Урок по произведению Э.Хемингуэя "Старик и море"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Урок в 11 классе направлен на ознакомление учащихся с произведением Э.Хемингуэя. В ходе занятия учащиеся активно работают с текстом, сравнивают произведение американского писателя с повестью Романа Солнцева (Р.Салтеева) "Лодка пойдёт на дрова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_hemingueyu.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Э. Хемингуэй «Старик и море.
Урок №2
Ступень обучения: 11 класс
Цели урока: углубить знания детей о творчестве Э. Хемингуэя; отметить аспекты взаимодействия человека и природы в произведениях писателей разных стран и национальностей.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять тексты художественных произведений.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи; умения сравнивать, сопоставлять художественные произведения; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные: способствовать воспитанию личности, умеющей видеть красоту мира и давать нравственную оценку поступкам человека; содействовать развитию интереса к художественной литературе.
Оборудование урока: тексты с отрывками из повести Э. Хемингуэя « Старик и море» и повести Р. Солнцева «Лодка пойдет на дрова», презентация с портретами Э. Хемингуэя, ноутбук, мультимедиа проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя об особенностях работы на уроке. Постановка цели.
- Работа по новой теме.
- Э. Хемингуэй с детства хотел стать писателем. Его любимый герой Ник Адамс. Вот, что напишет о нем автор : « Ник с детства хотел стать великим писателем. Он был уверен, что станет им. Он хотел написать о земле так, как если бы ее рисовал Сезанн». Это очень важное высказывание писателя, в нем ключ к одной из важнейших тем всего его творчества – о земле, которая «пребудет вечно». Жизненное кредо Хемингуэя было удивительно простым ( самое простое подчас оказывается самым сложным). Заключалось оно в следующем: этот человек тонко и глубоко ощущал свою связь с миром, окружающим его, с людьми, птицами, океаном….Очень подвижный, деятельный, преданный своему писательскому делу, он всю жизнь стремился к идеалу – искал человека, который бы был един с природой. В 1936 году он опубликовал очерк, где говорилось об эпизоде рыбной ловли на Гольфстриме. Старый рыбак поймал гигантскую рыбу и ее в результате съели акулы. По сути дела это и стало основой повести «Старик и море». В 1952 году она выходит в свет, в 1954 Хемингуэй получил за нее Нобелевскую премию.
- В это же время он скажет: «Похоже, что я в конце концов добился того, над чем работал всю свою жизнь.» Повесть о старике – итог е-нравственных исканий писателя, он нашел героя, которого искал все долгие годы. Это вовсе не значит, что в других своих произведениях он рассказывал о плохих людях. Он изобразил героев, страдающих от обстоятельств страшного мира. Они страдали от дисгармонии, от одиночества. Это были люди «потерянного поколения», для которых «распалась связь времен». Да, они искали и находили успокоение и мир в природе, в общении с ней. Но все они только беглецы из мира цивилизации. Сантьяго в «Старике и море» целиком принадлежит природе. Чтобы написать такую повесть , чтобы она стала интересна читателю, необходим был новый писательский язык.
- Вспомните, в чем выразилось новаторство Хемингуэя в области языка? Как назывался новый метод, придуманный им..? ( Ответы детей о «методе айсберга»,о роли подтекста, о том, Хемингуэй учился у русских писателей. Рассказы Хемингуэя и Чехова.)
- Что дает писателю «метод айсберга» писателю ?
- А читателю?
- Мы будем работать сегодня с отрывком из повести . Давайте отметим на что нам надо будет обратить внимание:
1. Средства отражения психологического состояния героя
2.Художественные детали, сравнения
3. Философские размышления
4. Авторская позиция и оценка героя
- Работа с отрывком из повести «Старик и море». Вопросы к учащимся:
1. Каково душевное, психологическое состояние героя?
2. Что помогает нам понять его?
3. Какова роль детали у Хемингуэя?
4. Почему по отношению к морю автор использует слова разного рода?
5. Почему после такого красивого описания моря идет скрупулезное перечисление необходимого для ловли рыбы?
6. Какова позиция автора? Как он оценивает своего героя?
7. Каков же герой Хемингуэя? Что вы сами можете о нем сказать ? Каким он видит мир?
- Знакомство с повестью Р. Солнцева «Лодка пойдет на дрова»
- Слово о Р. Солнцеве и его повести. Герой ее – Ислам-бабай. Живет он в деревне Бикташево недалеко от Мензелинска. Старик Хемингуэя – иностранец. Для многих в этом его привлекательность. Что общего у него может быть со старым Исламом? ( объяснение ситуации, в которой оказался герой ). А теперь работаем с отрывком, оцениваем его по тем же принципам.
- Чтение отрывка, работа с текстом. Детям необходимо помочь прийти к мысли о схожести героев.
- Как по-вашему, почему герои оказались такими похожими? Ведь не списывали же они один у другого, как нерадивые школьники? (Человек всегда стремится к лучшему, а лучшее – в гармонии, гармония - в единении с природой. Есть общий эстетический идеал и т. д.)
- Итог.
- Мы говорили о писателях, об общности их идеала. А что дает читателю книга, герой?
- Целый урок на нас смотрел сам автор. Между прочим, тоже не очень молодой человек. Вот он, рыбак, на своей яхте «Пилар». Я думаю, что он учит нас любить мир и ценить жизнь.
Кстати, Р. Солнцев был из поколения людей, которые зачитывались книгами Хемингуэя. Может быть, и среди вас сидят будущие писатели? Как знать…
- Домашнее задание. В. Астафьев. «Царь-рыба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"
На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...
Открытый урок в 3 классе "Выход в море"
Открытый урок в 3 классе на тему подвижных игр....
Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»
Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...
Урок географии в 5 классе Тема: Моря и океаны. Использование и охрана воды.
Цель урока: Повторить и закрепить знания уч-ся о пресных водоемах и обитателях пресных водоемов, их происхождении (естественные и искусственные водоемы); использование пресных вод...
8 класс. Урок географии на тему: Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого океана. Острова и полуострова.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить знания учащихся о географическом положении Евразии, из каких частей состоит материк, где проходит граница между Европой и Азией, какие океаны омывают материк Евразия. Познакомить...