Музыка при изучении лирики М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Литература и музыка. Романсы, стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_pri_izuchenii_liriki_m.docx19.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка при изучении лирики М. Ю. Лермонтова

Лермонтов – один из самых музыкально одаренных поэтов. В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских прапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. На песенной основе он создает «Песню про купца Калашникова». Он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Изучая стихотворение «Парус», мятежный дух которого передан в романсе Варламова «Парус». Прослушаем его после чтения и анализа стихотворения. Вопросы: Как поэт и композитор рисуют образ морской стихии? Передает ли стремительная, взволнованная музыка мятежный порыв поэта? И композитор, и поэт рисуют море в движении. Стихотворение «Тучи» - романс Даргомыжского «Тучки». Или романс Г. Свиридова «Тучки небесные». Стихотворение «Тучи» - раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Оно проникнуто настроением грусти. Смысл второй строфы? Почему вид бегущих туч напомнил поэту его собственную судьбу? Чем отличаются настроение и чувства поэта в первой и второй строфе? С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Романс Даргомыжского построен в форме «сдвоенной» русской песни и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий  запев и припев. Распевная народная мелодия сливается с начальными пейзажными стихами поэта. «Поэзия М. Ю. Лермонтова» - музыкальное сопровождение. А именно: «Горные вершины» Варламова и А. Рубинштейна. «Песня золотой рыбки» и «Песня Селима» Балакирева, «Молитва» Булахова и другие. Стихотворение «Горные вершины» - перевод второй «Ночной песни странника» Гете. Чтение стихотворения и романс для прослушивания Варламова. Музыка точно и поэтично рисует пейзаж. Передает настроение тихой, просветленной печали и ощущение глубокого покоя. Мелодия романса простая и выразительная. Песня рыбки из поэмы «Мцыри» привлекла внимание Балакирева, Аренского, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова.  Романс Балакирева создает ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты. Короткое фортепианное вступление вызывает представление о прозрачных водных струях, манящих к себе путника в жаркий день. В плавном, убаюкивающем аккомпанементе композитор передает всплески волн, тихая грусть и печаль слышатся в мелодии, нежная мольба и надежда звучат в призывах рыбки. Песня «Селима» из поэмы «Измаил бей» (часть 3, строфа 15) – чтение. Вопросы: О чем эта песня? Каким настроением проникнута она? Какие мысли поэта выражены в ней? В песне поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности любви, своему народу, родине, она носит вольнолюбивый характер. Позднее в 9 классе узнаем, что «Песню Селима» поколение 60-х годов воспринимало как песню о борьбе за свободу. Не случайно ее цитирует Чернышевский в романе «Что делать?» (песню поет «дама в трауре» в 23 разделе 5-ой главы). «Песня Селима» Балакирев – мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение. В музыке первой строфы слышим решительные интонации с маршеобразным ритмом. Во второй строфе, передающей речь девушки, напутствующей уходящего на войну юноши, мелодия звучит сначала мягко, а затем как клятва. В музыке 3 строфы ноты героической интонации. При упоминании о каре, грозящей изменнику, характер музыки меняется. Звучат властные и суровые интонации. Музыка последней части более мягкая, тихая и спокойная. Рисуется образ лунной ночи в горах. Балакирев обратился к этим стихам Лермонтова, потому что восприятие кавказского Востока как родины вольности было присуще и ему. Романсы Даргомыжского «И скучно, и грустно», «Мне грустно, потому, что я тебя люблю», А. Рубинштейна «Желанье», Балакирева «Сон», Римского-Корсакова «Когда волнуется желтеющая нива», «Как небеса, твой взор блистает», Е. Шашиной «Выхожу один  на дорогу». Творчество Даргомыжского было связано с передовой русской культурой. Его вокальная музыка перекликалась с настроениями передовых людей 40-х годов, которые испытывали влияние поэзии Лермонтова. В этот период творчества он создает тип романса-монолога, углубляя психологическое содержание, подчеркивая внутреннее драматическое напряжение, отражая