Разработка урока по литературе в 6 классе: "Так говорил Эзоп" (по басням И.А.Крылова)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Развивать умения выявлять «схождения между произведениями одного жанра, одной тематической группы у одного автора и разных авторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_otk.urok_begisheva.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературе в 6 классе «Так говорил Эзоп…» урок внеклассного чтения с использованием технологии ИКТ учителя русского языка и литературы Бегишевой Елены Симоновны. ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока литературе в 6 классе «Так говорил Эзоп…» урок внеклассного чтения с использованием технологии ИКТ учителя русского языка и литературы Бегишевой Елены Симоновны. ГБОУ гимназии №114 Выборгского района Санкт-Петербурга
Возрастная категория учащихся: 6 класс.
Количество учащихся: 23 человека.
Технологии:
- технология развивающего обучения - игровая технология - проблемное обучение - технологии ИКТ - педагогика театра
Цель:
- Обучающая: обобщить материал по басням И.А. Крылова и Эзопа научить выразительному чтению;
- Развивающая : развить в детях чувство вкуса, умение анализировать, сравнивать;
- Воспитательная : воспитывать уважение к говорящему, умение работать в группе (навык слушать и слышать друг друга).
Задачи: Развитие умения выявлять «схождения между произведениями одного жанра, одной тематической группы у одного автора и разных авторов, уяснять своеобразие каждого рассматриваемого явления (типологический подход)»
- Развитие устной речи, закрепление знаний по теории литературы;
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока; развивать актерское мастерство учащихся;
- Воспитывать творческую активность и самостоятельность учащихся как устойчивые качества личности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – интерактивный.
Оборудование: ИКТ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация фильма, викторины по басням, раздаточные материала.
Средства наглядности: выставка книг по басням И.А. Крылова, И.И. Дмитриева, Эзопа, электронные карточки – задания. Приложение №1,2,3,4
Формы организации учебно-познавательной деятельности: частично-поисковой (эвристический) учебный диалог.
Продолжительность: 1 академический час(45 мин.)
Межпредметная интеграция: повышения уровня знаний учащихся за счет введения ИКТ.
- Слово учителя
Басня своими корнями уходит в глубокую древность. Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг и впервые задумался о мире и себе. По существу он был озабочен двумя вопросами: как устроен этот мир, и как должен себя вести в этом мире человек?
На первый вопрос он отвечал себе мифом, а на второй – басней. Басня служила ему надежным подспорьем в аргументации, поучении. Мы с Вами уже знакомы с баснями И.А. Крылова. Сейчас группа актеров, (а на нашем уроке присутствуют ещё историки и биографы) разыграет несколько басен.
- Актуализация опорных знаний.
После разыгрывания нескольких басен И.А. Крылова и И.И.Дмитриева делаем следующие выводы и говорим о том. Что в своих произведениях великие баснописцы помогают нам увидеть людские недостатки.
-Что вы сейчас услышали?
-Басни.
-Что они вам напомнили, произведения, какого жанра?
-Сказки о животных.
-Что сближает басню и сказку о животных?
-Герои-животные, которые говорят и действуют, как люди.
-Как называется художественный прием, связанный с переносом человеческих качеств на животных, растения?
-Олицетворение.
-Почему вы решили, что это не сказки о животных, а басни? Какие признаки помогли вам распознать жанр?
-Наличие нравоучения (морали). Басня – поучает, а сказка – развлекает.
-Объем произведений: басенный рассказ обычно короче сказочного.
Запись с доски:
Басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.
- Факты из жизни Эзопа
А) историческая справка
-А сейчас мы предоставим слово нашим «историкам» и «биографам».
1)Использование ИКТ см. Приложение №1
«Историки»:
Об Эзопе известно совсем мало:
-Жил в первой трети VI века до н. э
-Был рабом
-Был убит в Дельфах
Таково, то немногое, что можно считать фактами о жизни Эзопа. На этом факты кончаются, и начинается легенда.
Древнейшие басенные сюжеты появляются в греческой литературе (в составе эпоса и лирики) ещё в VII – VI вв. до н.э. Но окончательное оформление жанра устной басни греки относили к VI в. До н.э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности по-видимому, легендарной. О нём рассказывали, что это был уродливый раб-фригиец из Малой Азии, который принадлежал не очень умному философу Ксанфу.
На интерактивной доске известный портрет Эзопа с подробным описание. (см. Приложение №2)
Неслыханное безобразие Эзопа боги сполна компенсировали даром слова и острым умом.
Б) «Биографы» приводят несколько историй:
История «О хлебе»
Эзоп был рабом, его часто покупали и продавали. Одним из последних владельцев Эзопа был рабовладелец Офеселион. Он решил поскорее избавиться от речистого раба. По дороге на рабовладельческий рынок Эзоп просит остальных: «Я человек слабосильный дайте мне вон ту хлебную корзину». И выбрал большую и тяжёлую корзину, все посмеялись над глупостью новичка и взгромоздили на него корзину. Однако на первом же привале, когда все поели хлеб, корзина Эзопа стала легкой, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжёлы, такими и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у урода не промах.
История «О языках»
Решил как-то Ксанф-философ, новый хозяин Эзопа, устроить угощение ученикам и послал своего раба на рынок: № Купи нам всего самого лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные. Вареные, соленые. «Что это значит?»- «А разве язык не самое лучшее на свете, Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!» «Ну, так на завтра купи нам всего самого худшего, что есть на свете!» На завтра Эзоп опять подает языки. «Что это значит!» - « А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксан, но придраться не мог.
Как-то раз Ксанф напился пьян и стал говорить: «Человек может все сделать!» « А море выпьешь?» «Выпью» Побились об заклад. Утром Ксан протрезвел и пришел в ужас от такого позора. Эзоп ему говорит: «Хочешь, помогу?» «Помоги!» « Как выйдете с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.
Учитель подводит итог:
-Каким открылся Эзоп в этих легендарных историях?
Ребята называют такие качества как находчивость, смекалистость, остроумие, мудрость, отзывчивость, чудаковатость.
-Легенда превратила в живописную историю и финал жизни Эзопа – его гибель в Дельфах.
Презентация фильма – спектакля «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и Виноград». Одна из наиболее удачных постановок осуществлена театром БДТ им. Горького (режиссеры: Г.Товстоногов, Ю.Музыкант). В ней значимой является идея свободолюбия Эзопа.
Показываем начало и финал, где Эзопа хватают за воровство и подвергают обвинению и казни.(см. Приложение №3)
Учитель:
-Какие качества продемонстрировал Эзоп перед лицом смерти?
Ученики улавливают ключевые слова: «Где здесь пропасть для свободных людей?» и в числе главных достоинств уверенно называют его свободолюбие.
IV. Эзоп-баснописец
-Настоящим кладезем мудрости можно назвать эзоповы басни. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен(426 текстов).
Учащиеся выразительно читают басни «Ворон и лисица» и «Муравей и жук».
«Ворон и лисица»
Ворон унес кусок мяса, и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и красив он, и велик и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - нечего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
«Муравей и жук»
В летнюю пору гулял Муравей по полю и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его тогда Жук, посочувствовал, что ему приходиться работать даже тогда, когда все остальные насекомые отдыхают от тягот и придаются праздности. Не сказал ему тогда нечего Муравей, а когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался жук без корма, и пришёл Жук к Муравью и начал просить корму. Сказал Муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня в труде упрекал, не остался бы ты сейчас без корму». Так люди в достатке, не задумываются о будущем, а при перемене событий терпит жестокие бедствия.
Организация исследовательской работы с раздачей распечаток 2 варианта и с последующей сдачей. (См. Приложение №4)
Итоги урока:
Басня - один из самых старых жанров литературы. Басня появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.
Басня имеет свою «родословную». «Отцом басни» называют Эзопа, который жил и творил в Древней Греции.
Эзоп много сделал для становления, оформления басенного жанра и открыл широкие возможности для его последующего обновления:
- Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм.
- Он создал басенные сюжеты, которые использовали баснописцы последующих эпох как готовый материал для своего литературного творчества.
- Он создал тайную речь для маскировки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка».
Выводы записываются в тетрадь.
- Игровой момент. Викторина
- Домашнее задание
1) Прочитать басни Эзопа «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Лев и мышь»; проанализировать любую из них по вопросам, предложенным на уроке, выявив ее сходство с рассмотренными баснями;
2) Сочинить басню в духе Эзопа, взяв в качестве морали одно из следующих утверждений: «Если что-то можно доказать делом, то на это не надо тратить слова», «Велико ли, мало зло, его не надо делать», «Истинный друг познается в несчастье».
Самоанализ урока:
Урок является заключительным в системе уроков по басням, поэтому обучающей целью является обобщение. При построении урока учтены программные требования, образовательные стандарты.
Традиционно понятие о басне в школе формируется на примере творчества И. А. Крылова. Не подвергая сомнению его центральное положение в теме «Басня», в школьную программу введены произведения и других баснописцев. Появление Эзопа в курсе русской литературы продиктовано необходимость познакомить учащихся с «родословной» жанра басни и основателем древнейшего жанра литературы. Так сохраняется исторически-конкретный подход к изучению жанра басни. Но он продуктивен тогда, когда дополняется типологическим, позволяющим, по выражению М. М. Бахтина, по определенным устойчивым признакам узнать тот или иной жанр в «большом времени». По этой причине исторический экскурс чрезвычайно полезен для раскрытия художественного взаимодействия в литературном процессе.
Каждый этап урока имел цель реализовать определённую задачу. Этому способствовало использование современных технических средств. Работа с мультимедийным проектором и использование презентации повысили эффективность усвоения материала учащимися, дали возможность привлечь видеоматериалы и позволили реализовать принцип наглядности, доступности и системности изложения материала.
В ходе урока ребята учились самостоятельно ставить цели, намечать пути их достижения, принимать решения и нести за них ответственность.
Руководителем работы выступал педагог, который в рамках партнерских взаимоотношений предъявляет ученику или группе в ситуации обучения свое представление о цели, способах её достижения, оценки её результатов. Однако педагог реализовал эту работу, не прибегая к директивной позиции. Он играл роль консультанта и помощника, внимательного наблюдателя. Учитель и дети выступали по отношению друг к другу с позиции коллег, партнера, умения принять его таким, каков он есть. Вырабатывалось отсутствие стереотипности в восприятии других.
Все работы на уроке проводились в соответствии с поставленными задачами, которые вытекая одна из другой, позволили организовать эффективные взаимодействия «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – группа» и в конечном итоге реализовать поставленные цели и получить желаемые результаты обучения. Удалось, избежав учебной перегрузки учащихся, сохранить мотивацию к учебе.
Достоинством урока считаю коллективное участие в поиске, знание учащимися, теоретических и практических сведений о творчестве баснописцев, работу на уроке всех учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"
Тема урока: Музыка в баснях И.А.Крылова.Цель урока: вместе с учащимися выяснить, каким образом музыка играет...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
Разработка урока по литературе 9 класс
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...
Разработка урока музыки в 7 классе "Пушки говорили ,но музы не молчали"
В основе данного урока лежит патриотическое воспитание подрастающего поколения....