Урок литературы «Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Данный урок приурочен ко дню рождения Льва Николаевича Толстого, может быть проведен до 9 сентября как урок литературы (в рамках реализации регионального компонента литературного образования), а может быть проведен и как внеклассное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka._kalikina_n.v.docx | 34.33 КБ |
prezentatsiya_tolstoy_-_izvestnyy_i_neznakomyy_3.zip | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия (центр образования) г. Суворова»
Тема урока: «Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный».
(9 класс).
Разработала:
Каликина Наталия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы.
Тульская область, г. Суворов
- 2016 год -
Тема урока: Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный.(9 класс).
Сценарный план урока.
Методический комментарий к уроку:
Данный урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения и обеспечивает постепенную апробацию изменений в деятельности участников образовательного процесса с учетом новых требований. Приоритетной целью современного образования, согласно требованиям ФГОС, становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Место урока в курсе изучения литературы: Данный урок приурочен ко дню рождения Льва Николаевича Толстого, может быть проведен до 9 сентября как урок литературы (в рамках реализации регионального компонента литературного образования), а может быть проведен и как внеклассное мероприятие.
Цели урока:
Цели деятельности учителя:
1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися изучаемого материала: малоизвестных (для учащихся данного возраста) фактов биографии Л.Н. Толстого.
2. Формирование и развитие УУД учащихся.
3. Воспитание уважительного отношения к русской литературе, развитие личности учащихся путем осмысления наследия русской литературы, приобщения к ее духовно-нравственным ценностям.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Личностные:
- формирование понимания важности процесса обучения;
- формирование мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование понимания значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование в процессе изучения литературы нравственно развитой личности, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе изучения литературы;
- формирование в процессе изучения литературы основы гражданской идентичности;
- формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развитие морально-этических представлений, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие личной ответственности за свои поступки в процессе изучения литературы и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Формирование умения организовать свою учебную деятельность.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
Формирование умений:
- планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- умение соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
- умения разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: формирование умений по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Предметные результаты:
- воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
- развитие интереса к творчеству;
- развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- компьютерная презентация «Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный»;
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Эпиграф к уроку: Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание. Л.Н. Толстой.
Ход урока:
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент (1,5 мин.) | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест | Проверяет готовность учащихся к уроку. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Еще раз посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Все? Итак, приступим! | Проверяют готовность рабочих мест к уроку. |
2. | Актуализация знаний (2,5 мин.) | Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ- компетенций | Проводит параллель с ранее изученным материалом, создает эмоциональный настрой урока. Учитель: Дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный». Эпиграфом к уроку стали слова великого писателя: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Мы с вами не хотим обречь свою страну, себя и своих потомков на вымирание, поэтому мы, конечно же, помним и чтим великих людей, внесших огромный вклад в становление, развитие и процветание России. И имя Льва Николаевича Толстого, несомненно, одно из первых среди имен таких замечательных людей. Ведь именно он - один из великих писателей, принесших мировую известность и признание русской литературе. Ежегодно в сентябре месяце вся наша страна и, конечно, мы – жители Тульской области - с особой гордостью празднуем день рождения великого русского писателя, нашего с вами земляка – Льва Николаевича Толстого. Вот и сегодня наш урок посвящен этому событию. Лев Николаевич Толстой - один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Лев Николаевич - просветитель, публицист, религиозный мыслитель, член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности. Среди классиков мировой литературы имя Льва Толстого занимает одно из первых мест. Это имя не только великого писателя, но и очень большого человека, чья жизнь служит «неподражаемым примером нравственного благородства, мужества, великодушия» (А. Франс). Для нас, жителей Тульской области, которым посчастливилось быть его земляками, особенно интересна история жизни и творчества этого великого человека, потому что люди не устают задаваться вопросом: «Как русская земля рождает таких великих людей?» В самом сердце России, в Тульской губернии, в глубине засечных лесов с богатой героической историей появился на свет этот «матерый человечище». Какие факты его происхождения, биографии и событий жизни повлияли на то, что он стал тем, кого узнал весь мир под могучим и великим именем - Лев Николаевич Толстой. Биография великого писателя досконально изучена учеными – литературоведами, описана в сотнях учебников. Какие вехи жизни Льва Николаевича известны вам? Какие события его жизни, на ваш взгляд, имели наибольшее значение для великого писателя? | Актуализируют ранее полученные знания. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. |
