Как научиться читать
статья по литературе по теме

Дудинская Наталья Юрьевна

В статье представлен опыт работы, основанный на "механизме решения задач" в процессе постижения текста. Причём тексты могут быть абсолютно разного стиля. Понимание текста в двух смыслах - лингвистическом и мировоззренческом - позволит ученику стать ПОНИМАЮЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ. "Механизмы" восприятия текста лучше формировать на небольших произведениях, начиная с с 5 -го класса. И, конечно, МЕТОДИКА ЗАМЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ, связанная с именем русского филолога Л.В.Щербы, должна стать важным "союзником" учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_chitat.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

                Как научиться читать

Ни один процесс, будь то политический, общественный, социальный, педагогический, творческий, не может быть осуществлён, если в нём

  • не участвуют, по крайней мере, два субъекта;
  • не делается попытка найти компромисс;
  • не ставится важнейшая задача – БЫТЬ ПОНЯТЫМ.

Попытка решить вопрос с позиции силы не может увенчаться успехом. Чтение – это тоже процесс

  • политический;
  • общественный;
  • социальный;
  • педагогический;
  • творческий.

Поэтому искать причины «нечтения» в детской и подростковой среде нужно в разных сферах, и все они будут объективны.

«Глагол «ЧИТАТЬ» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…»  Эта мысль французского педагога Даниэля Пеннака, высказанная им в книге «Как роман» однажды не только поразила меня, но и подсказала, что на уроках литературы необходимо…УЧИТЬ ЧИТАТЬ, то есть выстраивать ДИАЛОГ С ПИСАТЕЛЕМ, ВРЕМЕНЕМ, КУЛЬТУРОЙ.

Текст – это не простая сумма слов, это намёки, ассоциации, знаки, через которые автор приглашает нас к СОТВОРЧЕСТВУ. Понимание смысла произведения – конечная цель прочтения текста. «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками…» (М. Цветаева)». Безусловно, это труд, открывающий путь к «РАДОСТИ ЧТЕНИЯ», к «ЖИВОМУ ИНТЕРЕСУ».

При обучении чтению (этим понятием я обозначаю процесс выстраивания диалога с художественным текстом) учитель должен ориентироваться на три вида информации:

  1. фактуальную (её передаёт фабула);
  2. концептуальную (отражающую систему взглядов автора, его мировоззрение);
  3. подтекстовую (скрытый смысл).

Все виды информации в произведении тесно связаны, поэтому, чтобы понять КОНЦЕПТ (идею), надо внимательно относиться к  фактам и учитывать скрытые смыслы.

Вашему вниманию хочу предложить два «механизма», помогающих читать:

  • «скважину»;
  • «точечный контекст».

Когда стали изучать, как люди читают – что помогает, а что мешает им понимать текст, - то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» в информационном отношении места, своего рода смысловые «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми». Содержание читаемого текста становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его сознании содержится «внутренний текст». Но ведь такой самостоятельности нужно учить, да и самому учиться. Поэтому, по возможности, с 5-го класса я выбираю метод «медленного чтения» - путь «совместного думания», с помощью которого можно разбудить живой интерес ученика к слову, к исследованию детали – и в результате, к созданию «общего языка» с писателем.

Итак, «скважина» (смысловой пробел) – это

  • содержание предыдущего текста;
  • значение незнакомого слова;
  • скрытая цитата;
  • аллюзии (намёки на известное историческое событие, на известных деятелей);
  • ориентация на определённый круг читателей.

Приведу пример работы со «скважинами» на материале «Вступления» из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Обозначим путь прочтения: от слова – к образу – к идее.

Вопрос «О чём поэма?» отсылает учащихся к теме Петра, которая представлена в произведении с двух позиций:

  1. с исторической  точки зрения;
  2. с нравственной точки зрения.

Смысловая значимость двух лексических единиц в центре внимания читателей: «Он», «дум великих полн» - и берег безымянной реки, «приют убогого чухонца». Лексическое значение незнакомых слов и аллюзия позволяют учащимся постичь скрытый смысл. Высокий стиль вызывает ассоциации с государственностью, устремлениями государственного человека. Сниженная лексика, приближенная к прозаической речи, - явная противопоставленность нужд  «маленьких людей» деяниям «великих».

Задание «Назовите главных героев поэмы» уже, по логике урока, подсказывает учащимся, что основной вопрос, волнующий автора,  относится к разряду «вечных»: можно ли, заботясь о процветании государства, жертвовать счастьем «маленького человека»?

