Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.
Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.
Урок 1
Тема: Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.
Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.
Ход урока.
I Организационный этап.
II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Слово учителя. (слайд 1)
Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».
Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.
III Работа по теме урока.
- Мини-лекция учителя
(слайд 2)
Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли , или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)
(слайд 3)
За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)
Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.
(слайд 4)
Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)
Что значит жанр исторического романа?
(слайд 5)
Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.
(слайд 6)
Основные особенности исторического романа:
- эпический жанр;
- сюжет – изображение событий определённой эпохи;
- опора на исторические источники;
- соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
- герои – исторические и вымышленные личности;
- автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
- язык романа характерен для эпохи автора.
(слайд 7)
Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
- Сообщения учащихся по биографии писателя.
(слайд 8)
Портрет В. Скотта (1771-1832гг)
а) детские и юношеские годы В. Скотта
(слайд 9)
б) учёба в Эдинбургском университете
(слайд 10)
в) последние годы жизни
(слайд 11)
- Общая характеристика романа «Айвенго»».
(слайд 12)
Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.
Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.
( песня Вл. Высоцкого )
События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:
(слайд 13)
- история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами ( к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
- борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:
(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).
- история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
- приключения Локсли – «благородного разбойника» ( этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
- Вопросно-ответная беседа по первым главам романа ( 1-5 главы )
В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.
- с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
- Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.
Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).
В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.
- Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?
(слайд 14)
(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.
Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)
IV Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие записи вы успели сделать?
- Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?
V Домашнее задание: просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).
Урок 2
Тема: Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.
Цель: совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.
Оборудование: портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.
Ход урока.
I Организационный этап урока.
II Реализация 1-ой части домашнего задания.
(слайд 1)
- Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.
III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.
(слайд 2)
«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.
IV Работа по теме урока. Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.
- Слово учителя.
Турнир , который устраивал принц Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.
(слайд 3)
- Вопросно-ответная беседа.
- Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.
(глава 12)
- Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?
(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)
- На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?
(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)
Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)
- Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).
(Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.
В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.
Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.
Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)
(слайд 4-5)
- Вопросно-ответная беседа:
- Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?
(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)
- Кто выделяется среди осаждавших?
(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)
- Кто это был, как вы думаете?
« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.
- О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь
(слайд 6)
(Законы Рыцарства)
- Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)
(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)
- Вопросно-ответная беседа по главе 43.
- Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
- Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?
(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)
- Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.
В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».
IV. Обобщение и вывод.
- Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?
(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)
- Заключительноеслово учителя.
Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.
(слайд 7)
(последние кадры фильма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация о жизни и творчестве народного писателя Башкортостана Зайнаб Биишевой
Презентация о жизни и творчестве народной писательницы Башкортостана Зайнаб Биишевой на башкирском языке. ...
«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»
«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»Автор – разработчик: Потокина Олеся Васильевна. Проблема: читательский опыт начинается закладываться в детстве. Это во...
Презентация о жизни и творчестве вятского писателя Ситникова В.А.
Презентация знакомит с жизнью и творчеством вятского писателя Владимира Арсентьевича Ситникова, материал можно использовать в литературно-краеведческом кружке...
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"
Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...
Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.
урок в 8 классе (VII вида)План урока.1. Детство Н. В. Гоголя. Учение в Полтавском уездном училище.2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.3. Творческие этапы в жизни Н. В. Гоголя....
Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...
Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».
Конкурс знатоков творчества П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....