3. | Постановка цели урока (1 мин.) | Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. | Формулирует цели урока в виде проблемного вопроса. Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами должны ответить на вопрос: Есть ли факты биографии Льва Николаевича Толстого, которые обычно ускользают от нашего поверхностного взгляда, но оказавшие влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и, конечно же, нашедшие живой отклик в его произведениях? А может быть есть и такие факты, которые помогут нам по-новому взглянуть на жизнь и творчество великого писателя? Если есть, то какие? В конце урока вас ждет викторина по фактической части урока, будьте внимательны ко всему, что вы сегодня услышите. | Усваивают цели для оценки результатов деятельности на уроке. |
4. | Самостоятельное творческое использование сформирован ных умений и навыков (20 мин.) | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности. | Создает условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагмент урока. Наводящими вопросами помогает выяснить причинно-следственные связи, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Учитель: Нас заинтересовали некоторые факты биографии Л.Н. Толстого, быть может, не столь известные широкому кругу читателей. Ребята разделились на несколько групп и подготовили рассказ в виде презентации. Постараемся проанализировать ее содержание, высказать свои предположения и поделиться впечатлениями, сформулировать свои выводы о влиянии малоизвестных фактов биографии Л.Н.Толстого на формирование его мировоззрения и повлиявшие на его творчество. После просмотра презентации учитель организует обсуждение проблемного вопроса урока. Учитель: Как вы думаете, узнали ли мы из презентации о малоизвестных фактах биографии Льва Николаевича Толстого, оказавших влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и нашедших живой отклик в его произведениях? На ваш взгляд, какие именно это факты? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение. Разделяете ли вы мнение вашего товарища? Почему? | Формируют УУД в условиях решения практических задач. Учащиеся самостоятельно демонстрируют презентацию, подготовленную группами или индивидуально, по заданию учителя собрав факты по следующим направлениям: Толстой и его предки. Толстой и его потомки. Толстой и Софья Андреевна Толстая. Толстой и Ясная Поляна. Толстой и Крым. Толстой и крестьянские дети. Толстой и художники. Толстой и Церковь. Толстой и его наследие в цифрах. Толстой и Нобелевская премия. Толстой и его цитаты и афоризмы. Учащиеся высказывают свои мнения. |
5. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников (10 мин.) | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности | Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний, организует оценочные высказывания обучающихся, побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке. Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, подготовленной по содержанию просмотренной сегодня презентации: 1. С какого года ведут свою историю представители династии Толстых? (с 1686 года). 2. Назовите девичью фамилию матери Л.Н.Толстого. (Волконская). 3. Назовите дату рождения Л.Н. Толстого.(28 августа 1828 года). 4. Сколько потомков Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых насчитывается в наши дни? (почти 400). 5. Сколько лет было Льву Николаевичу Толстому, когда он сделал предложение своей будущей жене – Софье Андреевне? (34 года). 6. Сколько детей родилось у Льва Николаевича и Софьи Андреевны? (13) 7. Сколько раз Толстой пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну? (три раза) 8. В каком году Толстой отправился на службу на Кавказ? (в 1851). 9. Какую награду и почему уступил Лев Николаевич Толстой солдату, служившему вместе с ним? (Георгиевский крест, так как крест давал право на пожизненную пенсию в размере жалованья). 10. Какие книги создал Лев Николаевич Толстой для учеников своей Яснополянской школы? («Азбука», «Новая азбука» и «Книга для чтения»). 11. Какие предметы преподавал сам Лев Николаевич в старшей группе Яснополянской школы? (математику, физику, историю). 12. Какие художники писали портреты великого писателя? (Крамской, Ге, Репин, Пастернак, Нестеров). 13. Как относился Лев Николаевич к вегетарианству? (был его сторонником). 14. Сколько томов содержит собрание сочинений Льва Николаевича Толстого? (90 томов). 15. Сколько раз, по данным исследователей переписывался роман «Война и мир»? (8 раз). 16. В каком году Льва Николаевича Толстого выдвинули на награждение Нобелевской премией? (в 1905 году). | Совершенствуют способы контроля и самооценки деятельности, совершенствуют умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Учащиеся отвечают на вопросы, проводят взаимопроверку (в парах) правильности своих ответов. |
6. | Рефлексия деятельности (3 мин.) | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ- компетентности | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока, ответив на вопросы: Какой вклад лично ты внес в урок? Доволен ли ты собой? Комфортно ли было работать в группе? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Какие новые знания получили? Какой новый жизненный опыт приобрели? Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям? Родителям? Смогли ли мы ответить на вопрос: Есть ли факты биографии Льва Николаевича Толстого, которые обычно ускользают от нашего поверхностного, но оказавшие влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и, конечно же, нашедшие живой отклик в его произведениях? Можем ли мы после сегодняшнего урока сказать, что мы, действительно не забываем «свою культуру, историю, традиции и национальных героев», к чему призывал нас Лев Николаевич Толстой?
| Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности. Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Желающие поделиться своими впечатлениями учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свое мнение. Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свое мнение. |
7. | Информация о домашнем задании (2 мин.) | Приемы формирования УУД. | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель: Для того, чтобы вы дома продолжили размышлять о наследии великого писателя Льва Николаевича Толстого я предлагаю вам написать небольшое сочинение – рассуждение по одному из высказываний великого писателя из предложенных мной: Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. Все приходит к тому, кто умеет ждать. Сильные люди всегда просты. Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Также можно написать сочинение – рассуждение о словах Л.Н. Толстого, ставших эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Учитель: Не забывайте о структуре сочинения – рассуждения (тезис – доказательства – вывод) и лексическом материале, который нужно использовать в сочинении - рассуждении: Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, Мнение, слова, изречение; Докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, Проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с …Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно, Безусловно, … Разумеется, …Конечно, … Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. | Совершенствуют УУД. Учащиеся усваивают способы выполнения домашнего задания, задают вопросы по его содержанию. |
Подписи к слайдам:
«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
Лев Николаевич Толстой и его предки. Л. Н. Толстой - потомственный русский аристократ, потомок старинных дворянских родов по отцовской и по материнской линиям, принадлежал к высшей аристократической верхушке русского дворянства. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.
Лев Николаевич Толстой и его предки. Генеалогическое древо Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой и его предки. О древности рода Толстых свидетельствуют атрибуты общего герба гр. Толстых: в центре щита в квадрате скрещенные сабля и стремена, продетые в кольцо золотого ключа. В нижнем квадрате справа семь башен, с опрокинутыми полумесяцами — символ семибашенного замка в константинопольском Едикуле , напоминающие о дипломатической службе П. А. Толстого и о заключении мира с турками. Две борзые, поддерживающие щит, — символ верного и скорого успеха в делах. Среди предков писателя по отцовской линии был Пётр Андреевич Толстой (1645-1729) - сподвижник Петра I, русский государственный деятель, дипломат, одним из первых в России получивший г рафский титул.
Лев Николаевич Толстой и его предки. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Волконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина. Дед Льва Николаевича Толстого по материнской линии - Князь Николай Сергеевич Волконский - видный военный деятель Екатерининской эпохи.
Лев Николаевич Толстой и его предки. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни.
Лев Николаевич Толстой и его предки. Мария Николаевна Толстая (урождённая Волконская), мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда она умерла. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой.
«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно»
Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая. Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Софьей Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Софья покорила его своей непосредственностью, простотой и ясностью суждений. Однажды на балу, который устраивали Берсы и на котором Софья танцевала так, что в сердце Толстого не осталось сомнений, он решил сделать предложение. Считается даже, что свои собственные чувства в тот момент писатель передал в «Войне и мире», в сцене, где князь Андрей наблюдает за Наташей Ростовой на её первом балу. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.
Лев Николаевич Толстой и его потомки. Потомков Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых уже почти 400. Меньше чем за 150 лет (первый сын Толстого родился в 1863 году) родилось уже шесть поколений Толстых, и нынешние прапра - и прапраправнуки живут по всему миру: от Швеции до Уругвая, от Канады до Чехии, от Италии до Ясной Поляны. Все они встречаются каждые два года в России в своем родовом имении Ясная Поляна.
