Урок подготовки к сочинению в 11 классе.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
В ходе урока учащиеся готовятся к напианию сочинения по теме "Человек на войне в творчестве М.Ю.Лермонтова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_na_voyne_v_lirike_m.yu_.lermontova.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
- Человек на войне в лирике М.Ю. Лермонтова.
Цель урока: подготовка к написанию сочинения по теме «Человек на войне в лирике М.Ю. Лермонтова.
Задачи урока:
- Дать понятие о мотиве войны в лирике М.Ю. Лермонтова; выявить лейтмотив темы «Человек на войне»; расширить представление о творчестве поэта; сформировать навык работы с информацией при подготовке к сочинению.
- Развить у учащихся навыки внимательного прочтения стихотворений, литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность, умение выражать свое отношение к изученным произведениям.
- Воспитывать стремление к знаниям, прививать любовь к классической поэзии ,ценностное отношение к изученным произведениям.
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран ,презентация, распечатанные тексты стихотворений «Бородино», «Поле Бородина», «Валерик» (черновики стихотворения), «Завещание».
Подготовительная работа: заранее в классе были созданы три группы учащихся, которые изучали историю создания трех выбранных стихотворений, подготовили короткие сообщения и вопросы своим одноклассникам.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели. Подготовительная беседа.
На доске написаны слова: « Война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Л.Н. Толстой»
- Эти слова Л.Н. Толстого – своеобразный эпиграф ко многим сочинениям о войне. Вот и сегодня перед нами чистый лист бумаги, на котором написана тема «Изображение человека на войне». На сегодняшнем уроке мы будем работать с произведениями, которые помогут написать сочинение. Мы будем рассуждать , используя аргументы, которые найдем сами. Давайте с самого начала определим направление работы : попробуем ответить на вопросы «С какой стороны
может раскрыться человек на войне ?», « Что происходит с его душой во время боя?»
( Предполагаемые ответы детей: «Противное человеческому естеству событие не может благотворно влиять на человека», «Война раскрывает как самое хорошее в человеке, так и самое плохое.
Он может стать и героем, и предателем, и хладнокровным убийцей.», «Все зависит от того, какая война: освободительная или захватническая. Однако любая война разрушительна по своей сути» и т. д.)
- Хорошо, что вы помните предыдущие уроки. Действительно, мы можем прийти к разным выводам. Все зависит от точки зрения человека , чьими глазами мы видим войну.
- На экран выводятся слова: « Лермонтов сделал художественное открытие, обычно сопрягаемое с именами Стендаля и Льва Толстого: он впервые показал военное сражение не общим планом ( «Швед, русский рубит, колет, режет…»), но крупным планом , как бы глазами одного из его участников, простого солдата…. М.М. Дунаев)
- Итак, о войне нам сегодня расскажет поручик Тенгинского полка Михаил Лермонтов и его герои.
3. Стихотворение «Бородино». Работа первой группы детей.
-- (Звучит музыкальная тема баллады «Бородино».) Шел 1837 год. Россия отмечала двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 года.
(Выступает первая группа детей. Примерное содержание их сообщения: Начать с истории создания стихотворения. Обязательно следует сказать, что среди юношеских работ поэта имеется сходное стихотворение «Поле Бородина» (рассказ участника событий) и записка на французском языке, гдк излагаются исторические обстоятельства сражения и т.д. Сообщение не должно быть большим.)
- Вопросы, предлагаемые одноклассникам выводятся на экран, они предполагают работу с текстами стихотворений
- Чем различаются два стихотворения?
- Почему «Бородино» написано проще, не так пафосно?
- Что дает индивидуализация речи героя и использование монолога?
(Предполагаемые ответы: «Мы видим героя как живого человека.» «Речь помогает понять характер героя» ит. Д.)
- Следующий вопрос задает учитель.
- Каков же этот человек? Каков лирический герой Лермонтова?
(Предполагаемые ответы: «Лирический герой простоват по своему мироощущению, но это настоящий патриот.», «Он готов отдать жизнь за Родину», «Этот человек мудр и скромен», «Этому человеку можно верить»)
- Какой видит войну этот старый воин?
