Методические разработки по русскому языку и литературе
методическая разработка по литературе (5, 8, 11 класс) по теме
Урок - проект по литературе ««Родился я с песнями в травном одеяле» (Поэтическое мастерство Сергея Есенина)» в 11 классе.
Основная задача современной школы – воспитание подлинно свободной личности, имеющей способности самостоятельно мыслить , добывать знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Один из способов решения этой задачи - использование метода проектов на уроках литературы. Его использование даёт ученику возможность творчески мыслить. Главное внимание уделяется художественному тексту и личности школьника, работающего с произведением на равноправных началах.
Темой, способной раскрыть креативные способности юных читателей, на мой взгляд , может стать анализ лирики С.Есенина с точки зрения отражения в ней животного и растительного мира России и поиски ответа на вопрос: «Почему так много стихов Есенина о природе положено на музыку?».
Решение задач, стоящих перед творческими группами, которые работают над своими мини-проектами, должно подтвердить гипотезу: Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино.
Объектом исследования стала лирика С.Есенина 1910-1925 годов.
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Виды односоставных предложений".
Данная методическая разработка позволяет определить уровень овладения обучающимися теоретических знаний и способов познавательной деятельности по теме "Виды односоставных предложений". Для учителей она будет интересна с точки зрения использования в своей работе такой современной технологии, как разноуровневое обучение.Каждый ученик при такой организации урока имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне (не ниже базового), проявляя при этом индивидуальные особенности. Традиционно данная тема вызывает массу затруднений у школьников. Разнообразный материал, подобранный каждой группе, позволит обучающимся не только разобраться в сложной теме, но и максимально проявить творческие способности. Учителю же будет удобно дать оценку навыкам школьников, провести коррекцию пробелов в знаниях учащихся.
Итоговый урок по басням И.А.Крылова "В мастерской художника слова. Крылов и его басни" в 5 классе позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничестве", метод проекта. Групповая работа максимально раскрывает способности обучающихся, реализуя их творческий потенциал. Работа над текстом басен привлекает внимание учеников к авторской лексике. В этом помощь учителю оказывает методика смыслового чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок - проект по литературе ««Родился я с песнями в травном одеяле» (Поэтическое мастерство Сергея Есенина)» в 11 классе.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №144
с углубленным изучением отдельных предметов»
Семко О.В. - учитель русского языка и литературы, высшая кв. категория
Основная задача современной школы – воспитание подлинно свободной личности, имеющей способности самостоятельно мыслить , добывать знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Один из способов решения этой задачи - использование метода проектов на уроках литературы. Его использование даёт ученику возможность творчески мыслить. Главное внимание уделяется художественному тексту и личности школьника, работающего с произведением на равноправных началах.
Темой, способной раскрыть креативные способности юных читателей, на мой взгляд , может стать анализ лирики С.Есенина с точки зрения отражения в ней животного и растительного мира России и поиски ответа на вопрос: «Почему так много стихов Есенина о природе положено на музыку?».
В содержании любой проектной работы должно быть предусмотрено наличие проблемы, требующей исследовательского поиска и творческого подхода для её решения.
Задачи урока - проекта:
- Изучить имеющийся научный материал по теме исследования;
- Вывести статистику частоты упоминания животных, растений и явлений природы в поэзии Есенина 1910-1925 годов;
- Осуществить классификацию единиц данных явлений природы и установить особенности их функционирования;
- Дать представление о поэтике как системе художественных средств и приёмов на материале анализа поэтических произведений, выявляющих черты напевного есенинского стиля;
- Воспитать чувство любви к Родине через анализ стихотворений поэта.
Тип проекта исследовательский. При анализе языкового материала используем следующие методы и приёмы исследования: 1) описательный; 2) метод компонентного (статистического) анализа: число выявленных фактов, их функциональная нагрузка.
Решение данных задач должно подтвердить гипотезу: Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино.
Объектом исследования стала лирика С.Есенина 1910-1925 годов.
Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Л.Л.Бельской «Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина», книга Н.И.Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни». Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, исследования можно использовать на уроках литературы, истории, биологии, музыки, МХК, математики. Проектные работы учащихся рассчитаны на многоцелевую аудиторию: исследования будут интересны и ученикам начальной школы, и учащимся среднего звена, и студентам, и старшему поколению.
Класс делится на три группы, у каждой свой мини - проект:
1 группа - «Природные образы в лирической исповеди поэта»;
2 группа – «Звериных стихов моих грусть»;
3 группа – « Песни, песни, о чем вы кричите…».
Ход урока.
I.Актуализация знаний: Какие ассоциации возникают у вас при упоминании имени поэта? Можно ли утверждать, что природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта? Известны ли вам песни, написанные на стихи Сергея Есенина?
Предположения учащихся.
Формулировка темы урока с записью на доске: ««Родился я с песнями в травном одеяле» (Поэтическое мастерство Сергея Есенина)».
II. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы. Зачем нам необходимы знания о природном мире Есенина? Почему у читателей и почитателей таланта Есенина создается впечатление, что его стихи как бы сами ложатся на музыку?
III. Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Как многообразие растительного мира отражено в есенинских пейзажах в период с 1910 по 1925 г. | Каких представителей животного мира можно чаще всего встретить в стихотворениях поэта, и с чем это связано? | Какие средства и приёмы, используемые поэтом, делают его творения невероятно мелодичными? Приведите примеры. |
IV. Организация деятельности учащихся в группах. Помощник учителя распределяет обязанности в группе и осуществляет обсуждение по формам представления продукта деятельности.
V. Ответы учащихся по группам. Представление продуктов деятельности.
1 группа. Вывод: «Земные» пейзажи Есенина- это в основном среднерусская природа во всей своей неброской, скромной красоте. В есенинских пейзажах поражает разнообразие растительного мира: боле 20 пород деревьев, около 20 видов цветов. В результате анализа более 100 стихотворений была выведена следующая статистика частоты упоминаний растений: берёза – 39, ива- 17, черёмуха- 22, клен- 7, рабина-5, тополь-4,яблоня-4,сосна-3, осина-3, верба-2, а также упоминаются дуб, ель, липа. Безусловным фаворитом Есенина является береза. Именно с ней у поэта связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России. Среди разнообразия цветочного мира лидируют ромашки, васильки и розы. Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем, звездами, зори и закаты, росы и туманы ветры и метели. Например, при анализе стихотворений луна и месяц упоминаются 33 раза, заря- 10,туман-5, солнце- 11,облака-2, звезды-3, снег-5, ветер-7, вечер-4, закат-3. Главная особенность есенинской природы - не разнообразие , не очеловеченность, а деревенский крестьянский облик( « небо словно вымя, звезды как сосцы», « под плугом бури ревёт земля»).Природа- душа стихов поэта, без неё они не могут существовать, утрачивая свою неповторимость и очарование. Для поэта понятия родная природа и Родина сливаются в единое целое.
Продукт проекта: презентация, справочные материалы, газета.
2 группа. Вывод: Животный мир у Есенина – часть природы, живой , разумной. Его звери - это «меньшие наши братья», у которых свои печали и радости, свои думы и переживания. Из статистики упоминания животных мы можем сделать вывод, что наиболее распространены домашние животные - лошадь, корова, собака ( конь- 37, собака или щенки- 126, корова-30). Корова, кормилица крестьянской семьи, вырастает до символа России. Поэт любовно её называет «телица- Русь». Лошадь - работница в крестьянском хозяйстве, она в постоянном движении. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Вспомним строки из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Розовый конь - символ восхода солнца, весны, радости, молодости. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине. Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Например, лирический герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Есенинская собака способна на глубокие чувства. Сразу приходит на память стихотворение «Песнь о собаке». Не можем не упомянуть о том, что в лирике поэта часто можно встретить птиц , свыше 30 наименований, среди них журавль, ворона, глухарь, гусь, голубь, иволга, коростель, кукушка, кулик, курица, лебедь, сова, сорока, чибис. Поэт относится к животным уважительно и обращается к каждому в отдельности. Есенина интересуют не озверевшие люда, а очеловеченные звери.
