Соединение быта и фантастики в произведении Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок по литературе на тему : "Соединение быта и фантастики в произведении Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н. В. ГОГОЛЯ «Вечера на хуторе близ Диканьки»

ТЕМА: «СОЕДИНЕНИЕ БЫТА И ФАНТАСТИКИ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Задача урока: Знакомство с одним из лучших произведений классической литературы; наблюдение над языком Н.В.Гоголя; осмысление содержания повести.

Цели урока: 1)выработка читательского интереса, аналитического мышления;         2)умение подбирать цитаты для характеристики героев;

                            3)развитие связной письменной и устной речи.

Оборудование урока: записи на доске, иллюстрации учащихся, перфокарты.

                               ХОД УРОКА.

  1. Вступительное слово учителя.- Сообщается тема урока.
  2. Основная часть.

Проверка домашнего задания.( В качестве домашнего задания была предложена творческая работа на тему: «Самый смешной сон в моей жизни».

Желающие читают свои сны.

 После чтения вопрос к классу: Что есть в ваших снах?

 (Ответ: обычное, т.е. быт и необычное, т.е. фантастика. Во сне соединились и быт, и фантастика).

Слово учителя.

Не напоминает ли вам ваш сон повесть «Ночь перед рождеством»? Ведь она похожа на красивый, смешной сон.

Вопрос к классу.

С чего начинается повесть? (Ответ: с пейзажа)

Задание: вслух прочитать этот пейзаж еще раз, и сказать , что вы  представляете.    (Ответ: учащиеся говорят о том, что представляется в воображении и делают вывод, что создаётся торжественное настроение. Нет ничего необычного, но кажется, что попадаешь в сказку. Так всё красиво.)

Вопрос к классу:

Есть здесь что-то невероятное? Кто появляется столь неожиданно? (Ответ: ведьма на метле)

Задание:

Найдите строчки, где Гоголь как бы иронизирует, говоря о том, что будто бы это вполне обычное явление?(Учащиеся зачитывают со слов «Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель….»

Вопрос к классу:

Что делает ведьма на звездном небе? А какой она вам представляется?

Давайте рассмотрим рисунки( дома девочки рисовали ведьм)

Почему она не представляется Бабой Ягой ( потому что Гоголь описывает её обычной женщиной)

Какое чувство вызывает слово «ведьма» у Гоголя? (Ответ: смех).

Вопрос к классу:

Какой еще сказочный персонаж на ночном небе в эту ночь? (Ответ: Чёрт)

Каким вы его себе представляете?

Рассматривание рисунков. Дома мальчики рисовали черта

Почему он получился не страшным, а смешным?

(ответ: Таким его делает Гоголь, черт- фантастическое существо, но в то же время похож на реального человека.)

Задание по тексту: 1) Найти описание черта в тексте.

                                 2) Что напоминает человека в черте во время проказ на небе( найти в тексте)

                                 3)….в общении с Солохой(  найти в тексте)

                                 4)А что здесь фантастическое?

                                 5)А почему смешно?

Вывод: Черт ведет себя как человек.

Вопрос к классу: Хотелось бы вам подслушать разговор черта и Солохи на звездном небе?

Творческая письменная работа. Диалог Черта и Солохи на звездном небе. (может быть предложена как индивидуальная или предворительная работа для нескольких учащихся.

       

Вывод: это смешно, так как автор соединяет быт и фантастику, иронизируя над героями с помощью этого приема.

Вопрос к классу:

Куда отправляется эта парочка?.   Прочитать по тексту(когда они спускаются в трубу)

Почему смешно?(нечистая сила похожа на человека)

Задание по тексту. Найти как Солоха  приобретает вид добропорядочной женщины у себя дома, а черт отправляется проказничать.

Вопросы к классу;

Реальные или фантастические эти проказы? Что произошло с чертом, когда он летел в трубу?

Слово учителя. А теперь подытожим наши знания. Работа с перфокартой.

Слушаем вопрос, если речь идет о фантастическом событии, то ставим крестик.

Р

Ф

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Вопросы по перфокарте:

1.Чудно блещет месяц!Трудно сказать как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек.

2.В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся, подскочил вверх и как раз попал ему прямо в рот.

3.Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог уже видеть внизу, и полетел как муха под самым месяцем.

4.Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда залез к нему( Вакуле) в карман.

5.На стене сбоку, как войдешь в Церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого, что все плевали, когда проходили мимо.

6.Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен.Всё было видно и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо них, сидя в горшке, колдун, как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки.

7.хата их была вдвое старше шаровар волостного пиасря, крыша в некоторых местах была без соломы.

8.Леталала возвращавшаяся назад метла, над которой, видно, только что съездила, куда нужно ведьма.

9.Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши,…как будет беситься хромой черт.

10. Маленькие окна поднимались и …старухи высовывались из окошка с колбасою в руках или куском пирога.

  1. Итог урока.

Слово учителя. А кто еще из героев замешан в реальных и фантастических событиях?

Как бы мы составили план описания одного из героев повести. На какие моменты обратим внимание?

Боитесь ли вы гоголевскую нечистую силу? Почему?

  1. Домашнее задание . Составить план описания любого героя повести.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по произведению Гоголя "Ночь перед Рождеством"

проверочный тест по произведению Гоголя "Ночь перед Рождеством"...

Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".

Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...

Тест по произведению H.В.Гоголя "Hочь перед Рождеством"

Презентация по изученному произведению...

Тест по произведению «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя

Тест к произведению Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" помогает определить степень владения обучающимися литературным материалом...

тест по произведению Н.В.Гоголя "Ночь перед рождеством"

тест является формой текущего контроля, для выявления уровня подготовленности учеников. данный тест проверяет уровень знаний текста произведения. на выполнение предполагается 15 минут. он направл...

Своя игра по литературе по произведению Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" для 5 класса

Игра-викторина созданная по мотивам российской телепередачи "Своя игра"Табло с категориями , в каждой категории есть несколько вопросов,которые отличаются сложностью и количеством баллов....

Самостоятельная работа по произведению "Ночь перед Рождеством"

Самостоятельная работа по литературе для 5 класса...