особенности поэтической речи. Стремление приблизить вокальную мелодию к поэтической интонации особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи Лермонтова «И скучно, и  грустно». «Мне грустно потому, что я тебя люблю» («Отчего»). Композитор тесно связывает музыку с поэтическим строем стихов, с различными оттенками чувств, с раздумьями поэта, разочарованием, гордым одиночеством. Чтение стихотворения «И скучно, и грустно». Чтение отзыва о нем В. Г. Белинского: «Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах. И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как поток слез, давно уже накипевших, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка». Почему Белинский так сказал об этом стихотворении? Каким настроением оно проникнуто? Какую роль играет в нем контраст? Что общего между этим стихотворением и стихотворением «Дума»? Композитор Даргомыжский передает в музыке значительность каждой фразы поэта, его настроения, чувства и мысли. В музыке звучат горестные восклицания и тревожные вопросы стихотворения. Драматическая речитативно-песенная мелодия подчеркивает значимость отдельных фраз и даже слов, все интонационные подъемы и падения. Романс звучит как положенная на музыку ораторская речь. Стихотворение «Отчего» («Мне грустно потому, что я тебя люблю») – шедевр зрелого Лермонтова. Это монолог, в которой поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. Молодость прекрасной женщины вызывает у Лермонтова горестные и мрачные предчувствия. Начало и конец стихотворения перекликаются. Кольцевая композиция становится метафорой, знаменующей безысходность. Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать социально-философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа выделана музыкально, есть повтор дважды. А. Рубинштейн написал на произведения Лермонтова оперы «Демон», «Купец Калашников» и много романсов «Молитва», «Кинжал», «Парус», «Тучки небесные», «Утес», «Ангел» и другие. Романс «Желанье» пользовался успехом у слушателей, начиная с 50-х годов 19 века. Стихотворение «желанье» написано в 1832 году. Это яркое произведение раннего Лермонтова. Чтение стихотворения. Вопросы: О чем это стихотворение? О каких желаниях говорится в нем? Какие желания, высказанные в этом стихотворении, присутствуют в других стихах поэта? Желания: стремление к воле («Узник»), жажда борьбы и бури («Парус»), стремление к покою («Выхожу один я на дорогу»). Желание свободы радостно для поэта и трагично, «жизнь и воля – чужая доля». Желание мятежа, поединка со стихией так радует поэта, что он становится «беззаботен». И последнее желание – желание тишины, покоя, вечной красоты жизни. Все желания связаны между собой. Романс А. Рубинштейна. Вопросы: Каков характер музыки романса? Соответствует ли музыка настроению стихотворения? Романс написан в приподнятом, героическом тоне, музыка выражает стремление вырваться из угнетающей действительности. На словах «Как на чуждую мне долю» характер музыки тонко оттеняется горестной интонацией. Композитор сумел передать смену желаний. После анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу» слушаем романс Е. Шашиной на текст этого стихотворения. Музыка проста и мелодична, передает лиризм, поэтичность общего чувства и настроения. Романс Балакирева «Сон». Какие два образа созданы в романсе? И у поэта? Как музыка меняется в зависимости от различных картин и образов, которые рисует поэт? В музыке в первой части – трагизм. Вторая часть романса  более ровная в эмоциональном отношении, это соответствует содержанию стихотворения. Римский-Корсаков написал несколько романсов на стихи поэта: «Утес», «Отчего», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как небеса, твой взор блистает».  Музыка в романсе «Когда волнуется желтеющая нива» спокойная, созерцательная, умиротворенная, хорошо выражает мысль стихотворения о благодатном, благотворном воздействии природы на человека, в ней слышится любование красотой природы. Привлечение музыки на уроках литературы эстетически воспитывает учащихся, расширяет их кругозор, углубляет представление об искусстве, о взаимных связях литературы и музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина....

Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина....

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...