Продукт проекта: презентация, справочные материалы, газета.
3 группа. Вывод: Почему же так много стихов Есенина положено на музыку? Их можно называть песнями или романсами - не столь важно. Важно то, что они лиричны, проникновенны, образны, мелодичны. Нам кажется, что условно все песни, написанные на стихи Есенина, можно разделить на 4 группы: 1)песни о любви к Родине, 2)песни о любви к русской природе, 3)песни о любви к женщине, 4) песни о любви к матери. Что же делает стихи поэта настолько мелодичными? Начнем со стихотворных размеров. Большинство произведений поэта написано традиционными размерами. По данным исследований , более 70 %. Любимым метром был хорей. Есенинский хорей романсово- протяжен, что придает ему плавность и напевность. Например, в раннем творчестве в лирике поэта мы можем услышать народную песню и частушку, в позднем – городской бытовой романс. Также поэт использует различные приемы мелодизации – анафоры, синтаксический параллелизм, повторы, перечисления. Особую изобретательность проявляет Есенин в применении кольцевой композиции, которая свойственна романсовому жанру.
В своей проектной работе мы сделали акцент на песнях о родной природе, написанных на стихи С.Есенина. Особенное место в творчестве поэта занимает берёза. В ходе развития лирического сюжета стихотворения «Берёза» любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Стихотворение написано любимым стихотворным размером Есенина- хореем, поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Оно нашло отклик в сердцах известных композиторов, которые создали прекрасные романсы на стихотворение «Берёза». Это Н.В.Кутузов, народный артист СССР, дирижёр, композитор, педагог, и А.Г.Арутюнян, народный артист СССР, композитор, пианист, педагог. Исполняла песню Г.А.Ненашева, заслуженная артистка России. Стихотворение «Зелёная прическа» С.Есенин также посвятил берёзе. Оно привлекло внимание таких композиторов, как Т.Н.Хренников и Е.Г.Мартынов .Перечень стихотворений Есенина, которые привлекли внимание известных советских российских композиторов, можно продолжать бесконечно: «Вот уж вечер, роса блестит» ( комп. Прицкер Д.А., Салманов В.Н., Сильванский Н.И.), «Заметает пурга белый путь» (комп. Флярковский А.Г.,Кручинин В.Я.), «Осень»( комп. И.И.Дзержинский) и т. д.
Продукт проекта: песенный сборник на диске, вокальное исполнение произведения, презентация.
VI. Итоги урока. С.Есенин знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Русь, Россия, родина, родная сторона, отчий дом- самые дорогие для Есенина слова. Природа России всегда была любимой для поэта, поэтому столь часто упоминаются растения, животные в его творчестве. В своих творениях поэт не только проникает в суть вещей, но и пишет так, что каждая строчка превосходно ложится на мелодию. Это еще одна замечательная особенность его творчества.
В процессе работы учащиеся усовершенствовали навыки осуществления научно- исследовательской работы, узнали много нового и интересного о творчестве С.А.Есенина.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ «ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
О.В. Семко,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань, Республика Татарстан
Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Виды односоставных предложений».
Задачи:
Для первой группы (группа А):
- Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня по теме «Виды односоставных предложений», позволяющих работать в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях по изученным темам.
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа Б):
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2.Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия по теме «Виды односоставных предложений».
3. Сформулировать умения самостоятельно работать над заданиями.
Для третьей группы (группа С):
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности по теме «Виды односоставных предложений».
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология: технология разноуровневого обучения.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- таблица «Односоставные виды предложений» ,
- тесты ( приложение 1)
- раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
- Проверка домашнего задания (фронтальная беседа). Повторение теоретического материала об односоставных предложениях ( работа по таблице) с использованием учащимися собственных примеров – односоставных предложений разных типов.
- Этап обобщения и систематизации знаний об односоставных предложениях разных типов.
- Диагностическое тестирование с целью определения уровня усвоения материала обучающимися (Приложение 2). Ученикам предлагается самостоятельно выполнить задания теста ( раздаточный материал), затем осуществляется взаимопроверка.
