Анализ художественного концепта "праведник" в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
статья по литературе на тему
Данная статья посвящена анализу концепта праведник в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_kontsepta_solzhenitsyn.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
К 100 – летию со дня рождения А.И. Солженицына
Анализ художественного концепта «праведник» в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
Лысяк Валентина Владимировна, учитель русского языка Макеевской ОШ № 37
Аннотация. Данная статья посвящена анализу концепта праведник в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».Его актуализация в программном не только для творчества писателя, но и для всей русской литературы произведении имеет символическое значение: заслугу А.И.Солженицына видят в том, что он сумел вызволить из забвения отброшенный в ХХ веке за ненадобностью идеал праведной жизни - т.е. жизни по Божиему закону.
Ключевые слова: ценностно-деятельностный подход; картина мира; мысленное образование; когнитивная лнгвистика; лингвокульторология; ядро концепта; периферийное поле концепта.
Задачи методики преподавания литературы на современном этапе –поиск таких путей и способов приобщения обучающихся к художественному тексту, которые будут способствовать ценностно – деятельностному подходу к изучению литературы на всех этапах развития школьника. Одно из решений этой проблемы – расширение содержания, форм и методов преподавания литературы с учётом специфики ценностной картины мира обучающихся и определении уровня их литературного развития, где большое значение имеют художественные концепты – связующее звено между подрастающей личностью читателя–школьника и литературой. На разных этапах своего исторического становления концепт трактовался от идей и понятий в Античности до универсалий в Средневековье. В постклассической методологии концепты стали рассматриваться как системообразующие элементы концепций особых форм организации дисциплинарного(научного, теологического, философского) знания.
Впервые в отечественной науке термин концепт был употреблён С. А. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 году. Учёный выделил это понятие «как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределённое множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода». Со временем термин концепт находит широкое применение в двух основных направлениях современного языкознания – когнитивной лингвистике и лингвокульторологии. При когнитивном подходе, по мнению исследователей А.Г.Бабушкина, Е.С.Кубряковой, И.А.Стернина, концепт рассматривается в рамках понятий языка и сознания и воспринимается как когнитивная структура, включающая различные единицы оперативного сознания. При трактовке культурного концепта важно придерживаться позиции
исследователя Ю.С.Степанова,который рассматривает концепт как базовую единицу культуры, её концентратом и доминантой. По словам учёного, «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт-это то, посредством чего рядовой , обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё». В структуру культурного концепта входят: исходная форма (этимология), история концепта и современные ассоциации. Культурный концепт отражает все структурные элементы – понятийную,образную,оценочную и ценностную составляющую. Он представляет собой концепт – понятие и концепт – представление одновременно, в основе которых лежит принцип информативности и принцип образности. Поскольку литература – это основная часть культуры, рассматриваем художественный концепт как ядро культурного концепта.
Концепт представления шире, и отражён, прежде всего, в художественном тексте и образует своеобразную авторскую художественную картину мира, которая находит непосредственное отражение в его работах.
Писатель А.И.Солженицын принадлежит к тем прозаикам, чьё творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии , оно основано на личном опыте - житейском и духовном. Автор последовательно показывает жизнь своих героев в соответствии с теми стремлениями и задачами , которые он, как личность, ставил и для себя. Творческий стержень мастера - русский национальный характер в самых лучших чертах его проявления: в справедливой неуступчивости, отрицании жестокости людей и власти, следовании лучшим традициям русской культуры. Данная статья посвящена анализу художественного концепта праведник в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Его актуализация в произведении символична не только для творчества писателя, но и для всего современного литературного наследия: заслугу А.И.Солженицына видят в том, по словам А.В.Урманова, «что он сумел вызволить из забвения отброшенный в ХХ веке за ненадобностью идеал праведной жизни – то есть по Божиему закону».
Концепт праведник прослеживается в русской литературе с давних времён. Например, в начале XVI века, при царе Иване Грозном, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам – книжникам - искать по всем городам и деревням государства истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтических рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков этих героев говорит о том, что это были праведники, впоследствии ставшие духовными символами православной семьи. В сказке Н. С. Лескова «Маланья - голова баранья» - так называют главную героиню произведения - за то, что живёт она без выгоды для себя, всем помогает, утешает добрым словом: «Потерпи, Господь терпел, и нам велел». Образ безответного Ефима видим в рассказе А.П.Платонова «Юшка». Это человек, обладающий чувством понимания, любви, настоящего душевного благородства. Он считает, что все люди равны и заслуживают счастье. Всех этих героев объединяет деятельное и самоотверженное добро, полное отсутствие эгоизма. Они заботятся о спасении других и находят радость в утешении и в помощи близким.
А. И. Солженицын, соблюдая преемственность литературных традиций, проявляется в своих произведениях особой правдивостью и достоверностью изображения событий, богатством языка и изысканностью форм. Его герои тоже окрашены отсветом образа праведника - человека, светящегося внутренним светом духовности, чуткости, доброты и святости.
Сам концепт имеет определённую структуру: состоит из ядра, ближней и дальней периферий. Такая структура называется полевой, и она подобна модели значения слова (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии). Ядерные компоненты смысла, входящие в семантическую структуру художественного концепта праведник, реализуются в значениях, зафиксированных в Библии.
В книгах Ветхого Завета концепт праведность имеет комплексную структуру с элементом прав-: правда, праведный, праведник,правота, справедливый, справедливость. Лексема правда в церковнославянском тексте Библии имеет следующие значения: объект осмысления, познания, результат созидательной деятельности.
Праведность человека в Ветхом Завете предстаёт в двух основных аспектах: 1) как условие божественной помощи и благоденствия человека; 2) как проявление борьбы с нечестивыми: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их». Праведность в Библии - ценностный идеал, который определяет ориентиры развития «правильного» человека. Образ праведника в Ветхом Завете соответствует признакам: соблюдающий Закон, верный слову Божию, справедливый по отношению к окружающим, идущий прямым путём, а потому – пребывающий в благоденствии и богатстве. Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова подтверждает библейское определение : «Праведник –это человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой - либо религии; человек, любящий людей больше самого себя». Проследим, как в анализируемом рассказе А.И.Солженицына реализован смысловой диапазон данного концепта.Это произведение - автобиографичное и достоверное. Описываемые прозаиком события произошли в деревне Мильцево Курловского района Владимирской области.Там и жила Захарова Матрёна Васильевна, скромная и неприметная героиня солженицынского рассказа. Автор наделяет её неброской внешностью, нет развёрнутого портрета крестьянки, но мы постоянно видим её лучезарную, добрую, светлую улыбку. Так писатель подчёркивает внутреннюю красоту Матрёны, которая для него более важна, чем красота внешняя. Ядром концепта является то, что Матрёна живёт по заповедям Христовым не в силу осознанной религиозности, а руководствуясь глубоким внутренним чувством: «Сколько жил у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!, и мне всякий раз «с Богом» говорила, когда я шёл в школу. Может быть, она и молилась, но не показно». Речь женщины насыщенна просторечиями и устаревшими словами, диалектной лексикой: «Не умемши, не варемши – как утрафишь?» Это говорит о народности образа крестьянки. Героиня воплощает христианский идеал жизни и человеческое достоинство в столь недоступных для этого условиях. Создавая этот характер, автор ставит её в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку. Женщина, проработав всю жизнь в колхозе, даже пенсию не получает. Живёт бедно, быт неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фикусов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели.
Её судьбы коснулись события и Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, и события Великой Отечественной, с которой не вернулся муж. Не обошла стороной и коллективизация: в колхозе героиня проработала всю жизнь « ...не за деньги - за палочки». Ей и в последние дни живётся трудно: целыми днями ходит по инстанциям, пытаясь получить справки для оформления пенсии; проблемы с торфом; обрезали огород; нет возможности завести корову. Казалось бы, человек должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоятельств. Но нет - Матрёна ни на кого не держит зла. Главные её качества - незлобливость, любовь к ближнему, умение сочувствовать и сострадать. Женщина находит утешение в работе и «...ко всякой работе ловка». Автор замечает: «...у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа». Встаёт Матрёна ежедневно в четыре-пять утра. Копает «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «...на каждый день приходилось у неё какое-нибудь дело».
Ядро праведность в работе А.И.Солженицына расширяют и дополняют его периферийные поля: ближнее: доброта; дальнее: дом. Деятельное добро во имя ближнего становится сосредоточением характера героини. Сама того не осознавая, она каждый день совершает добрые дела, преображая мир вокруг себя, испытывая при этом натоящую радость. По первому зову идёт на помощь: то в колхоз, то к родственникам, то к соседям. За свой труд ничего не ждёт, ничего не требует. «Возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой», - такое поведение героини кажется странным: сегодня зовут на помощь, а завтра – осуждают, что не отказалась. Как многие праведные люди, она была совершенно не понята теми, кто пользовался её добротой и душевной щедростью. Дом Матрёны Васильевны – это отражение её характера, ключ к пониманию её души, души праведника: «Дом Матрёны стоял тут же, неподалёку, с четырьма оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Просторная изба, и особенно лучшая её приоконная часть была уставлена по табуретам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». По мнению автора, в строении не было ничего лишнего, случайного, незначащего, как и в характере героини: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и ту зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала, и ветрами студёными выдувало из неё печное грево не сразу, а лишь под утро». Пространство дома тесно связано с героиней и становится островком спасения среди вопиющей жестокости, равнодушия, нищеты и всеобщего непонимания. Финал рассказа может быть прочитан как восхождение Матрёны Васильевны на свою Голгофу: женщина гибнет под поездом, помогая перевозить брёвна от своей же собственной избы. Когда начинает двигаться трактор с грузом – темнеет, а затем – совсем стемнело. На Тальново опускается тьма, в символическом смысле подобная той, которая накрыла всю землю после распятия Христа на кресте.
Концепт праведность Матрёны состоит в том, что она сохранила своё человеческое естество в таких непростых жизненных коллизиях. Тем более горько осознавать то, что добро и отзывчивость женщины не замечается односельчанами, а наоборот, говорят о ней «с презрительным сожалением». Даже на поминках о ней никто не вспоминает: все заняты делёжкой нехитрого имущества. Героиня была одинокой при жизни, одинокой оставалась и в тот скорбный день. А.И.Солженицын перечисляет её негромкие достоинства: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный; чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти...». «Не гналась за обзаводом,не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев», - всё это только ярче проявляет мир праведности героини. «Не похожая на других», «незаурядная», «особенная», - такие определения выбирают для оценки таких женщин, как Матрёна. Но лучше и точнее о ней сказал сам автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село! Ни город! Ни вся земля наша».
Таким образом, семантический потенциал художественного концепта праведник в рассказе «Матрёнин двор» А. И. Солженицына реализован полностью. Языковой материал свидетельствует также о том, что периферийное поле рассматриваемого понятия расширилось за счёт связей с такими концептами, как добро и дом. Вот поэтому, по мнению исследователя А. В. Урманова, произведение автора воспринималось «как явление знаковое, как одно из самых веских доказательств того, что русская литература смогла осуществить свою гуманистическую и духотворящую миссию даже в эпоху тотального насилия и торжествующей бездуховности».
Литература
- Аскольдов С.А. «Концепт и слово»// Русская словесность : Антология.- М.,1997
2. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов – М.: Филологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова
3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Языки русской культуры.- М., 2001
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике – Воронеж: Истоки, 2001
5. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. – М., 2003 6. Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.- СПб.: Синодальная типография.- 476 с.
7. Солженицын А.И. Рассказы / А.И.Солженицын . – М.,1991. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
Технологическая карта урока по литературе "Праведничество в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" 9 класс...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...