Подготовка к олимпиаде по литературе
олимпиадные задания по литературе (6, 7 класс) на тему

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature.rar99.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  ниже

1

Летопись

 

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

 

Б

«Кубок»

3

Баллада

 

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

 

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

 

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

 

Е

«Белая  береза»

Максимальное количество  баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя»

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа»

 Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

 а) В.Жуковского  называют  «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось  в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого  лежит  историческое событие, предание с острым  сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

 Максимальное количество  баллов – 5

4  Соедините фамилии и имена  русских и зарубежных писателей.

1) Агния                                          а) Есенин

2) Астрид                                        б) Пришвин

3) Сергей Александрович             в) Куприн

4) Александр Иванович                г) Маршак

5) Александр Сергеевич                д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич           е) Родари

7) Джанни                                       ё) Астафьев

8) Виктор Петрович                       ж) Барто

9) Самуил Яковлевич                      з) Паустовский

10) Михаил Михайлович               и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1)  Описание природы в литературном произведении.                а)  рифма

2)  Разговор двух и более лиц .                                                        б) пейзаж

3)  Созвучие концов строк .                                                               в)диалог

4)  Иносказательно описывает предмет, учит

     угадывать задуманное.                                                                 г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека.            д) загадка  

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

  понятие передается с помощью конкретного образа.             е) антитеза

7)Небольшое произведение  повествовательного

       характера с нравоучительным содержанием.                           ж)аллегория    8)Стилистическая фигура, основанная

          на противопоставлении понятий, образов.                            з) рассказ.                                    

 По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

( сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество  баллов-3

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество  баллов – 1

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил –

9. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора. 
А) сабля и ранец  Б) волшебные волоски из бороды В) ячменное семечко в цветочном горшкеГ) разбитое корыто Д) говорящее чудесное зеркало 
 Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1

баллу) 

10..Найдите ошибки  в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке  и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество  баллов- 4

11.По данным примерам определите вид тропа.
1) «Рыцарь дрался как лев»
2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»
3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»
5)«Мужичок с ноготок»
6) «Исчезла грусти тень»
7) «Отговорила роща золотая»
8) «Побледневшие звезды»
9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»
10)«Голод вооружал их храбростью»
11) «Черный ветер, белый снег»
12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.
Голубые тени.
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт

13. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Максимальное количество  баллов-2

14. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Максимальное количество  баллов-1

15. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-1


Ответы к олимпиаде по литературе

6класс

1. 1- В;

    2 –Д;

   3 –Б;

   4 – Г;

   5 – А;

   6 – Е.

Максимальное количество  баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

    Б – Лермонтов М.Ю.

    В – Тостой Л.Н.

Максимальное количество  баллов-3

3. А) нет
    Б) да
    В) да
    Г) нет
   Д) да

Максимальное количество  баллов-5

4. 1 –ж

    2 –д

    3 –а

    4 –в

    5 –и

    6 –з

    7 –е

    8 –ё

    9 –г

   10 –б

Максимальное количество  баллов-10

5.1 –б

   2 –в

   3-а

   4 –д

   5 –з

   6 –ж

   7 –г

   8 –е

Максимальное количество  баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

   2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение ;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество  баллов-2

7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный»  «Спящая царевна»,  «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок»,  «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

8. Отрывки из сказок.  Элемент композиции сказок называется концовка.

Максимальное количество  баллов-1

9.  А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу) 

10. . Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня — один из древнейших литературных жанров  Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.  В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

11 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет.  9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст»  и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

  1 балл за факт

13. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество  баллов-2

14 Рифма –парная

Максимальное количество  баллов-1

15.  При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Максимальное количество  баллов-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

Подготовка к олимпиаде по литературе.Боги славянской мифологии.

В заданиях городских олимпиад из года в год попадаются задания по славянской мифологии, в частности, нужно знать богов славянской мифологии. Также имена этих богов встречаются в произведениях для анал...

Программа подготовки к олимпиаде по литературе для учащихся 9-11 классов

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа худ...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Тексты для комплексного анализа (подготовка к олимпиаде по литературе)

Материал содержит ряд текстов, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по литературе....

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе

Задания для сравнительного анализа поэтических текстов...

Подготовка к олимпиадам по литературе

Подготовка учащихся к олимпиаде по литературе...