- По результатам тестирования обучающиеся делятся на три группы (А,В,С) и выполняют разноуровневые задания , причем перемещение учащихся из группы в группу свободное по мере выполнения заданий.
Задания для первой группы (группа А). Помощь при выполнении заданий осуществляет ученик - консультант.
- Распределить предложения по типам , записав их номера в соответствующую графу таблицы.
Определённо- личные | |
Неопределённо- личные | |
Обобщённо- личные | |
Безличные | |
Назывные | |
Двусоставные |
- Мама, принимай гостей. 2. Большой костёр развели на берегу, против поселка. 3. Не о любви поётся теперь перед лицом грозы. 4. Нельзя мне жить без друга. 5.Вопли чаек, плеск разбивающихся волн. 6. Рисую солнечное утро. 7. Холодная весна. Холодный резкий ветер. 8. Хочешь есть калачи - не лежи на печи. 9. За опоздание будете наказаны. 10.От добра добра не ищут . 11. В избе зажгла керосиновые лампы. 12. Ночью люди спят, а днем бодрствуют.
- Укажите тип односоставного предложения, обозначьте, чем выражен главный член предложения ( материал распечатан).
1) Кругом всё молчало.
2) По откосам оврагов зацвели первые цветы.
3) Тоскливо и медленно проходили дни и вечера.
4) Хорошо было работать ранним утром под ласковым солнышком.
5) Ярмарка. Крещенский мороз.
6) Лежи на боку да гляди за Оку! (Пословица)
7) Нас разбудили в есть часов.
8) Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.
9) На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром.
10) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
- Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте схемы:
Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.
Утро, и кончился наш привал.
Альтернативный вариант задания:
Выпишите из текста односоставные предложения. Определите типы односоставных предложений, охарактеризовав главный член.
Надо было убрать хлеб.
Небо серое, мутное. Поле идет по склону горы. За комбайном седой след соломы. Привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. Сам комбайн дребезжит, поёт, визжит, скрипит. Тишина. Рабочий покой. В такие моменты Зырян любит подумать, пофилософствовать.
По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. Перемололо её в мелкие щепки. На лицо Зыряна слетело что-то холодное и тут же растаяло. Снег. Скоро зима.
- Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру по мотивам картины И.И.Левитана «Вечерний звон». Постарайтесь использовать в тексте сочинения разные виды односоставных предложений.
Задания для второй группы (группа В). Ребята работают парами, в случае необходимости обращаются к членам группы.
- Сгруппировать безличные предложения по способу выражения сказуемого ( материал распечатан).
1) С моря веет свежестью. 2) Не надо спешить с ответом. 3) Безлюдно. 4) Пахнет сеном над лугами. 5) Темнеет. 6) Не цвести цветам поздней осенью. 7) В половодье все вокруг было затоплено. 8) После концерта хотелось бы поговорить с тобой. 9) У взрослых зубров практически нет врагов. 10) Из-за эпидемии гриппа больных посещать запрещено. 11)Светало. 12) Этот фильм стоит посмотреть.
- В данных предложениях расставьте знаки препинания, определите виды односоставных предложений, которые входят в сложные , составьте схемы.
1) Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. 2) Тише дождь и посветлело на улице. 3) Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. 4) Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.
- Составьте четыре предложения с существительным весна, употребленным в роли: 1) подлежащего двусоставного предложения; 2) сказуемого двусоставного предложения; 3) главного члена назывного предложения; 4) обращения.
- Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру по данному началу, включив в текст разные виды односоставных предложений:
Русский характер! Поди-ка опиши его.
Задания для третьей группы ( группа С). Группу консультирует учитель
- Списать предложения. Определить тип простого односоставного предложения с глагольным сказуемым.
1) На дворе вечереет. 2) Нет печалям и несчастьям. 3) У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 4) Около дома не будет гаражей. 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6) Писать нужно хорошо. 7) Бездонную бочку водой не наполнишь. 8) Больному уже разрешили вставать. 9) Снова с моря веет прохладой.
