Обобщение педагогического опыта
материал по литературе на тему

Еремкина Ольга Алексеевна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гуменская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия

                               Еремкиной Ольги Алексеевны

«ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ  КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

         Мое педагогическое кредо – не просто научить, то есть дать знания, а научить ребенка учиться. Еще Плутарх говорил: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Помочь ребенку  найти себя, заявить о себе, обрести уверенность, дать каждому шанс и при это воспитать гармонично развитую личность, способную самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей – вот те задачи, которые я ставлю перед собой.  И в этом мне помогает  деятельностный подход к обучению. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». «Технология деятельностного метода обучения» разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон: «В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.

      Структура уроков открытия нового знания (ОНЗ):

1)  Мотивация к учебной деятельности.

2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

 

      Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:

(1)  – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;

(2)  – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;

(3)  – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

(4)  – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;

(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;

(6, 8)  –  использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;

(7)  – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

(9)  – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.

       Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.

     После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки получили название уроков рефлексии.

        Помимо уроков ОНЗ и рефлексии в дидактической системе деятельностного метода выделено еще два типа уроков деятельностной направленности.

· уроки развивающего контроля;

· уроки построения системы знаний.

      На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.

      Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться».

                 Деятельностный подход помогает, взаимодействуя с миром, учится строить самого себя. Он направлен на становление сознания и личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все объяснить. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения.

           Идея деятельности тесно связана с  идеей системности.  Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход  является средством формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.

         Любое открытие знаний – это путь проб и ошибок. Но нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Конечной целью обучения является формирование способов действий, которые могут быть сформированы только в результате специально организованной деятельности. Ядром этой деятельности является решение учебных задач. Здесь мне во многом помогает метод проблемного обучения, который позволяет развивать познавательные мотивацию к обучению, повышает самостоятельность учащихся, формирует мышление, осуществляет индивидуализацию и дифференциацию обучения, развивает творческие способности. Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета.

                      Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, верит в свои силы.  Особенно важно это на уроках русского языка и литературы. В.А. Жуковский писал: «Поэзия принадлежит к народному воспитанию». Это же можно сказать и обо всей классической литературе. А знание родного языка помогает детям легче усвоить остальные предметы школьной программы, формирует общую коммуникативную культуру личности.

        В результате использования вышеописанных подходов в изучении русского языка и литературы удается:

      - повысить качество знаний учащихся;

      - раскрыть всесторонние способности учащихся;

      - воспитать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

     -  развить устную и письменную речь школьников;

      - научить учащихся использовать полученные знания в различных  ситуациях;

      - способствовать воспитанию  нравственных качеств личности.     

            Дети  с интересом относятся к моим  предметам, активно участвуют в олимпиадах,  конкурсах, мероприятиях различного уровня, проектной работе, успешно сдают выпускные экзамены,  у них проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, ученики самостоятельно делают выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческой личности.    Представленный  мной педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении и воспитании детей,  а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников, формирует их личные качества.

      Трудность использования данного опыта  заключается в планировании системы работы в данном направлении. Необходима переориентация деятельности учителя: отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно-развивающих. На мой взгляд, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важной становится не только информация, а способность сочувствовать, сопереживать, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.

 

Участие в школьных, районных, республиканских, всероссийских конкурсах

за 2016 – 2017 учебный год

Наименование мероприятия

Уровень (школьный, муниципальный, республиканский, всероссийский)

Участник

Результативность (место, участие)

«Салют, Победа!»

«Человек доброй воли»

Всероссийский

Республиканский

Шныгин Д.

Еремкина Е.

  1. место

     3 место

«Когда была война» конкурс рисунков

Конкурс новогодней поделки

Школьный

Муниципальный

 

Лесикова А.

6 класс

2 место

Участие

Конкурс рисунков «Будущее Мордовии..»

Конкурс рисунков «Праздники января»

Муниципальный

Муниципальный

6 класс

Лакаева Т.

3 место

Участие

Творч. конкурс «Не помнить о прошлом нельзя»

Конкурс рисунков «Христово Воскресение»

Муниципальный

Муниципальный

Еремкина Е.

Лесикова А.

3 место

Участие

Конкурс рисунков «Тропинками родного края»

Муниципальный

Башмаков С.

участие

Конкурс рисунков «Суд, закон, справедливость»

Муниципальный

Лакаева Т.

участие

Конкурс коллажей «И девушки наши в солдатских шинелях»

Муниципальный

6 класс

3 место

Научно-практическая конференция

Школьный

Поленина К.

Участие

       

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...