Литературный вечер "Без него нельзя прожить", посвященный творчеству Ф.И.Тютчева
классный час по литературе (7, 8, 9, 10 класс) на тему
Данное внекласное мероприятие преднозначено для учащихся старших классов. Оно помогает глубже проникнуть нам в творческую лабораторию Ф.И.Тютчева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер «Без него нельзя прожить», посвященный творчеству Брянского поэта Ф.И.Тютчева
ВЕДУЩИЙ
«Без него нельзя жить» эти слова Льва Толстого, которые некогда могли показаться преувеличением, мы воспринимаем ее сегодня как, безусловно справедливую оценку великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Тютчев - необходимейшее звено русской духовной культуры, без которого она немыслима так же, как, например, без Пушкина или Блока.
Ф.И.Тютчев родился 23 ноября ( 5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Кроме него, в семье были еще двое детей - старший сын Николай и дочь Дарья, но общим баловнем и любимцем был «Феденька». Он рос, окруженный заботами матери и горячо привязанного к нему дядьки Николая Афанасьевича Хлопова.
Раннее детство Тютчева прошло в Овстуге. Мальчик жил в мире фантазии. Для него словно не существовало грани между мечтой и реальной действительностью.
Федор узнавал многие черты внутреннего облика «любезной маменьки», женщины замечательного ума, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитою до болезненности.
От мальчика перешло разве только что благодушие. Любознательный ребенок удивлял окружающих удивительной способностью тянуться к знаниям. Мальчик проявлял во всем любопытство, но особенное наслаждение испытывал он от раздольной овстугской природы, чудо - природы. Расцветающая у маленького Феденьки необычайная фантазия детских лет взлетела космическими строками в поэтической лире зрелого Тютчева.
1-Й УЧЕНИК В 1819 году Тютчев поступил в Московский университет и через 2 года в возрасте 18 лет блестяще закончил его. Недаром же Жуковский называл Тютчева - студента «гениальным юношей».
В 1822 году Тютчев был зачислен на дипломатическую службу и уехал за границу. Там, работая дипломатом, он прожил 22года.
За границей Тютчев знакомится с великим немецким поэтом Генрихом Гейне. Живя на чужбине, Тютчев пристально следит за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России. Не забыл он и Брянский край, родные овстугские места. В 1837 г. он писал из Италии в Россию родителям: «Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине?»
В 1944 г. Тютчев возвращается на родину.
Начинается новый период в его жизни - петербургский. Он работает вначале старшим цензором, а затем (с 1858 г. и до конца жизни) председателем комитета иностранной цензуры.
В 1854 году под редакцией Тургенева вышел в свет первый сборник Тютчевских стихотворений, принесших поэту заслуженную славу и широкую известность.
Почти два столетия живет литературное наследие Ф.И.Тютчева, волнуя современников поэтическими созданиями, полными глубоких философских раздумий о мире и странных порывов человеческого сердца.
ВЕДУЩИЙ
Тютчев - поэт - мыслитель по преимуществу. Однако по самому характеру своего творчества он глубоко отличен от таких поэтов, произведения которых принято относить к так называемой философской поэзии.
Особенность тютчевской лирики очень точно определил еще Тургенев: «Если мы не ошибаемся, - писал он в статье «Несколько слов о стихотворениях Тютчева», - каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления, вследствие этого, если можно
так выразиться, свойства происхождения своего, мысль Тютчева никогда не является читателю ногою и отвлеченною, но всегда сливается с образом взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
2-Й УЧЕНИК
В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы. Такое представление о нем оправдано тем, что он был первым и в своем роде единственным русским поэтом, в творчестве которого образы природы заняли исключительное место. «Сокровенное природы со всей его поэзией», - говоря словами поэта о «Записках охотника» Тургенева, - вот сто раскрылось в лирике Тютчева.
Для Тютчева мир природы не является «храмом всех богов», каким он был у древних народов, не является и храмом единого бога, творца вселенной, каким воспевал его один из виднейших представителей французского романтизма Ламартин. В глазах Тютчева природа жива сама по себе.
3-Й УЧЕНИК
Тютчев необычайно чувствителен к красоте. Красота - это разнообразие «дивного мира» матери - земли. Нет его - нет жизни. «Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья -жизнь отошла...» - говорит поэт о северном крае. Под его пером оживает «блаженный», «светлый» юг, дышит и блещет бесконечный, вольный простор моря, вздымаются «ледяные выси» гор. Поэт обычно изображает смену одного явления другим, переход из одного состояния в другое.
Кому из нас с детских лет не знакомы жизнеутверждающие строки «весенних вод». Весенние воды - это прелюдия праздника, первые его вестники. Лирическое движение поэтической мысли Тютчева соответствует движению в природе от апрельского времени бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням.
ВЕДУЩИЙ
А кто не знает Тютчевской «Весенней грозы»? «Весенняя гроза» - характерное стихотворение радостной игры природных сил. В этом стихотворении Тютчев соединил два своих излюбленных мотива - «грозы» и «весны».
4-Й УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»
ВЕДУЩИЙ
Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу - возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод. Такую же чуткость проявил поэт и в передаче осенних впечатлений.
5-Й УЧЕННИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ».
ВЕДУЩИЙ
Послушайте еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер». Читает 6-й ученик.
Здесь опять-таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве.
Ее «умильная, таинственная прелесть наложила свой мягкий, умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем хмурые дни поздней осени.
Загадочную, но неугасимую жизнь природы Тютчев различает даже под покровом зимы.
7-Й УЧЕНИК ЧИТАЕТ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ».
ВЕДУЩИЙ
Наряду с лирикой природы видное место в творчестве Тютчева занимает любовная лирика. Тютчевские стихи о любви, наполненные глубочайшим драматизмом и нежностью, являются одним из изумительных явлений не только русской, но и мировой поэзии. Сила и чистота чувства, «память сердца» потрясают каждого, кто прикасается душой к вечным, неувядающим стихам «денисьевского» цикла.
Семейный человек, при детях от первого и второго брака, при жене умнице и красавице Эрнестине Федоровне Дернберг, вывезенной из Германии, Тютчев без памяти влюбляется в сверстницу своей дочери Денисьеву (стихотворение «Последняя любовь»).
Последняя любовь, как назвал ее сам поэт, изменившая весь порядок его жизни. Светский человек, желанный гость лучших салонов Петербурга и Москвы, политик, дипломат, историк и философ, начал жизнь как бы сначала.
Насколько живо чувствовал и понимал Тютчев красоту женской души, лучше всего показывает стихотворение «Сияет солнце, воды блещут». Фет писал, что это стихотворение - «все чувство, все восторг» и что в «море» этого восторга читатель погружается с первого же полустишья. (СТИХОТВОРЕНИЕ «СИЯЕТ СОЛЦЕ, ВОДЫ БЛЕЩУТ»).
Когда - то в Германии Тютчев резко сменил свои любовные пристрастия. Женским глазам с игрой «пламенно чудесной» он предпочел глаза, опущенные вниз, в которых мерцает «угрюмый, тусклый огонь желанья». Теперь в России он нашел иную страсть роковую, но зато высшую из всего, что можно испытать.
В полюбившихся ему очах он читал всю сложность душевных переживаний.
(СТИХОТВОРЕНИЕ «Я ОЧИ ЗНАЛ. - О. ЭТИ ОЧИ...!»)
Это стихотворение доносит до нас отзвук, может быть самой мучительной ситуации, в которой оказался Тютчев.
В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи» Тютчев с неподдельной искренностью делится с читателем, словно с близким ему человеком, воспоминаниями о горчайших минутах своей жизни, стараясь во всех подробностях воссоздать последовательность пережитого.
Что может быть выразительнее, в данном случае, самых простых эпитетов «теплый» и «летний» дождь?
Тютчев даже в минуты, сокрушающего его горя, у постели угасающей возлюбленной, помнит о том, что жизнь торжествует над увяданьем, над болезнью, над смертью: он слышит за окном «веселый» - не грустный, не однообразно унылый, а именно веселый шум летнего дождя.
И этот шум выводит из забытья умирающую, и присущая ей любовь к жизни вспыхивает в последний раз, преодолевая смертельный недуг.
(СТИХОТВОРЕННИЕ «ВЕСЬ ДЕНЬ ОНА ЛЕЖАЛА В ЗАБЫТЬИ») ВЕДУЩИЙ
Примерно четвертую часть поэтического наследия Тютчева составляют стихотворения на общественно-политические темы.
Тютчев принадлежал к числу тех писателей, которых при всем их различии между собой объединяло, по словам Максима Горького, «одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, ее роли на земле».
Тютчев - глубокий поэт-патриот, гуманист. Его постоянно раздирала толстовская боль о родине. Только из души страстно влюбленного в Россию поэта могли появиться эти удивительно простые и значительные слова:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить».
Родные края с их великолепной природой были источником поэтического вдохновения Тютчева, и эти края вызывали вместе с тем и другие чувства. Появлялись мужественные строки, полные горечи и раздумий о будущем Родины.
(СТИХОТВОРЕНИЕ «НАД ЭТОЙ ТЕМНОЮ ТОЛПЛЮ»)
«Истинному поэту» как определял Тютчева Чернышевский были свойственны сочувствие к страданиям людей, подлинный гуманизм и участие. Таково стихотворение «Слезы людские».
Слезы людские, слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой,
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
Стихотворение «Слезы людские» становилось в один ряд со стихотворением такой открыто общественной направленности, как «Русской женщине». (СТИХОТВОРЕНИЕ «РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ»).
Сейчас, когда так успешно штурмуется космос, как не вспомнить Тютчевские строки: Небесный свод, горящих славой звездной, Таинственно глядит из глубины, -И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Не правда ли, землю, земной шар, Тютчев представлял в виде космического корабля, плывущего в безбрежных просторах мироздания.
Ныне поэзия Ф.И.Тютчева получила всенародное признание. И это лучший памятник поэту.
Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихотворений изданы на многих иностранных языках.
Мы горды тем, что впервые в нашей стране массовые традиционные праздники поэзии зажглись в Овстуге, на Тютчевской земле. Мы, земляки поэта, гордимся тем, что колыбелью бессмертной тютчевской поэзии был наш Брянский край, природу которого Тютчев так горячо любил и так вдохновенно воспевал.
Неузнаваемо изменилась жизнь на родине поэта в наши дни. Как изумился бы Тютчев, если бы своим умным взором мог взглянуть сейчас на знакомые и дорогие ему места.
Поэт услышал бы, как его поэтическое слово вдохновенно звучит и на уроках в школе, и в залах музея, и на многолюдных праздниках поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....
Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева
Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
"Нельзя прожить без памяти, а книга - это память"
Сценарий воспитательного мероприятия для 5 класса...
Литературная гостиная, посвященная творчеству Ф.И. Тютчева
Методическая разработка литературной гостиной по творчеству Ф.И. Тютчева...
Сценарий литературной гостиной "История одной любви", посвященной творчеству Н.С.Гумилева и А.А.Аматовой
Двадцать первое. Ночь. Понедельник .Очертанья столицы во мгле.Сочинил же какой-то бездельник,Что бывает, любовь на земле.И от лености или со скукиВсе поверили, так и живут:Ждут свиданий, боятся разлук...
Воспитательное мероприятие «Нельзя прожить без памяти, а книги - это память»
Воспитательное мероприятие «Нельзя прожить без памяти, а книги - это память»...