- Закончите предложения. Какие синтаксические особенности будут их объединять? Проведите полный синтаксический разбор предложений, составьте схемы.
1) С утра было свежо, и … . 2) Мне было некогда, и … . 3) На душе у меня радостно, и … . 4) До отхода поезда остается полчаса, и … . 5) До вокзала сравнительно далеко, и … . 6) В вагоне шумно, и … .
- Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и , набегавшись, полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
- Прочитайте заповеди, которые в двадцатилетнем возрасте сформулировал в своём дневнике выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский. Он всю дальнейшую жизнь следовал им, воспитывая в себе указанные качества характера.
Определите вид каждого односоставного предложения .
- Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
- Прямота в словах и поступках.
- Обдуманность действий.
- Решительность.
- Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
- Не проводить время бессознательно, делать то, что хочешь, а не то,что случится.
- Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
- Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
-Творческое задание. Попробуйте сформулировать в письменном виде принципы ,которым вы могли бы следовать в жизни. Используйте безличные предложения.
- Домашнее задание (разноуровневое). Ребята могут выбрать домашнюю работу любой группы.
Для группы А: Выписать из художественных произведений, ранее изученных, примеры односоставных предложений разных видов.
Для группы Б: Нагрудные значки с текстом получили широкое распространение в последние годы. Какие названия вам встречались? Запишите их, каждое предложение разберите по членам. Определите виды предложений.
Для группы С: Какие знаменитые плакаты , посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. вам известны? Что на них изображено? Что хотели передать художники в каждом плакате? Какие виды односоставных предложений использованы в них?
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что вызвало наибольшие трудности?
Приложение
Диагностическое тестирование.
1 задание. Укажите односоставное предложение.
1) Читательский дневник – это особый дневник.
2) Рядом - книжка.
3) И это прекрасно.
4)Тишину можно читать, как книгу.
2 задание. Какое предложение является двусоставным?
1) Да мало ли что увидишь у себя под ногами!
2) Никогда не забуду этот день.
3) У входа толпилось много людей.
4) Настраивали оркестр.
3 задание. Какое предложение является односоставным назывным?
1) Удивительный все-таки человек баба Шура.
2) Такое тёплое жёлтенькое солнышко!
3) Синицына, к доске!
4) Двойка- это пустяки!!!
4 задание. Какое предложение является односоставным определенно - личным?
1) Сильная жара.
2) Что делать нам в деревне?
3) Брожу по ночному городу.
4) Не всякому слуху надо верить .
5 задание. Какое односоставное предложение является неопределенно- личным?
1) Пахнет речным туманом.
2) Что за красота!
3) Скоро построят новые станции метро.
4) Пойдёте в театр?
6задание. Какое односоставное предложение является обобщённо- личным?
1)Приземистые дубы.
2) Посмотрите на это строение.
3) Шила в мешке не утаишь.
4) Нет конца познанию мира.
7 задание. Какое предложение является безличным?
1)Не хотелось мне вчера учить уроки.
2) Сейчас меня вызовут.
3) Вдруг меня в спину толкнули.
4) Я учусь неважно.
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе
«В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
Цель: Расширить круг знаний о Крылове как о мастере слова;
продолжить формирование навыков работы с текстом.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Технология: технология «Обучение в сотрудничестве», метод проекта.
Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.
Оборудование :
- иллюстрации к басням;
- «путеводители» с заданиями для работы в группах;
- кроссворд - презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на восприятие : инсценировки басен Крылова ( работа в группах): 1группа- басня «Квартет», 2 группа – «Стрекоза и муравей», 3 группа- «Кот и повар».
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Слово учителя: Стрекоза и Муравей, Волк, Ягненок, Кот …- басенные герои, иносказательные образы. А легко ли их создать? Что должен для этого знать создатель?
Ребята в группах обсуждают вопросы учителя, выдвигают версии (Писатель должен знать жизнь, прекрасно владеть словом).
Учитель акцентирует внимание в ответах учащихся на то, что слово - главное, что есть у писателя, его оружие.
III. Формулировка проблемы.
Учитель: Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней три басни: «Волк и ягненок», «Волк и журавль», «Волк на псарне».
Художественное чтение басен ( групповая работа).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех баснях один из главных образов - Волк.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вопрос: Какой человек скрывается за образом Волка? (Обсуждение в группах). Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, какие слова отбирал для создания портрета героя?
Создание мини - проектов.
У каждой группы свое задание , сформулированное в «путеводителе». Старший группы организует работу с учетом того, что члены группы не только должны принять участие в обсуждении, но и подготовить материал для тематического словаря (данная таблица заполняется членами каждой группы в процессе работы над проектами).
№ группы | Тематический словарь | Знаю слова- понятия | Внимателен к слову писателя | Пополняю свой лексикон |
1 группа | «Волк и ягненок» | |||
2 группа | «Волк и журавль» | |||
3 группа | Волк на псарне» |
V. Построение проекта .
1 путеводитель (1 группа):
Речь волка:
- Чем отличается речь Волка в данных баснях?
- Какие слова преобладают в речи Волка?
- Что в речи Волка выдает его волчью натуру?
- В каком бы тоне вы стали читать слова Волка?
2 путеводитель (2 группа):
Слова автора:
- Найдите глаголы, характеризующие поведение и поступки волка. Что общего между всеми этими глаголами?
- Какие ещё слова, кроме глаголов, передают авторское отношение к Волку?
- Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Как они звучат?
3 путеводитель (3 группа):
- Найдите в басне «Волк и ягненок» синоним к слову бегал. Как найденное слово характеризует Волка?
- Перечитайте сцену переполоха в басне «Волк на псарне». Найдите глаголы и докажите, что с помощью них характеризуется Волк.
- Найдите в басне «Волк и журавль» глаголы, характеризующие поведение и поступки Волк. Что общего между этими глаголами?
- Крылова называют мастером портретной живописи. Согласны вы с этим мнением? Если да, то приведите примеры из текста.
Работа над проектами , ребята делятся своими наблюдениями.
VI. Выводы. Итоги наблюдений.
Проблемный вопрос: Как работает И.А.Крылов над словом?
Варианты ответов:
- автор тщательно отбирает лексику;
- использует простые слова, но богатые лексическими оттенками;
- большую роль играют выразительные слова (экспрессивная лексика);
- автор подбирает нужные интонации.
От каждой группы выступает один ученик , дает словесный портрет Волка.
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Стилистическая игра.
Учитель: Мы говорили о точности и выразительности языка великого баснописца, о богатстве лексических оттенков слова. Вот и определите, какое слово пропущено в цитатах из басни Крылова «Волк и Кот». Ввожу в ситуацию( краткое содержание начала басни).
« Волк рад бы в первые тут ___________ ворота (прыгнуть, шмыгнуть, юркнуть);
«Вот видит Волк мой на заборе Кота
И ______: «Васенька, мой друг…» (просит, молвит, молит);
«Сказал тут Васька Волку:
«Что вижу, кум: Ты всем в деревне ___________( насолил, навредил, надоел).
VIII. Домашняя работа (по выбору):
- Письменная литературная зарисовка. Её герои Волк и Заяц, и между ними царят мир и гармония;
- Кроссворд «Басни И.А.Крылова».
IX. Рефлексия.
- Расскажите, о чем мы узнали сегодня на уроке, побывав в мастерской великого русского баснописца И.А.Крылова? (Возможные варианты ответов: Внимание к басенному слову помогло нам правильно оценить поступки героев, правильно прочитать басню, научило быть внимательным к собственным высказываниям, проявить свои творческие способности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»
В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методические разработки по русскому языку и литературе. ФГОС - 5 класс
анализы, классификация, структура уроков и т.п....
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"
Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...
Методические разработки по русскому языку и литературе
Методические разработки по русскому языку и литературе...
Методические разработки учителя русского языка и литературы
Планы уроков и курсов - детальное описание целей, содержания и методов обучения на конкретных уроках или в рамках целого курса.Методические материалы - разнообразные учебно-методические пособия, задан...