Рабочая программа по литературе 6 класс (68 часов)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 6 классе к учебнику Полухиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klass_programma.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В П. Полухиной составлена на основе образовательной программы по литературе основного общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
На изучение литературы в 6 классе по программе в учебном плане МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по литературе
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программы
- Введение (1 час).
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и его герой. Способы выражения авторской позиции.
- Устное народное творчество (3 часа).
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Теория литературы: обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
- Из древнерусской литературы (1 час). «Повести временных лет». «Сказание о Белгородском киселе»
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел. Отражение в летописях народных идеалов (патриотизм, ум, находчивость)
- Русские басни (3 часа).
И. И. Дмитриев «Муха» (1 час)
Слово о баснописце. Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Осуждение лени и хвастовства.
И. А. Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей». (2 часа)
Слово о баснописце. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Осуждение хвастовства в басне «Ларчик». Комическое изображение невежества и глухости к настоящему искусству в басне «Осел и Соловей».Развитие понятия об аллегории.
- А. С. Пушкин (9 часов)
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа. Мотивы единства красоты человека и природы. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Двусложные размеры стиха.
«Барышня-крестьянка». Начальное понятие о сентиментализме как направлении в литературе и искусстве. Герои повести, развитие их отношений. Отношение автора к своим героям.
«Выстрел». Начальное понятие о романтизме как направлении в искусстве и литературе. Тир выстрела и три рассказа о них. Проблемы мести и раскаяния.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и достоинства, человеческих прав. Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание. Антитеза.
- М. Ю. Лермонтов (4 часа)
Слово о писателе-земляке. Детские и юношеские годы.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к Родине. Прием сравнения как основа композиции стихотворения. Особенности интонации.
«Утес». «На севере диком…», «Листок», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
- И. С. Тургенев (2 часа).
Слово о писателе.
«Записки охотника»: «Бежин луг». Сочувственное отношение писателя к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе. Понятие об очерке. Портрет как средство характеристики героя.
- Ф. И. Тютчев, (2 часа). Слово о поэте. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Передача сложных переходных состояний природы, запечатлевающихся в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. Листья – символ краткой, но яркой жизни. Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет и земная обреченность. Особенности изображения природы в лирике поэта. Обучение анализу лирического произведения.
- А. А. Фет. (2 часа) Природа в лирике Фета. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Психологизм как средство изобразительности.
- Н. А. Некрасов (3 часа).
Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы: строфа, диалог, риторический вопрос.
«Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
- Н. С. Лесков(3 часа).
Слово о писателе. «Левша». Трудолюбие и талант русского народа. Герои сказа. Гордость писателя за свой народ, его талантливость, трудолюбие, патриотизм. Горечь от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка сказа «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. «Человек на часах». Представления о долге и совести.
- А. П. Чехов (2 часа).
Слово о писателе. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Динамичность повествования. Роль художественной детали. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Юмор в рассказе.
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века(1 час).
Обучение анализу лирического произведения. Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град»; А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы: лирика. Пейзажная лирика.
Из русской литературы ХХ века.
- А. И. Куприн. (1 час)
«Чудесный доктор». Роль взаимоподдержки и взаимопомощи в жизни человека. Тема рождественского чуда в русской литературе.
- А. П. Платонов (1 час)
«Неизвестный цветок». Слово о писателе. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
- А. С. Грин (1 час).
«Алые паруса». Слово о писателе. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям повести.
- М. М. Пришвин. Внеклассное чтение. (2 часа)
«Кладовая солнца». Слово о писателе. Настя и Митраша, их взаимоотношения. Проблемы преодоления собственных слабостей и пороков. Взаимоотношения человека и природы, их взаимосвязь.
- Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (2 часа)
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о погибших на полях сражений, обостряющие чувства любви к Родине, ответственности за нее.
- А. А. Лиханов (1 час). «Последние холода»
Дети и война – одна из популярных тем в литературе о Великой отечественной войне.
- В. П. Астафьев (2 часа). «Конь с розовой гривой».
Слово о писателе. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев. Роль речевых характеристик в создании образов героев.
- В. Г. Распутин (2 часа). «Уроки французского».
Слово о писателе. Отражение в повести военного времени. Герой повести. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственные проблемы повести.
Теория литературы: герой-повествователь, сюжет повести.
- В. К. Железников. Внеклассное чтение (2 часа).
«Чучело». Сложности взаимоотношения подростков. Проблемы подлости и благородства, мести и прощения в повести. Героиня повести и ее отличие от одноклассников.
- Н. М. Рубцов (1 час). «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Слово о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике поэта.
- Ф. Искандер (2 часа). «Тринадцатый подвиг Геракла».
Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
- Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века (2 часа).
А. А. Блок «Летний вечер», «О как безумно за окном…»; С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша», А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием. Поэтизация родной природы.
- В. М. Шукшин (1 час). «Срезал». «Критики».
Слово о писателе. Особенности героев Шукшина. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
- Из литературы народов России (1 час)
К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым не был мой народ…». Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». (1 час)
- Из зарубежной литературы.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». (2 часа).
- Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие легенды от мифа. (1 час)
- Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
Слово о поэте. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость Одиссея. На острове Циклопов. «Полифем». (1 час).
Теория литературы: понятие о героическом эпосе.
- М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». (1 час).
Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Освобождение героя от искусственных ценностей и приобщение к истинному народному пониманию правды жизни. Пародия на рыцарские романы. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
- Ф. Шиллер. «Перчатка». Развитие понятия о балладе – 1 час
- П. Мериме «Маттео Фальконе» - 2 часа
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (2 часа).
Слово о писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Утверждение общечеловеческих истин.
Теория литературы: притча.
- Итоговый урок. – 1 час.
Тематическое планирование
Введение – 1 час
Устное народное творчество – 3 часа
Из древнерусской литературы – 1 час
Из литературы XVIII века – 1 час
Из русской литературы XIX века – 29 часов
«Повести покойной Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка»; «Дубровский» - 10 часов
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Из русской литературы ХХ века –
Родная природа в русской поэзии ХХ века – 2 часа А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» - 1 часа Писатели улыбаются – 1 час 1.В. М. Шукшин «Срезал», «Критики» Из зарубежной литературы –11 часов
Итоговый урок – 1 час | Понимание роли художественной литературы в жизни человека. Работа с понятиями содержание и форма художественного произведения, авторская позиция, герой художественного произведения. Знание способов выражения авторской позиции в художественном произведении. Закрепление и расширение понятия о фольклоре, его жанрах. Работа с понятиями обряд, календарные и семейно-бытовые обряды, обрядовые песни. Разграничение пословиц и поговорок. Уяснение смысловой функции загадок. Осознание роли древнерусской литературы в развитии искусства и культуры России. Закрепление и расширение понятий летопись, летописный источник. Знакомство с литературой XVIII века, с творчеством И. И. Дмитриева. Расширение и углубление понятий басня, мораль, аллегория, крылатые слова. Знакомство с фактами из жизни и творчества русских и зарубежных писателей. Развитие понятий эпитет, метафора, композиция. Работа с понятием антитеза (противопоставление); послание (начальное представление о жанре лирики). Знакомство с понятием стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Определение стихотворного размера изученных произведений. Выразительное чтение лирического произведения. Заучивание стихотворения наизусть. Выступление перед аудиторией сверстников с самостоятельно подготовленным небольшим докладом, сообщением. Развитие понятия о пейзаже, портрете. Составление портретной характеристики героя произведения. Развитие понятия пейзажная лирика. Работа с понятиями строфа, стопа. Развитие понятия о сказе. Развитие понятий юмор, ирония, художественная деталь Работа с понятиями символ, символический образ. Работа в группах по подготовке характеристик персонажей литературных произведений. Выступление перед аудиторией сверстников с художественным чтением стихотворения. Анализ произведения в целом и отдельных эпизодов произведений. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Знакомство с понятиями миф, легенда. Различение мифа и легенды. Анализ произведений литературы разных народов и нахождение в них общечеловеческих черт и проблем. Работа с понятиями романтизм, реализм, романтический герой. Работа с понятием притча. Написание сочинений разных жанров (сочинение по личным впечатлениям от прочитанного, сочинение-анализ лирического произведения, сочинение – ответ на проблемный вопрос). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю
Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...