(Работа с текстом стихотворения. Детям дается задание: выбрать эпизоды, которые , по их мнению, могут быть использованы при написании сочинения. Учителю стоит добавить, что известная гипербола «гора кровавых тел» на самом деле просто констатация факта – трупы служили укрытием для живых)
- Обратим внимание на то, что ушло из стихотворения. Вот отрывки из 3 и 5 строф «Поля Бородина»:
3 строфа
Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь…
5 строфа
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: «Помилуй Боже!»,
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил…
- Найдите похожие строчки в стихотворении «Бородино».
- Сделаем вывод: каково отношение героя к войне.
(Предполагаемые ответы: « Есть гордость за Россию и ее героев», «Все равно война воспринимается им как трагедия»).
- «Да, были люди в наше время…» Не случайно Наполеон Бонапарт после Бородинского сражения сказал, что в этот день французы доказали свое право на победу, а русские заслужили право называться непобедимыми.
4.Стихотворение «Валерик». Работа второй группы детей.
- А теперь перелистнем страницу. Перед нами другая война, другие герои – новые собеседники. ( Звучит горская мелодия. На экран выводятся слова: «…если будет Война, клянусь Вам Богом, буду всегда впереди». Из письма М.А. Лопухиной в октябре 1832 года. Затем медленно, под музыку наплывает кадр сражения при Валерике)
- Поручик Лермонтов слово свое сдержал. В битве при Валерике он отличился и даже был представлен к награде, которую, впрочем, не получил. Да и вообще «Валерик», посвященный В.А. Лопухиной (Бехметевой) был опубликован после смерти поэта. Вы читали это стихотворение. Каков его жанр? (Предполагаемый ответ: «Это любовное послание»)
- Кстати, В.А. Бехметева, получив это послание занемогла, надолго слегла в постель.Что же так поразило Варвару Александровну? Что нанесло ей удар в самое сердце? Ведь она уже знала о гибели Лермонтова.
- Выступление второй группы детей. (Примерное содержание выступления: сражение произошло 11( 23 ) июля 1840 года недалеко от крепости Грозная ( ныне город Грозный) между российским Чеченским отряда генерал – лейтенанта А.В. Галафеева и северокавказскими горцами под командованием наибаАхбердила Мухаммеда. Необходимо подчеркнуть, что кавказские войны проходили в сложной политической обстановке: с одной стороны они способствовали укреплению России, безопасности ее границ, но с другой стороны носили , в какой-то степени, захватнический характер. Обязательно нужно остановиться на том, что стихотворение сложное по своей структуре: это редкое сочетание любовной и военной лирики. В ходе сообщения можно коснуться черновиков стихотворения.)
- Вопросы, предлагаемые одноклассникам ( также могут выведены на экран):
- Похож ли лирический герой стихотворения «Бородино» на человека, который пишет письмо о Валерике?
- Почему выбран эпистолярный жанр?
- Что дает подчеркнутая простота в изображении страдания? (приводятся примеры из текста)
- Вопросы учителя.
На экран выводится отрывок из черновика к стихотворению:
Тогда на самом месте сечи
У батареи я прилег
Без сил и чувств; я изнемог,
Но слышал, как просил картечи
Артиллерист. Он приберег
Один заряд на всякий случай.
Уж раза три чеченцы тучей
Кидали шашки наголо;
Прикрытье все почти легло.
Я слушал очень равнодушно;
Хотелось спать и было душно.
- Последние строчки выделены специально. Как вы думаете, что стоит за этими словами?
- Какие строчки из окончательного варианта стихотворения говорят о страдании человека? (Работа с текстом, повторяется задание с подбором аргументов для сочинения)
- А теперь обратим внимание на одно очень интересное явление. Посмотрите на рифмовку стихотворения в черновом и окончательном вариантах. Она лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то опоясывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха без всякой регулярности. ( Отдельный ученик приводит примеры. Их можно найти много, ведь так написано все стихотворение. Автор как будто ломает свой стих, лишает его плавности, гармонического звучания. Это небрежность или?...(Снова звучит горская мелодия. Выводится на экран слайд, изображающий похороны после битвы при Валерике)
(Примерные ответы: «Таким образом можно передать уродливость ,нечеловеческую сущность войны», «Так можно передать и смятение души героя, его боль, ощущение подлости всего происходящего» и т. д.)
- А теперь, на мой взгляд, некий парадокс. Обратим внимание на концовку стихотворения. Почему все сводится к иронии, к «шалости»?
( Примерные ответы: «За этим стоит глубокое страдание человека», «Лирический герой не хочет показывать свои истинные чувства» ит.д.)
Что же сделала война с лирическим героем, с его душой?
