Рабочая программа с КТП по литературе ФГОС для 5 класса на 2017 - 2018 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_literatura.docx | 97.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждено |
ШУМО учителей русского языка, | Зам. директора по УВР | Директор школы |
литературы, истории и иностранных языков | ________Я.А.Череш | ________С.А.Пирская |
Руководитель ШУМО | «____»________________2017г | Приказ №______ |
________Ф.Ф.Варкентин | «____»_______________2017г | |
протокол №________от | ||
«____»_______________2017г |
Рабочая программа основного общего образования по литературе (ФГОС)
(Предметная область «Филология»)
Класс: 5
Разработчик программы З.П.Лисица
Учитель русского языка и литературы
с. Славгородское, г. Славгород, Алтайский край
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (РР), на уроки внеклассного чтения (ВЧ). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты:
учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, культуре, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм, правил поведения;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
- понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Пословицы и поговорки.
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья…».
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.А.Фет. «Весенний дождь».
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.: ил.
Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
5. Репродукции картин художников
6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
Содержание учебного курса
Название тем, разделов | Кол-во часов | Содержание темы | Формируемые универсальные учебные действия | ||
Предметные | УУД | ||||
Введение | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом. Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. | Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | |
Устное народное творчество | 10 | Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений | Знают, отличают друг от друга и дают определение малым жанрам фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок), умеют отгадывать загадки. Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности сказывания сказок (народная речь - лексика, ритм, слаженность, напевность), умеют определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, сопоставляют эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог(в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм). Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий. | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 2 | Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник | Понимают и воспроизводят информацию, представленную в древнерусском тексте. знают роды и жанры литературы. трансформируют информацию, представленную в разных формах (таблица, схема). понимают смысл произведения и видят смешное. | Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ΧVΙΙΙ ВЕКА | 2 | Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности) | Знают роды и жанры литературы. понимают смысл произведения и видят смешное | Коммуникативные: умеют оперировать литературоведческими понятиями в речи. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Познавательные: трансформируют информацию, представленную в разных формах (таблица, схема). Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы. | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ΧΙΧ ВЕКА | 41 | Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); жанровые особенности басни, отличие басни от сказки. | Предметные: понимают иносказательный подтекст басен и их мораль, умеют выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявляют способы самообразования. выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней; владеют навыками анализа поэтического произведения (умеют определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, способ рифмовки, размер, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование мотивации к обучению; смыслообразование- устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием; сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ΧΧ ВЕКА | 29 ч | Сведения о детстве писателей сюжет и содержание рассказов; сравнить произведение со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. | Предметные: знают факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», понимают авторское отношение к описываемым событиям. находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; знают содержание рассказа, понимают авторское отношение к описываемым событиям. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; умеют формулировать и задавать вопросы. Личностные: развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выходы из спорных ситуаций. Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | |
Русские поэты ΧΧ века о родине и родной природе | Создание поэтического образа Родины в стихотворениях поэтов 20 века; выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин. Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Работа в группах: выполнение заданий по темам | Выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты один с другим. | Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. Личностные: формирование эстетического восприятия Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют | ||
Писатели улыбаются | Сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 15 | Сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; черты характера, которые прославляет автор, признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л. Стивенсона. Групповая работа – составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков». | Выразительно читают балладу, характеризуют героев и их поступки; выразительно пересказывают текст, воспроизводят все приключения и события в жизни Робинзона, характеризуют героя и его поступки, прослеживают изменения в поведении и характере героя, понимают значение романа в истории литературы; знают содержание прочитанного произведения, отличают литературную сказку от народной, воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику героям и их поступкам; пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения. | Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию. Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. Познавательные: овладение навыком смыслового чтения, развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их; ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы. Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, корректируют ответ; оценивают результаты своей работы. | |
Повторение | 5 | Знать содержание и героев произведений, прочитанных раннее; уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, писать развернутые ответы на вопросы | Владеют элементами анализа поэтического и эпического текста, сопоставляют поэтические тексты один с другим. | Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тематическое планирование | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | ||
план | факт | |||||
Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ - 1 ч | ||||||
1. | Книга в жизни человека | 1 | 04.09 | |||
Раздел 2: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 10 ч | ||||||
2. | Фольклор - коллективное устное народное творчество | 1 | 05.09 | |||
3 | Малые жанры фольклора | 1 | 06.09 | |||
4. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка | 1 | ||||
5. | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | 1 | ||||
6. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | 1 | ||||
7. | «Иван – крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | ||||
8. | «Иван – крестьянский сын и чудо- юдо»: система образов сказки. | 1 | ||||
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | ||||
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | ||||
11. | Р/Р,Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Мои любимые сказки. | 1 | ||||
Раздел 3: ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч | ||||||
12. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | ||||
13. | Из Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | ||||
Раздел 4: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 2 ч | ||||||
14. | Вн/чт. Из литературы ΧVΙΙΙ века. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения) | 1 | ||||
15. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | ||||
Раздел 5: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 41 ч | ||||||
16. | Вн/чт. Жанр басни в мировой литературе | 1 | ||||
17. | И.А. Крылов. Ворона и лисица», «Свинья под дубом» | 1 | ||||
18. | И.А. Крылов «Волк на псарне» | 1 | ||||
19. | Р/Р. И.А. Крылов. Басни | 1 | ||||
20. | В.А. Жуковский «Спящая царевна | 1 | ||||
21. | В.А. Жуковский «Кубок» | 1 | ||||
22. | А.С. Пушкин «Няне». | 1 | ||||
23. | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | ||||
24. | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои | 1 | ||||
25. | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев | 1 | ||||
26. | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | ||||
27. | Р/Р. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 1 | ||||
28. | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | ||||
29. | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | ||||
30. | Вн/чт. А.С.Пушкин. Сказки. | 1 | ||||
Русская литературная сказка XIX ВЕКА | ||||||
31. | Антоний Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» как литературная сказка | 1 | ||||
32. | «Чёрная курица или подземные жители» как нравоучительное произведение | 1 | ||||
33. | М.Ю. Лермонтов «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | ||||
34. | «Бородино»: проблематика и поэтика. | 1 | ||||
35. | Вн/чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка | 1 | ||||
36. | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | ||||
37. | «Заколдованное место: реальность и фантастика в повести | 1 | ||||
38. | Вн/чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». | 1 | ||||
39. | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы"Мороз, Красный нос".) | 1 | ||||
40. | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей | 1 | ||||
41. | «Крестьянские дети». Язык стихотворения | 1 | ||||
42. | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве | 1 | ||||
43. | «Муму» как протест против рабства | 1 | ||||
44. | «Муму»: система образов | 1 | ||||
45. | Р/Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа | 1 | ||||
46. | А.А. Фет. Лирика | 1 | ||||
47. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев | 1 | ||||
48. | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин | 1 | ||||
49. | Р/Р. «Кавказский пленник» | 1 | ||||
50. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | ||||
51. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | ||||
52. | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ | 1 | ||||
53. | Р/Р. «Хирургия» | 1 | ||||
54. | Вн/чт. Рассказы Чехова | 1 | ||||
Русские поэты ΧΙΧ века о родине, родной природе и о себе (обзор) | ||||||
55. | Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | 1 | ||||
56. | А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок). | 1 | ||||
57. | Р/Р. Русские поэты ΧΙΧ века о родине, родной природе и о себе | 1 | ||||
Раздел 6: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 29 ч | ||||||
58. | И.А. Бунин «Косцы» | 1 | ||||
59. | Вн/чт. И.А. Бунин «Подснежник» | 1 | ||||
60. | В.Г. Короленко «В дурном обществе: судья и его дети | 1 | ||||
61. | В.Г. Короленко «В дурном обществе: семья Тыбурция | 1 | ||||
62. | В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | ||||
63. | Р/Р. «В дурном обществе». | 1 | ||||
64. | С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | ||||
65. | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и хозяйки Медной горы. | 1 | ||||
66. | «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы | 1 | ||||
67. | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки | 1 | ||||
68. | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки | 1 | ||||
69. | Вн/чт. «Заячьи лапы" и другие рассказы. | 1 | ||||
70. | Вн/чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей | 1 | ||||
71. | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 | ||||
72. | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа | 1 | ||||
73. | Р/Р. «Двенадцать месяцев»: | 1 | ||||
74. | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа | 1 | ||||
75. | «Никита»: быль и фантастика | 1 | ||||
76. | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации | 1 | ||||
77. | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | ||||
78. | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | ||||
79. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | ||||
80. | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | ||||
81. | К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | ||||
Раздел 7: Русские поэты XX века о родине и родной природе - 2 ч | ||||||
82. | И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 | ||||
83. | Д.Кедрин «Аленушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня» | 1 | ||||
Писатели улыбаются | ||||||
84. | Саша Чёрный «Кавказский пленник» | 1 | ||||
85. | Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» | 1 | ||||
86. | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение | 1 | ||||
Раздел 8: ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 15 ч | ||||||
87. | Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков | 1 | ||||
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя | 1 | ||||
89. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | ||||
90. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа | 1 | ||||
91. | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика | 1 | ||||
92. | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви | 1 | ||||
93. | Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? | 1 | ||||
94. | Вн/чт. Г.Х. Андерсен. Сказки. | 1 | ||||
95. | Р/Р. Г.Х. Андерсен. Сказки. | 1 | ||||
96. | Р/Р. Г.Х. Андерсен. Сказки. | 1 | ||||
97. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | ||||
98. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | ||||
99. | Р/Р. «Приключения Тома Сойера» -любимая книга многих поколений читателей | 1 | ||||
100. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | ||||
101. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1 | ||||
Повторение 4 часа | ||||||
102. | Урок контроля | 1 | ||||
103. | Урок контроля | 1 | ||||
104. | Р/Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 | ||||
105. | Р/Р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | 1 |
Планируемые результаты изучения предмета.
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Приложения.
График контрольных и творческих работ
(Базовый уровень)
5 класс — 102 часа
Сочинения
КР №1.
Тест по теме «Фольклор»
1. Фольклор - это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы.
2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского.
3. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ.
4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.
6. Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;
в) законченное высказывание назидательного содержания.
7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.
б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.
8. В чем различие пословиц и поговорок?
а) в меткости и образности высказывания;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;
в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.
9. Что такое народная сказка?
а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть;
в) жанр устного народного творчества; г) легенда.
10. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.
11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.
а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.
12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.
б) бытовые; 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
в) о животных. 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.
Тест по теме «Литературные сказки»
1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?
а) в основе сказки — реальные события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки — реальный человек;
г) добро всегда побеждает зло.
2. Какого героя сказки называют литературным?
а) положительного героя;
б) любого героя сказки;
в) главного персонажа сказки;
г) героя сказки, автор которой известен.
3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?
а) «Аленький цветочек»; в) «Кот в сапогах»; б) «Царевна-лягушка»; г) «Спящая царевна».
4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
5. Соотнесите определения и литературные понятия:
а) ритм; 1) правило чередования ударных и безударных звуков;
б) размер; 2) созвучие концов строк;
в) рифма. 3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов.
6. Как называется данная часть сказки?
И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
а) зачин; б) кульминация в) развитие действия; ; г) концовка.
7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?
а) В.А. Жуковский; б) А.С. Пушкин; в) И.С. Тургенев; г) П.П. Ершов.
8. Соотнесите произведения с их авторами.
а) П.П. Бажов; 1) «Спящая царевна»;
б) В.А. Жуковский; 2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
в) А.С. Пушкин; 3) «Аленький цветочек»;
г) С.Т. Аксаков. 4) «Каменный цветок».
КР №2. Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1. От чьего имени ведется повествование в поэме?
а) князя Владимира; б) древнего певца Баяна; в) Руслана; г) автора.
2. О каком историческом лице упоминается в поэме?
а) об Олеге; б) об Игоре; в) о Владимире.
3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении?
а) сказочный зачин; в) герои — животные; б) волшебные предметы; г) победа добра над злом.
4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?
а) волшебный клубок; б) ковер-самолет; в) шапка-невидимка; г) меч-кладенец; д) живая вода; е) молодильные яблоки.
5. О каком о русском городе говорится в произведении?
а) о Москве; б) о Новгороде; в) о Владимире; г) о Киеве.
6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.
а) верный меч; б) конь ретивый; в) молодая кровь; г) тоскующая душа; д) темная ночь; е) бранная слава; ж) ясны очи;
з) синие туманы.
Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1. К какому роду литературы относится произведение?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
2. Кто является рассказчиком в стихотворении?
а) автор; б) солдат — участник сражения; в) полковник; г) молодой воин.
3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?
а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение
4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
а) завязка; б) развязка; в) пролог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.
5. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик; б) полковник; в) автор; г) народ.
6. Когда было написано стихотворение?
а) во время сражения;
б) сразу после сражения;
в) через 10 лет после сражения;
г) через 25 лет после сражения.
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1. Что описал автор в «Муму»?
а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека.
2. К кому из героев рассказа автор относится иронически'.'
а) к Татьяне; г) к Герасиму; б) к барыне; д) к Капитану. в) к Муму;
3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?
а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.
а) завязка; б) развязка; в) пролог; г) эпилог; д) развитие действия; е) экспозиция; ж) кульминация.
5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;
б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;
в) долго греб против течения;
г) искал лодку.
6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?
а) описание жизни барской усадьбы;
б) угодливость и бесправие дворни;
в) деспотизм барыни;
г) немоту Герасима.
Итоговый тест
КР №4
1. Стих — это:
а) синоним слова «стихотворение»;
б) стихотворная строка;
в) строфа стихотворения;
г) троп.
2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?
«Крестьянские дети»; б) «На Волге»; в) «Теплый хлеб»; г) «Мороз, Красный нос».
3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?
а) А.П. Платонов; б) Л.Н. Толстой; в) Саша Черный; г) А.С. Пушкин.
4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?
а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»;
б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место».
5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?
а) «Бородино»; б) «Кубок»; в) «Вересковый мед»; г) «У лукоморья».
6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?
а)гипербола; б) эпитет; в) олицетворение; г) метафора.
7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?
а) И.Е. Репин; б) В.Д. Поленов; в) В.М. Васнецов; г) И.И. Левитан.
8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?
а) ямбом; б)хореем; в) дактилем; г) анапестом.
9. Соотнесите авторов и их произведения:
а) «Заколдованное место»; 1) С.Я. Маршак;
б) «Спящая царевна»; 2) Н.В. Гоголь;
в) «Двенадцать месяцев», 3) Л.С. Пушкин;
г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) В.А Жуковский, -.
10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.
а) Константиново; I) Л.Н Толстой;
б) Тарханы; 2) С.А. Есенин;
в) Ясная Поляна; 3) АС. Пушкин;
г) Спасское-Лутовипоио; 4) А. П Чехов;
д) Таганрог; 5) И.С. Тургенев;
е) Захарово. 6) М.Ю. Лермонтов,
Ключи к тестам
Тест по теме «Фольклор»
1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — а, б, в, ж, з, и; 5 — г; 6 - в; 7 — 1|)-б, 2) а, 3)—г, 4)—в; 8 — в; 9 — в; 10 — в, д, е; 11 — помощники: а, б, д, и, вредители: в, г, е, ж, з; 12 — 1)—в, 2)—а, 3)—б.
Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1 — г; 2 - в; 3 — а, б, г; 4 — в, г, д; 5 — г; 6 — постоянные: б, д, ж, з, авторские: а, в, г, е.
Тест по теме «Литературные сказки»
1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; 5 — 1)—б, 2)—в, 3)—а; 6 — г; 7 - а, б, г; 8 - 1)-б, 2)-в, 3)-г, 4)-а.
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1 — а, в; 2 — б, д; 3 — в; 4 - в, е, а, д, ж, б, г; 5 - б, в; 6 - г.
Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1 — а; 2 - б; 3 - б, в; 4 - б; 5 - г; 6 — г.
Итоговый тест
1 - б; 2 — в; 3 - а; 4 — б, в; 5 - а, б, в; 6 - г; 7 — а; 8 - а; 9 - 1) В, 2)-а, 3)-г, 4)-б; 10 - 1)-в, 2)-а, 3)-е, 4)-д, 5)-г, 6)-б.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Пятый класс
Пословицы, поговорки.
В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пуш к и н. У лукоморья. ... Няне.
Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору..»
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М. Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Е сен и н. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Т в а рд о в с к и й, К. М. С и м онов и др.).
Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике в 5-7 классах на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с ФГОС. Программа содержит календарно-тематическое планирование для 5-7 классов с учётом требований стандартов ФГОС....
Рабочая программа по татарской литературе в 10 классе за 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по родной (татарской) литературе для обучающихся 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, программы...
Рабочая программа по татарской литературе в 11 классе за 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена с учетом следующих документов:1. “Закон об образовании в Российской Федерации”.2. Закон Республики Башкортостан “Об образовании”.3. «Пр...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования...