Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Харченко Нина Ивановна
                    Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.
                   Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

                    Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.

                   Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.                                      

                                                 Урок 1

Тема: Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.

Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.

                                                             Ход урока.

I Организационный этап.

II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя. (слайд 1)

Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».

Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.

III Работа по теме урока.

  1. Мини-лекция учителя

(слайд 2)

Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли , или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)

          (слайд 3)

За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)

     Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.

          (слайд 4)

     Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта  Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)

     Что значит жанр исторического романа?

          (слайд 5)

Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.

         (слайд 6)

     Основные особенности исторического романа:

  • эпический жанр;
  • сюжет – изображение событий определённой эпохи;
  • опора на исторические источники;
  • соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
  • герои – исторические и вымышленные личности;
  • автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
  • язык романа характерен для эпохи автора.

(слайд 7)

     Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

  1. Сообщения учащихся по биографии писателя.

(слайд 8)

Портрет В. Скотта (1771-1832гг)

а) детские и юношеские годы В. Скотта

  (слайд 9)

б) учёба в Эдинбургском университете

  (слайд 10)

в) последние годы жизни

  (слайд 11)

  1. Общая характеристика романа «Айвенго»».

 (слайд 12)

Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.

      Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.

( песня Вл. Высоцкого )

События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:

(слайд 13)

  • история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами ( к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
  • борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:

(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).

  • история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
  • приключения Локсли – «благородного разбойника» ( этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
  1. Вопросно-ответная беседа по первым главам романа ( 1-5 главы )

В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.

  • с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
  • Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.  

         Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).

                     В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.

  • Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?

            (слайд 14)

(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.

       Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Какие записи вы успели сделать?
  • Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?

V Домашнее задание: просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).

   

                                                              Урок 2

Тема: Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.

Цель: совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.

Оборудование: портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.

                                                                          Ход урока.

I Организационный этап урока.

II Реализация 1-ой части домашнего задания.

         (слайд 1)

  • Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.

III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.

        (слайд 2)

«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.

IV Работа по теме урока. Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.

  1. Слово учителя.

Турнир , который устраивал принц  Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.

(слайд 3)

  1. Вопросно-ответная беседа.
  • Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.

(глава 12)

  • Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?

(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)

  • На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?

(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)

     Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).

     (Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.

     В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.

     Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.

     Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли  - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)

                 (слайд 4-5)

  1. Вопросно-ответная беседа:
  • Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?

(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)

  • Кто выделяется среди осаждавших?

(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)

  • Кто это был, как вы думаете?

« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.

  • О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь

     (слайд 6)

(Законы Рыцарства)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)

(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)

  1. Вопросно-ответная беседа по главе 43.
  • Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
  • Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?

(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)

  • Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.

В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».

IV. Обобщение и вывод.

  1. Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?

(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)

  1. Заключительноеслово учителя.

Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.

    (слайд 7)

(последние кадры фильма)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о жизни и творчестве народного писателя Башкортостана Зайнаб Биишевой

Презентация о жизни и творчестве народной писательницы Башкортостана Зайнаб Биишевой на башкирском языке. ...

«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»

«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»Автор – разработчик: Потокина Олеся Васильевна. Проблема: читательский опыт начинается закладываться  в детстве. Это во...

Презентация о жизни и творчестве вятского писателя Ситникова В.А.

Презентация знакомит с жизнью и творчеством вятского писателя Владимира Арсентьевича Ситникова, материал можно использовать в литературно-краеведческом кружке...

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...

Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.

урок в 8 классе (VII вида)План урока.1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя....

Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»

Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...

Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».

Конкурс знатоков творчества  П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....