Лев Николаевич Толстой и его потомки. Потомки Льва Николаевича в Ясной Поляне.2012 год.
Лев Николаевич Толстой и Ясная Поляна. Ясная Поляна – это детство Толстого и его первые впечатления об окружающем его мире, замечательная пора его молодости, первые литературные опыты и становление писателя, это зрелость и мировая известность. Ясная Поляна – великая книга летописи жизни и творчества гениального писателя. Ясная Поляна прочно связана с образами бессмертных произведений Толстого: Николенькой Иртеньевым , князем Андреем, старым князем Болконским, княжной Марьей, Анной Карениной, Константином Левиным и многими другими. В 1886, 1888 и 1889-ом Толстой трижды пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну (расстояние между ними, если ты вдруг не знаешь, 200 км). На момент первого похода графу было 58 лет.
«Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, ясней вижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его»
Лев Николаевич Толстой и Крым. В 1851 году Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. В Севастополе он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость
Лев Николаевич Толстой и Крым. На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко Здесь, в Севастополе, в боях, под губительным огнем неприятеля, и в редкие минуты отдыха – в солдатских землянках – он впервые познал истинный характер и живую душу простого русского человека. И полюбил его. Дневники Толстого, а позднее и его произведения полны восхищения мудростью, честностью и скромностью русских солдат, их верными суждениями о жизни, готовностью к лишениям ради спасения родной земли. Образы русских солдат отныне займут видное место в творениях Толстого – и не только в рассказах о Кавказе и Севастополе, но и в той грандиозной эпопее, которую он создаст через 15 лет.
Лев Николаевич Толстой и Крым. Военные награды Толстого. К этому периоду жизни писателя относится еще один интересный факт: В 1853 году во время службы на Кавказе он уступил свой Георгиевский крест солдату, так как крест давал право на пожизненную пенсию в размере жалованья.
Лев Николаевич Толстой и Крым. «Севастопольские рассказы». Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящён литературный памятник Л.Н.Толстого Интересно, что когда «Севастопольские рассказы были опубликованы, все не могли поверить, что написал их именно Лев Толстой. Он ведь и говорил-то не очень, и письма не любил писать. Видимо, редактор перепутал, и автором рассказов был его старший брат Николай, человек интеллигентный, образованный, склонный к литературам и искусствам. Когда всё же убедились, что автором был Лев Николаевич, удивлялись страшно.
«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, …а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти.»
Лев Николаевич Толстой и крестьянские дети. В 1859 году Яснополянская школа распахнула свои двери навстречу первым ученикам. Толстой сам составил несколько учебников для начального обучения: «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книгу для чтения», по которым училось читать не одно поколение детей. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза.
Лев Николаевич Толстой и крестьянские дети. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучались двенадцать предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и другие.
Лев Николаевич Толстой и художники. И.Н. Крамской. И. Н. Крамской в 1873 году создал первый живописный портрет Льва Николаевича Толстого. Крамской писал по уговору с Толстым одновременно два портрета. Один — для Третьякова (он и сейчас в галерее его имени), другой — для семьи Л. Н. Толстого (сейчас он висит в яснополянском доме писателя). Во время сеансов, а их было девятнадцать, Крамской с Толстым много говорили и спорили об искусстве. В письме к Репину художник назвал Толстого одним из самых удивительных людей, каких ему доводилось встречать.
Лев Николаевич Толстой и художники. Н.Н.Ге. В 1884 году Ге пишет в Хамовниках портрет Л. Н. Толстого, который попал в Третьяковскую галерею. Позже, по просьбе друзей Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге сделал несколько авторских повторений этого портрета. Одно из них, 1891 года, находится в Ясной Поляне. «По сходству и выражению лица, несмотря на опущенные глаза, этот портрет, — как считал старший сын Толстого Сергей Львович, — лучший из всех портретов Льва Толстого».
Лев Николаевич Толстой и художники. И.Е.Репин. Тридцать лет дружбы связывают Толстого с Репиным. Репин создал более семидесяти изображений писателя. Для него Толстой — «колоссальный, неисчерпаемый сюжет, благородный по богатству». «По бесконечным бульварам Москвы мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Николаевич так увлекательно и так много говорил. Его страстные, и в высшей степени радикальные рассуждения взбудораживали меня до того, что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни.
Лев Николаевич Толстой и Церковь. Могила Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви. Завещание Толстого: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зелёной палочки». В России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон).
Лев Николаевич Толстой и его наследие в цифрах. Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное собрание произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. Роман Толстого «Война и мир» поначалу назывался «1805 год», затем «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры». По свидетельствам исследователей, роман переписывался 8 раз, а отдельные его эпизоды — более 25 раз.
Лев Николаевич Толстой и вегетарианство. Лев Николаевич со своей женой за столом В октябре 1885 года Л.Н. Толстого посетил Вильям Фрей — писатель, вегетарианец, последователь учения Огюста Конта. При общении с В. Фреем Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства — утверждение о том, что строение человека, его зубов и кишечника, доказывает, что человек не хищник. Лев Николаевич сразу же принял это учение и после осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери — Татьяна и Мария Толстые.
«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»
Лев Николаевич Толстой и Нобелевская премия. В 1905 году Российская академия наук выдвинула Льва Николаевича Толстого кандидатом на Нобелевскую премию. Лев Николаевич отправил письмо финскому писателю Арвиду Ярнефельту , в котором просил передать шведам, чтобы ему не присуждали награду. Противоречивость отношения Л. Толстого к литературе вовлекла Нобелевский комитет в совершенно немыслимую ситуацию, которая сама достойна стать сюжетом литературного произведения. Дело в том, что Л. Н. Толстой был основным и бесспорным претендентом на Нобелевскую премию по литературе 1905 года. К сожалению, Лев Николаевич посчитал, что присуждение этой премии не соответствует его убеждениям и проповедуемым принципам. Основная проблема заключалась в «секретности» отказа Толстого. Шведская, и мировая литературная общественность были возмущены поведением комитета, которому пришлось срочно и тайно (из уважения к Толстому) подыскивать формальные причины для отказа.
«Во-первых, — объяснял Лев Николаевич позже шведскому поэту Оскару Левертину , — это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».
Викторина. 1. С какого года ведут свою историю представители династии Толстых? 2. Назовите девичью фамилию матери Л.Н.Толстого. 3. Назовите дату рождения Л.Н. Толстого. 4. Сколько потомков Льва Николаевича насчитывается в наши дни? 5. Сколько лет было Льву Николаевичу Толстому, когда он сделал предложение своей будущей жене – Софье Андреевне? 6. Сколько детей родилось у Льва Николаевича и Софьи Андреевны? 7. Сколько раз Толстой пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну? 8. В каком году Толстой отправился на службу на Кавказ? 9. Какую награду и почему уступил Лев Николаевич Толстой солдату, служившему вместе с ним? 10. Какие книги создал Лев Николаевич Толстой для учеников своей школы? 11. Какие предметы преподавал сам Лев Николаевич в старшей группе Яснополянской школы? 12. Какие художники писали портреты великого писателя? 13. Как относился Лев Николаевич к вегетарианству? 14. Сколько томов содержит собрание сочинений Льва Николаевича Толстого? 15. Сколько раз, по данным исследователей, переписывался роман «Война и мир»? 16. В каком году Льва Николаевича Толстого выдвинули на награждение Нобелевской премии?
Лев Николаевич Толстой и его цитаты и афоризмы. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. Все приходит к тому, кто умеет ждать. Сильные люди всегда просты. Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.
Памятка к написанию сочинения – рассуждения. Не забывайте о структуре сочинения – рассуждения (тезис – доказательства – вывод) и лексическом материале, который нужно использовать в сочинении - рассуждении: Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, Мнение, слова, изречение; Докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, Проиллюстрируем, разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с …Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно, Безусловно, … Разумеется, …Конечно, … Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"
Прием контраста в произведении...
урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"
урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...
Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"
Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала ...
Презентация к уроку литературы "Лев Николаевич Толстой. Роман "Война и мир"
Презентация к уроку литературы при изучении романа "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Материал представлен в блочно-модульном обучении....
Конспект урока литературы в 6 классе. А.Платонов "Неизвестный цветок"
А.Платонов "Неизвестный цветок"...
Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"
Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"...
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_
Презентация к уроку литературы 6 класс А.П.Платонов _ Неизвестный цветок_...