Литературное краеведение Саратовской области
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор
МБОУ «СОШ с. Заветное» МБОУ «СОШ с Заветное»
Энгельсского муниципального Энгельсского муниципального
района района
Б.С. Мулдагалиева /__________/ М.Н. Кадыкова /_________/
Приказ № __ от _________
Рабочая учебная программа
по литературному краеведению
для обучающихся 10 класса
МБОУ «СОШ с. Заветное»
Энгельсского муниципального района
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель
Эльсаева Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...3
Учебно-тематический план………………………………… ……….......6
Содержание программы ………………………………………………....7
Тематический план……………………………………………………….9
Информационно-методическое обеспечение…………………………..12
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Старшеклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.
Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись – информатика), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции.
Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.
Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей Саратовской землей.
В содержание курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения русской литературы XIX и XX веков.
Наряду с этими произведениями в курс включены произведения местных писателей, известных на областном уровне.
Программа курса «Литературное краеведение Саратовского края»
- включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;
- способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
- формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
- способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Главная цель курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
- Просветительская (приобщение к литературному творчеству)
- Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)
- Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы)
- Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников)
- Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов)
В процессе освоения курса предполагается
- знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
- освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
- знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XIX и XX веков, побывавших в Саратовской губернии;
- анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
- изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.
Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Программа продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:
- правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;
- умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;
- находить в произведении различные тропы;
- составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;
- аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;
- вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;
- определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;
- формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.
Литературные произведения
Г.Р. Державин «Ключ», «Река времён в своём стремленьи…»
В.А. Жуковский «Рыбак», «Лесной царь»
Д. В. Давыдов «Душечка», «Бородинское поле»
П.А. Вяземский «Русский бог», «Тройка», «Я пережил»
- А.С.Пушкин. «Моя родословная», «В поле чистом серебрится», «Когда б не смутное влеченье», «Медный всадник» (Вступление), «К моей чернильнице», Саратовские страницы «Истории Пугачёва». Саратовские и петровские поэты и писатели об А.С. Пушкине.
- Н.П. Огарёв «Деревенский сторож», «Дорога», «Арестант»
- М.Ю.Лермонтов. «Тростник», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»
- А. Н. Будищев «Росой горит слеза…», «Калитка», «В тихий сад, к цветущим сиреням», «Весна», «На родине», «Только вечер затеплится синий…».
- Н. Г. Чернышевский главы из романа «Что делать»
- А.Н. Толстой «Гадюка»
- Федин К.А. «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа)
- Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»
- Алексеев ММ. «Вишнёвый омут» (глава из романа)
- Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести)
- Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди»
- Симонов К.М. Стихотворения
- Передреев А.К. Стихотворения
- Петров-Водкин К.С. « Хлыновск» (главы из повести)
- Ширяева Г.Д. «Гюрги-Дюрги-Дюк», «Утренний иней» (главы из романа)
- Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов»
(сказка в двух действиях)
- Е.М. Рязанова «На пороге юности»
- Н.Е. Палькин Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу»
- . Г. Тобольский Стихи и рассказы из сборника «Высокий час»
- И. И. Малохаткин «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь»
- КековаС.В. Стихотворения по выбору учителя
- А.К. Мартынов «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»
- Литература родного края
Система творческих заданий.
- Выразительное чтение художественного произведения.
- Сопоставительный анализ художественного произведения.
- Защита исследовательского проекта.
- Отзыв и рецензия.
- Иллюстрация к произведению и т.д.
Элективный курс «Литературное краеведение Саратовского края» рассчитан на 35 часов ( 1 урок в неделю).
Умения и навыки учащихся:
- школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
- уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
- освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
- уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;
- уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 2 |
2. | Писатели-классики и Саратовский край | 14 |
3. | Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей | 7 |
4. | Литература и другие виды искусства в Саратовском крае | 1 |
5 | Поэзия Саратовской области | 7 |
6. | Поэзия родного края | 4 |
Всего: | 35 ч | |
Практическая часть | ||
Контрольные работы | ||
Развитие речи | ||
Тесты | ||
Тексты для заучивания наизусть | ||
Количество уроков с использованием ИКТ | ||
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1. | «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае». ««Будущее» Чернышевского в истории России». | Январь Ноябрь |
2 | Исследовательская работа по теме «Поэзия Энгельсского района» | Май |
Содержание программы
1. Введение
Цели и задачи занятий по литературному краеведению.
Известные саратовские краеведы прошлого.
Современное состояние краеведения в Саратове
Различные виды искусства в Саратове. Литературный процесс в Саратове.
Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край
А.С. Пушкин в Саратове. Поэты пушкинского круга.
Г. Р. Державин в Саратове.
В.А. Жуковский в Саратове.
Д. В. Давыдов в Саратове. Стихотворения, связанные с Саратовским краем.
П.А. Вяземский в Саратове.
Н.П. Огарёв в Саратове.
А. Н. Будищев в Саратове. Написание сценария литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…»
М.Ю.Лермонтов в Саратове. Экскурсия в музей «Тарханы» (или создание презентаций «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова»
Н. Г. Чернышевский и Саратов. Посещение музея. Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России».
М.М.Алексеев «Вишнёвый омут» (глава из романа). Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края.
К.А.Федин «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа).
Создание и защита проекта «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае».
А.Н. Толстой в Саратове.
Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.
Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести). Литературные традиции.
Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»
Мир детства в произведениях Л. Кассиля
Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди». Мечты и реальность в повестях.
Ширяева Г.Д. «Утренний иней» (главы из романа) .
Е.М. Рязанова «На пороге юности». Композиция произведения.
Написание критической статьи «Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей».
Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае.
Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов» (сказка в двух действиях)
Модуль IV. Поэзия Саратовской области
Симонов К.М. Родина в стихотворениях К. Симонова
Передреев А.К. Саратовские просторы в лирике Передреева.
Палькин Н.Е. Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу» . Составление «словаря» метафор
Тобольский И.Г. Стихи и рассказы из сборника «Высокий час» . Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста
Малохаткин И.И. «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь» . Составление «словаря» метафор
Кекова С.В. Стихотворения по выбору учителя. Основные мотивы лирики.
Исследование сборников разных лет
Мартынов А.К. «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»
Модуль V. Поэзия родного края
Поэзия, проза района.
Создание литературно-художественного альманаха «Мой край».
Защита творческих проектов. Работа творческой мастерской (Стихи, написанные мною). Подведение итогов года
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол. час | Виды деятельности | Дата | |||||
По плану | Коррекция | ||||||||
1 | Введение. « Край ты мой, родимый край» | 1 | Лекция-беседа | 07.09 | |||||
2 | Созвездие писателей и поэтов на Саратовской земле | 1 | Лекция-беседа | 14.09 | |||||
Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край | |||||||||
3 | А.С. Пушкин в Саратове | 1 | Творческая работа «Мой Пушкин» Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений | 21.09 | |||||
4 | Поэты пушкинского круга | 1 | Индивидуальные сообщения. Саратовские поэты и писатели о Пушкине | 28.09 | |||||
5 | Г.Р. Державин и В.А. Жуковский в Саратове | 1 | Выразительное чтение и анализ стихотворений | 05.10 | |||||
6 | Д. В. Давыдов и П. А. Вяземский в Саратове | 1 | Анализ стихотворений, связанных с Саратовским краем | 12.10 | |||||
7 | А.Н. Будищев и Н.П. Огарев в Саратове | 1 | Написание сценария литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…» | 19.10 | |||||
8 | М.Ю. Лермонтов и Саратовский край | 1 | Презентация «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова» | 26.10 | |||||
9 | Н. Г. Чернышевский и Саратов | 1 | Лекция-беседа Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России» | 09.11 | |||||
10 | Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» | 1 | Комментированное чтение фрагментов | 16.11 | |||||
11 | М.А. Алексеев «Вишневый омут» | 1 | Комментированное чтение фрагментов. Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края в романе | 23.11 | |||||
12 | К.А. Федин и Саратов | 1 | Лекция-беседа | 30.11 | |||||
13 | Главы из романов «Первые радости», «Необыкновенное лето» | 1 | Анализ текста и выявление роли эпизода в раскрытии идеи произведения | 07.12 | |||||
14 | А.К. Толстой в Саратове | 1 | Лекция-беседа | 14.12 | |||||
15 | Желтухин. Глава из повести «Детство Никиты» | 1 | Комментированное чтение фрагментов | 21.12 | |||||
16 | «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае» | 1 | Защита проекта | 11.01 | |||||
Модуль 2. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей. | |||||||||
17 | С.К. Розанов «Внук Бояна» (главы из повести) | 1 | Литературные традиции Написание рецензии | 18.01 | |||||
18 | Лев Кассиль .Жизнь и творчество | 1 | Лекция-беседа | 25.01 | |||||
19 | Мир детства в произведениях Л.Кассиля | 1 | «Кондуит и Швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки». Анализ эпизода (по выбору учащегося) | 01.02 | |||||
20 | Мечты и реальность в произведениях В.М. Мухиной-Петринской | 1 | «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди» .Анализ эпизода (по выбору учащегося) | 08.02 | |||||
21 | Ширяева Г.Д. «Утренний иней» (главы из романа) | 1 | Филологический анализ текста Написание вступительной статьи к книге | 15.02 | |||||
22 | Е.М. Рязанова «На пороге юности» | 1 | Комментированное чтение и анализ фрагментов | 22.02 | |||||
23 | «Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей» | 1 | Творческая работа | 01.03 | |||||
Модуль 3. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае | |||||||||
24 | Живопись и литература Театр и литература | 1 | Лекция-беседа
| 15.03 | |||||
Модуль 4. Поэзия саратовской области | |||||||||
25 | К.М.Симонов Стихотворения | 1 | Родина в стихотворениях К. Симонова Анализ стихотворения Создание своего стихотворения о войне | 22.03 | |||||
26 | А.К. Передреев Стихотворения | 1 | Саратовские просторы в лирике А.К. Передреева. | 05.04 | |||||
27 | Н.Е. Палькин Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» | 1 | Работа с текстами. Составление «словаря» метафор | 12.04 | |||||
28 | И. Г. Тобольский «Сборник «Высокий час» | 1 | Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста | 19.04 | |||||
29 | Лирика И. И. Малохаткина | 1 | Работа с текстами. Составление «словаря» метафор . «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь» | 26.04 | |||||
30 | Кекова С.В. Стихотворения | 1 | Основные мотивы лирика Исследование сборников разных лет | 03.05 | |||||
31 | Лирика А.К. Мартынова | 1 | Мордовский поэт. Единые ценности. «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист» | 10.05 | |||||
Модуль 5. Поэзия родного края | |||||||||
32 | Поэзия, проза района | 1 | Энгельсские поэты: А. Кобылинский, Ю Вязовченко, В. Реснянский, В. Удалов | 17.05 | |||||
33 | Стихи, написанные мною | 1 | Выступления учащихся | 17.05 | |||||
34 | Самобытный поэт. Встреча с автором | 1 | Харлов Н.И. «Прекрасное рядом» | 24.05 | |||||
35 | Защита творческих работ | 1 | Выступления учащихся. Подведение итогов года | 31.05 |
Информационно-методическое обеспечение
Покусаев Е.И. «Русские писатели в Саратовском Поволжье», Приволжское книжное издательство, Саратов, 1964,
Геннадий Митин «Деятели Культуры в Саратовской губернии», Саратов, 2002
"Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997
Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002
Грот Я. «Жизнь Державина». Изд. «Алгоритм», Москва 1997 год.
История русской литературы в 4-х томах. Л., 1981.
История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000
Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.
Давыдов Д. Сочинения / Подг. Вл. Орлов. – М., 1962.
Сахаров В. Стихов гармония и сила // Сахаров В. Под сенью дружных муз. – М., 1984.
Кожинов В. Стихи и поэзия.
Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора. - Саратов. – 1976
Арзамасцев В.П. Места, воспетые поэтом. - Саратов. - 1991.
Прокопенко Л. Саратовская тетрадь. - В кн.: Годы и люди. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Литературное краеведение Оренбургской области. "Записки"Аксакова
Презентация по творчеству С.Т.Аксакова.Вступительная беседа по "Запискам об уженье рыбы"...
тест по краеведению Саратовской области
тестирование для учащихся 6 класса по курсу географическое краеведение Саратовской области...

презентация по краеведению Саратовской области. 7 класс "Растения меловых и песчанных пород"
презентация по краеведению Саратовской области. 7 класс "Растения меловых и песчанных пород"...

Краеведение. Саратовская область
Природные достопримечательности и уникальные природные объекты. ООПТ...