

                                3) портреты, иллюстрации, фотографии памятников А.С. Пушкину

                                    из альбома “А.С. Пушкин”,

                                4) роман Ю. Тынянова “Пушкин”.

                                5) книжная выставка ( Ю. Лотман, М. Цветаева, С. Гейченко и другое)

                                6) ТСО – видеозапись фильма НТВ.

                                                 фонозапись стихотворения

                                7) школьная доска с опорными словами

                                             Ход урока.

Вступительное слово:

 1 Учитель

     Добрый день, дорогие друзья!

     Мы предлагаем вам  поговорить о жизни и творчестве поэта, который занимает особое

место в культуре России – об Александре Сергеевиче Пушкине. С его творчеством мы начинаем знакомиться с раннего детства. У каждого Пушкин свой. А что он для вас?

Творческая работа

 Хотелось бы, чтобы вы сейчас в двух - трех предложениях высказали свое мнение о творчестве

 великого соотечественника, вспомнили, какие  произведения прозы и поэзии Пушкина вы

 изучили ранее, сформулируйте свое впечатление в небольшом устном высказывании. Помогут

 вам опорные слова

- восхищаюсь

- поражаемся

- научил

- заставил задуматься

2 Ученица

                   Выразительное                Леонид Хаустов. “Дорога”

                        чтение наизусть  

                                                             И снова дорога. И снова

                                                 Глухие удары копыт,

                                                              И шум перелесков сосновых,

                                                              И грусть одиноких ракит.

                            Что галки, черны деревушки.

                            Ребят одиноких гурьба.

                            О чем ты задумался, Пушкин,

                            С горячей ладонью у лба?

                                                             Какая на сердце тревога?

                                                             Любовь, вдохновенье, друзья?

                                                             А может быть, просто-дорога,

                                                             Большая Россия твоя?

3 Учитель

 Итак, сегодня мы с вами отправимся в дорогу  вслед за поэтом, посетим дорогие сердцу  

 Пушкина места. А экскурсоводами будут наши ребята.

 

4 Учитель

 Задание “экскурсантам”.

 Вы должны составит два – три тестовых задания. связанных с местами пребывания

 А.С. Пушкина, с авторами памятников и т.д.

5 Ученица.

 На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движения потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда

лежат цветы. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом А.С.  Пушкина. Автор его – скульптор Александр Михайлович Опекушин.

       Торжественное открытие памятника в 1880 году -  большое событие в жизни русского общества того времени. Он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. Передовая русская общественность всячески приветствовала это благородное дело. Много лет прошло со дня открытия памятника Пушкину в Москве, но  и до настоящего времени он продолжает оставаться лучшим изображением в монументальной скульптуре.

                                                Царское Село /1811-1817/

6 Учитель

Какое отношение к жизни великого поэта имеет дата 19 октября? (день открытия Лицея)

7 Ученик

  19 октября 1811года – День рождения Лицея. И мы отправляемся в Царское Село под Петербургом .

   Лицей был своеобразным учебным заведением, здесь были лучшие профессора и преподаватели: Малиновский, Куницин. В 1811 году в числе тридцати дворянских детей  

Пушкин стал лицеистом. Среди воспитанников были юноши с поэтическим талантом:

Дельвиг, Кюхельбекер. Они стали друзьями поэта. Но лучшим другом до конца жизни

стал Иван Пущин.

Выразительное чтение наизусть    

                                        Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                        Он, как душа, неколебим и вечен,

                                        Неколебим, свободен и беспечен,

                                        Срастался он под сенью дружных муз.

                                        Куда бы нас ни бросила судьбина

                                        И счастие куда б ни повело,

                                        Все те же мы: нам целый мир чужбина

                                        Отечество нам Царское Село.

     Эти слова “Друзья мои, прекрасен наш союз!” были помещены на постаменте памятника Пушкину - лицеисту в Царском Селе (ныне город Пушкин) к 100-летию со дня рождения великого поэта.

                                               Петербург /1817-1820/

8 Ученик 

Через несколько дней после окончания Лицея Пушкин был принят на службу в Коллегию иностранных дел. Общественная жизнь в столице била ключом. Это было время, когда в Петербурге образовывались тайные политические общества, новые литературно- политические общества “Зеленая лампа” и др., члены которой видели в ней большую общественную силу и ставили своей задачей создание гражданской поэзии. Пушкин создает “Вольность”,

”к Чаадаеву”, эпиграммы. Царь Александр 1 при встрече с директором Лицея сказал о бывшем воспитаннике: Пушкин “наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает. Пушкина надобно сослать в Сибирь”.

                                                Южная ссылка /1820 – 1824/

9 

Стараниями друзей: Жуковского, Карамзина, Чадаева - поэт был отправлен на службу на юг России, а не в Сибирь. В начале мая 1820 года последовало царское решение.

Прослушивание фонозаписи

 Стихотворение “К морю” читает актер Щукин

География южной ссылки очень широка: Екатеринослав, Пятигорск на Кавказе, Гурзуф в Крыму, Кишинев.

   Итогом этого большого четырехлетнего пребывания на юге стали стихотворения и романтические поэмы: “Цыганы”, ”Братья разбойники”, ”Кавказский пленник”, ”Бахчисарайский фонтан”.

                                                  Михайловское /1824 – 1826/

10 Ученица

Сельцо Михайловское, куда приехал Пушкин в 1824 году, находилось в псковской губернии. Сюда поэт был выслан под надзор властей и собственного отца, что очень обострило их отношения. В письме к брату Александр Сергеевич пишет: “Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки , обедаю поздно; после обеда езжу верхом вечером, слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки!”

   Народно – поэтическое творчество и быт интересуют поэта. Он увлекается идеей написать

о вождях народных движений  XVII – XVIII веков Степане Разине и Емельяне Пугачеве

11 Ученица

                                             Болдино/1830- 1833/

  “Село Болдино было настоящая боярская вотчина, три тысячи душ, да беда была в том, что

…сын отца от первого брака оттягал большую часть земли и душ себе…

       В вотчине Сергей Львович (отец поэта) никогда не бывали болезненно морщился, когда матушка намекала – не без яду, что не мешало бы, дескать, заглянуть. Зная, что числится тысячи душ…что есть там в селе мельница…, от казны поставлен питейный дом, а кругом густой лес…” – пишет Ю. Тынянов в романе “Пушкин”

(М.,”Художеств литература”, 1987, с. 5 (классики и современники)

                        Просмотр отрывка видеофильма, посвященного

                               Болдинской осени 1830года.

12 Учитель

(напоминает о творческом задании учащимся, проверяет работу в тетрадях – запись основных этапов жизни и творчества А. С. Пушкина в виде хронологической таблицы)

                     Просмотр второго отрывка видеофильма, посвящённого

                    жене поэта – Наталье Николаевне Гончаровой .

                                  Петербург/1834-1871/

13 Ученица

 В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили “последний акт” жизненной драмы поэта.

               27 января 1837 года в Петербурге на Черной речке состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом.

               Смертельно раненный, поэт проживет еще два дня. Последним его домом станет квартира на Мойке.

 Ученица

              Легкий, стремительный, полный внутреннего движения, музыки стихов, читает нам Пушкин свои произведения, как читал кода-то своим друзьям.

           “Пушкин – очень яркий человек по своему характеру, прост в своих движениях и ясен в мыслях, говорит скульптор М.К. Аникушин, поясняя идею памятника, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслоняли бы это явное изображение нашего великого поэта…

             Памятник был открыт 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади искусств. Он очень полюбился хозяевам и гостям города, проникнутого памятью поэта…”

 14 Ученица

Выразительное чтение                   Наш земляк – поэт Николай Палькин посвятил Пушкину                     наизусть                                           свое стихотворение

                                                                    “Пушкин.”

                                              Земной, а вовсе не былинный,

                                              Он в нашей высится судьбе

                                              Той ослепительной вершиной,

                                              Что манит каждого к себе;

                                               Той ослепительно тревожной,

                                               Живущей с Богом заодно,

                                               Постичь которую возможно,

                                               Достичь которой не дано.

                                                                                                 (1990год)

  16 Учитель

                           Д/з. Составление тестовых заданий по жизни и творческому

                                             пути А.С. Пушкина

                                Итог урока. Выставление оценок

Итак, мы с вами совершили путешествие по пушкинским местам. Время урока не позволяет нам очень подробно остановиться на каждом этапе, но на последующих уроках мы не раз вернемся с Пушкиным и в Михайловское, и в Болдино, и в Петербург и поговорим подробно

о его талантливых произведениях прозы и лирики, приобщимся к его великому дару!

                                 

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пушкинские места в Москве

Презентация к уроку...

Урок-путешествие "Пушкинские места России"

Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина  в 6 классе...

Презентация "Путешествие по пушкинским местам"

Презентация "По пушкинским местам" поможет учащимся 9-го класса увидеть совими глазами те места, в которых бывал А.С.Пушкин и которые отмечены его литературными плодами....

Игра-путешествие «По Пушкинским местам»

Сценарий игры-путешествия...

Урок-путешествие “По пушкинским местам ”

Урок - путешествие по основным местам прибывания Пушкина...

Проект по литературе для 6 класса, по теме «Пушкинские места Москвы»

Тема проектной работы – «Пушкинские места Москвы».Автор работы – Лукашевич Богдан, ученик 6 «а» класса МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.Научный руководитель – Хоруженко Валентина Алексеевна, ...

Учебный проект по литературе "Путешествие по пушкинским местам"

Продукт информационного учебного проекта в 9 классе Абанской СОШ №4https://youtu.be/LAZhkCJakNQ...