- А что больше всего поразило вас в рассказе офицера?
- Может быть, чувство боли душевной и было причиной болезни В.А. Бехметевой. ( Звучит печальная мелодия . На экран выводится слайд с портретом М. Ю. Лермонтова)
5. Стихотворение «Завещание». Работа третьей группы.
- Шел 1840 год. М. Лермонтову оставался год жизни. Как будто бы предчувствуя это , он пишет стихотворение «Завещание».
Выступление третьей группы детей. (Примерное содержание выступления: в конце 1840 года М. Лермонтов участвовал в военных действиях на кавказской линии. Он хотел выйти в отставку, но его не отпустили. Необходимо отметить, что снова автор выбираете эпистолярный жанр.)
- Вопросы, заданные одноклассникам.
- Мы читаем третье стихотворение Лермонтова, в котором о войне рассказывает ее участник. На этот раз перед нами смертельно раненный офицер. Перед нами его монолог, письмо, которое он диктует товарищу. Почему поэт использует монологическую эпистолярную форму?
- Можно ли сказать, что образ лирического героя углубляется от стихотворения к стихотворению?
- Каков лирический герой «Завещания»? Каков мир, в котором он живет?
(Примерные ответы: «Перед нами разочарованный в жизни , очень одинокий человек», « Он живет в мире скепсиса, неудовлетворенности», «Горькая нота звучит с нарастающей силой» и т. д.)
Вопросы учителя.
- Что же сделало героя таким?
- Только ли л войне размышляет автор, когда размышляет о людях на войне ?
(Примерные ответы: «Это размышления о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия»)
- По сути дела Лермонтов разворачивает перед нами философскую концепцию разрешения темы нашего будущего сочинения. А формулируется она просто: человек и война несовместимы. Слава тем, кто пал в боях за Родину! Дай, Господи, сил тем, кто остался жить, сохрани их души.
6. Подведение итогов.
- Итак мы завершили разговор с героями великого поэта , но еще идут последние минуты нашего урока, которые мы посвятим вещам отнюдь не поэтическим, но тоже очень важным. Сегодня вы собрали материал для построения аргументационной базы ваших сочинений . Хочу вам напомнить, что композиционно ваши рассуждения о том, как изобразил Лермонтов человека на войне должны занять ¾ вашей работы, а вступление и заключение только ¼ . Но эта небольшая часть также потребует нашего внимания.
- Как вы думаете, какой тип вступления подойдет для нашего сочинения. Посмотрите конспекты предыдущих уроков. (Примерные ответы: исторический, биографический, аналитический типы вступления.)
- А как вы представляете себе работу над заключением? (Примерные ответы: заключение можно построить по принципу цепочки. Можно расположить начальные слова пунктов вступления в обратном порядке, затем распространить их, но не повторять сказанное выше, а представить свое мнение, Если во вступлении был поставлен вопрос, в заключении необходимо дать ответ.)
То, о чем мы узнали сегодня, изученные вами факты помогут не только выполнить домашнюю работу, но и задуматься о многих серьезных проблемах прошлого и настоящего. Итак, перед нами чистый лист бумаги , на котором написана тема…
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на тему «Изображение человека на войне в лирике М.Ю. Лермонтова»
Список использованной литературы:
- «Итоговое сочинение по литературе в 11 классе» О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Казань, 2015 год.
- М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Издательство академии наук СССР, Москва – Ленинград, 1961 год, т. 1, т. 4.
- М.М. Дунаев. Православие и русская литература. Христианская литература. Москва. 2001год, т.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе
Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!" Основные цели и задачи ...
Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)
Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок" Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению...
Урок "Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу А.П.Чехова "Ионыч"" (8 класс)
Данная разработка урока по литературе даст возможность провести подготовку к написанию сочинения-рассуждения "Жизнь Старцева: деградация или процветание"....
Разработка урока подготовки написания сочинения "Широкая Масленица" 5 класс
Русский язык в национальной школе в основном изучается лишь как средство межнационального общения нередко в отрыве от культуры русского народа, создавшего этот язык. Такое ...
Урок подготовки к сочинению "Анализ стихотворения Б.Пастернака "Июль". 7 класс.
Конспект урока литературы в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения - анализа лирического произведения....
Технологическая карта урока. Подготовка к сочинению.5 класс
Технологическая карта урока "Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье". 5 класс. (ФГОС). + презентация для интерактивной доски...