О природе и человеке
статья по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
О «человеке и природе» и «природа человека»
Современный мир знает две глобальные проблемы: борьба за мир и сохранение окружающей природы. Экологические вопросы все настойчивее вторгаются в самые различные области нашей жизни, а тема «человек и природа» становится одним из главных предметов философских раздумий, социологических дискуссий, споров о нравственности и морали, современной литературе и искусстве. Защищая природу, человек защищает свою Родину, защищает человеческое в самом человеке – убедительно доказывает литература, глубоко исследующая двуединый вопрос: влияние человека на природу и природы на человека. Широкий обзор этой темы дан в книге С.А. Липина «Человек глазами природы». Автор рассматривает развитие в литературе проблемы взаимоотношений человека и мира природы, обращается к анализу в художественных произведениях природы человека как таковой. «Так кто же он, Человек, по отношению ко всему сущему в мире? Что видят в нем сегодня глаза природы сквозь призму художественных образов литературы?» в кратком обзоре он обращается к творчеству Данте, Рабле, Руссо, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева. Глава содержит информацию об эволюции отношения человека к природе. Начало современной литературы автор связывает с творчеством Пришвина, Леонова. Автор рассматривает борьбу разумного с неразумным. Это проблема – столкновение «сегодняшней необходимости» и «разума истории». Но всегда в центре проблема Человек – Природа. Центральное место уделено современным авторам. С. Залыгин «Комиссия» - связь человека, крестьянства с природой, все должно быть чистым и в порядке. В. Астафьев «Царь-рыба» - отмечает несовместимость явлений «природа-мать и природа мстит». Д. Гранин «Картина» - рисует картину художник Сергей Лосев, это полотно становится ценностью наравне с произведениями искусства, а потому нельзя пожертвовать ею даже ради самой насущной сегодняшней пользы и необходимости. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо» - человек и природа. Повесть Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» - обращение к мифу, древним легендам, сказкам, преданиям, поднимающих взаимоотношения природы и человека. Итак, три направления о природе, экологии, человеке. Первая – разумное и неразумное. Современные классики – Распутин, Вампилов. Второе – научно-художественная литература о природе. Н. Сладков, А. Онегов и другие. Третье – художественная публицистика. Примером могут послужить произведения В. Чивилихина. «Глазами природы: светлым оком планеты – Байкалом или зловещей мутью Балтики – увидит он, человек будущего, нас, сегодняшних, оценит наш разум и наше величие» (Липин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
"Природа и человек", 10 класс обществознание
Расширить знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность, общество»; развивать умение анализировать информацию источников, воспит...
Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева
Урок-погружение в поэтический мир Ф.И.Тютчева...