Заглавие – это тоже элемент текста, содержащий «скважины». Текст может подтверждать заданные заглавием ассоциации и смыслы. Предложенная в презентации схема, отражающая  жанровую природу поэмы «Медный всадник», убеждает учащихся в правильности «прогноза»: жанр поэмы восходит к теме государственности, а жанр «повесть» указывает на обращение к частной жизни человека.

Получается, что поэма – это воплощённая в художественных образах загадка и великая драма истории. Пушкин представляет две правды, сталкивает равновеликое. И делает это во имя высшей правды: правды искусства и правды жизни.

Финал «Вступления» - очередная загадка Пушкина, постичь которую помогают ключевые слова «умирится» и «тщетная злоба». Силы, враждебные Петру, им скованные, автор определяет словом «стихия». Обращаем внимание на то, что во «Вступлении нет ни единого слова о противоборстве Петра со стихией природы. Да и можно ли поставить в заслугу царю борьбу с природой? Величие царя проявляется в борьбе либо с внешними врагами, либо с противниками государственных преобразований. Восторженная речь автора, построенная на контрасте прошлого и настоящего, на повторе глагола «люблю», словно  открывающем восхитительные пейзажи  любимого детища Петра, - отражение позиции нравственного человека, истинного философа, гражданина.  И… снова Пушкину – УРА! В основной части поэмы  вместо Петра появляется его памятник и становится действующим лицом.

Перед учащимися очередная загадка, очередная «скважина»: символическое значение заглавия. Памятник медный – это символ власти, равнодушной к судьбе человека. В то же время Медный всадник – это символ великого города, символ созидания. Вот уж, действительно: «нет истины, где нет любви» (Пушкин).

Механизм «точечного контекста» можно показать на примере отрывка из стихотворения Иосифа Бродского «Речь о пролитом молоке». У истинных поэтов даже точечные контексты содержат большое количество смыслов. Такой диалог с художественным текстом я называю «игрой с писателем». А ведь слово «игра» вызывает у учащихся, особенно 5-7 классов, живой интерес.

Итак, Бродский.

  1. ый стих – скрытая цитата. Блок. Всё его безысходное настроение словно «вливается» в строчки Бродского, окрашивает их.

«Блокада». Имеется в виду ленинградская, с суровыми зимами (аллюзия).

2 – ой стих – «лежат карпаты». Строчная буква указывает на переносный смысл. Карпаты – пологие, «размытые» горы. Этот зрительный образ помогает одним словом описать, как выглядели сугробы, лежавшие вдоль ленинградских тротуаров.

Итак, два поэта. Два города.  И одна любовь – к истине, литературе, слову.

Если задать учащимися вопрос: что для вас важнее – быть «понятным» или «понятым»? Ответ всегда однозначен. Понятым!

Для писателя это тоже важно.

«Чтение – это сопереживание… как тексту, так и автору… Если оно пробуждает самую тёмную и неосознанную потребность понимать, - тогда книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата».  Даниэль Пеннак.

Литература:


1. Пеннак Даниэль. Как роман. М.: ООО «Издательский дом «Самокат» , 2005

  1. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством слова творю я мир… СПб: «Издательство ДНК», 2002

Вопросы экспертов:

  1. Как работать с «точечным контекстом»? (ОУ№103)

Ответ участника:

ППП

  1. Как происходит мониторинг результативности метода? (ОУ№90)

Ответ участника:

ППП

  1. Что даёт столь сложная и интересная работа со «скважинами»? (ОУ№100)

Ответ участника:

ППП

  1. Как Вы добиваетесь того, чтобы ученики разных возрастов читали, думали, анализировали? Хотелось бы несколько примеров. (ИМЦ)

Ответ участника:

ППП

  1. Как быть с тем, что наполнить смысловые скважины каждый отдельный ученик может по-своему, поняв и осознав информацию, поступившую от разных учителей старых и «новых» взглядов. Не повредит ли это общение чтению, пониманию ребёнком автора? (ОУ№33, слушатель курсов по ФГОС ИМЦ)

Ответ участника:

ППП

6.        Какой бы вопрос по Вашему материалу, прочитав наши вопросы, Вы хотели бы задать себе как итог-синтез? (ОУ№494)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ

СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ В профессии учителя всё как в математике:каждый день задачи, порой неоднозначные, с множеством непохожих решений. Итак, дано: пятнадцать второклассников.........

Как быстро научиться читать по-немецки?

Советы по изучению немецкого языка...

Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»

Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста.  Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...

Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»

Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ?

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ  НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ?   Учебно-методическое пособие    Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой...