Как научиться читать
статья по литературе по теме
В статье представлен опыт работы, основанный на "механизме решения задач" в процессе постижения текста. Причём тексты могут быть абсолютно разного стиля. Понимание текста в двух смыслах - лингвистическом и мировоззренческом - позволит ученику стать ПОНИМАЮЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ. "Механизмы" восприятия текста лучше формировать на небольших произведениях, начиная с с 5 -го класса. И, конечно, МЕТОДИКА ЗАМЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ, связанная с именем русского филолога Л.В.Щербы, должна стать важным "союзником" учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchitsya_chitat.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научиться читать
Ни один процесс, будь то политический, общественный, социальный, педагогический, творческий, не может быть осуществлён, если в нём
- не участвуют, по крайней мере, два субъекта;
- не делается попытка найти компромисс;
- не ставится важнейшая задача – БЫТЬ ПОНЯТЫМ.
Попытка решить вопрос с позиции силы не может увенчаться успехом. Чтение – это тоже процесс
- политический;
- общественный;
- социальный;
- педагогический;
- творческий.
Поэтому искать причины «нечтения» в детской и подростковой среде нужно в разных сферах, и все они будут объективны.
«Глагол «ЧИТАТЬ» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…» Эта мысль французского педагога Даниэля Пеннака, высказанная им в книге «Как роман» однажды не только поразила меня, но и подсказала, что на уроках литературы необходимо…УЧИТЬ ЧИТАТЬ, то есть выстраивать ДИАЛОГ С ПИСАТЕЛЕМ, ВРЕМЕНЕМ, КУЛЬТУРОЙ.
Текст – это не простая сумма слов, это намёки, ассоциации, знаки, через которые автор приглашает нас к СОТВОРЧЕСТВУ. Понимание смысла произведения – конечная цель прочтения текста. «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками…» (М. Цветаева)». Безусловно, это труд, открывающий путь к «РАДОСТИ ЧТЕНИЯ», к «ЖИВОМУ ИНТЕРЕСУ».
При обучении чтению (этим понятием я обозначаю процесс выстраивания диалога с художественным текстом) учитель должен ориентироваться на три вида информации:
- фактуальную (её передаёт фабула);
- концептуальную (отражающую систему взглядов автора, его мировоззрение);
- подтекстовую (скрытый смысл).
Все виды информации в произведении тесно связаны, поэтому, чтобы понять КОНЦЕПТ (идею), надо внимательно относиться к фактам и учитывать скрытые смыслы.
Вашему вниманию хочу предложить два «механизма», помогающих читать:
- «скважину»;
- «точечный контекст».
Когда стали изучать, как люди читают – что помогает, а что мешает им понимать текст, - то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» в информационном отношении места, своего рода смысловые «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми». Содержание читаемого текста становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его сознании содержится «внутренний текст». Но ведь такой самостоятельности нужно учить, да и самому учиться. Поэтому, по возможности, с 5-го класса я выбираю метод «медленного чтения» - путь «совместного думания», с помощью которого можно разбудить живой интерес ученика к слову, к исследованию детали – и в результате, к созданию «общего языка» с писателем.
Итак, «скважина» (смысловой пробел) – это
- содержание предыдущего текста;
- значение незнакомого слова;
- скрытая цитата;
- аллюзии (намёки на известное историческое событие, на известных деятелей);
- ориентация на определённый круг читателей.
Приведу пример работы со «скважинами» на материале «Вступления» из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Обозначим путь прочтения: от слова – к образу – к идее.
Вопрос «О чём поэма?» отсылает учащихся к теме Петра, которая представлена в произведении с двух позиций:
- с исторической точки зрения;
- с нравственной точки зрения.
Смысловая значимость двух лексических единиц в центре внимания читателей: «Он», «дум великих полн» - и берег безымянной реки, «приют убогого чухонца». Лексическое значение незнакомых слов и аллюзия позволяют учащимся постичь скрытый смысл. Высокий стиль вызывает ассоциации с государственностью, устремлениями государственного человека. Сниженная лексика, приближенная к прозаической речи, - явная противопоставленность нужд «маленьких людей» деяниям «великих».
Задание «Назовите главных героев поэмы» уже, по логике урока, подсказывает учащимся, что основной вопрос, волнующий автора, относится к разряду «вечных»: можно ли, заботясь о процветании государства, жертвовать счастьем «маленького человека»?
Заглавие – это тоже элемент текста, содержащий «скважины». Текст может подтверждать заданные заглавием ассоциации и смыслы. Предложенная в презентации схема, отражающая жанровую природу поэмы «Медный всадник», убеждает учащихся в правильности «прогноза»: жанр поэмы восходит к теме государственности, а жанр «повесть» указывает на обращение к частной жизни человека.
Получается, что поэма – это воплощённая в художественных образах загадка и великая драма истории. Пушкин представляет две правды, сталкивает равновеликое. И делает это во имя высшей правды: правды искусства и правды жизни.
Финал «Вступления» - очередная загадка Пушкина, постичь которую помогают ключевые слова «умирится» и «тщетная злоба». Силы, враждебные Петру, им скованные, автор определяет словом «стихия». Обращаем внимание на то, что во «Вступлении нет ни единого слова о противоборстве Петра со стихией природы. Да и можно ли поставить в заслугу царю борьбу с природой? Величие царя проявляется в борьбе либо с внешними врагами, либо с противниками государственных преобразований. Восторженная речь автора, построенная на контрасте прошлого и настоящего, на повторе глагола «люблю», словно открывающем восхитительные пейзажи любимого детища Петра, - отражение позиции нравственного человека, истинного философа, гражданина. И… снова Пушкину – УРА! В основной части поэмы вместо Петра появляется его памятник и становится действующим лицом.
Перед учащимися очередная загадка, очередная «скважина»: символическое значение заглавия. Памятник медный – это символ власти, равнодушной к судьбе человека. В то же время Медный всадник – это символ великого города, символ созидания. Вот уж, действительно: «нет истины, где нет любви» (Пушкин).
Механизм «точечного контекста» можно показать на примере отрывка из стихотворения Иосифа Бродского «Речь о пролитом молоке». У истинных поэтов даже точечные контексты содержат большое количество смыслов. Такой диалог с художественным текстом я называю «игрой с писателем». А ведь слово «игра» вызывает у учащихся, особенно 5-7 классов, живой интерес.
Итак, Бродский.
- ый стих – скрытая цитата. Блок. Всё его безысходное настроение словно «вливается» в строчки Бродского, окрашивает их.
«Блокада». Имеется в виду ленинградская, с суровыми зимами (аллюзия).
2 – ой стих – «лежат карпаты». Строчная буква указывает на переносный смысл. Карпаты – пологие, «размытые» горы. Этот зрительный образ помогает одним словом описать, как выглядели сугробы, лежавшие вдоль ленинградских тротуаров.
Итак, два поэта. Два города. И одна любовь – к истине, литературе, слову.
Если задать учащимися вопрос: что для вас важнее – быть «понятным» или «понятым»? Ответ всегда однозначен. Понятым!
Для писателя это тоже важно.
«Чтение – это сопереживание… как тексту, так и автору… Если оно пробуждает самую тёмную и неосознанную потребность понимать, - тогда книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата». Даниэль Пеннак.
Литература:
1. Пеннак Даниэль. Как роман. М.: ООО «Издательский дом «Самокат» , 2005
- Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством слова творю я мир… СПб: «Издательство ДНК», 2002
Вопросы экспертов:
- Как работать с «точечным контекстом»? (ОУ№103)
Ответ участника:
ППП
- Как происходит мониторинг результативности метода? (ОУ№90)
Ответ участника:
ППП
- Что даёт столь сложная и интересная работа со «скважинами»? (ОУ№100)
Ответ участника:
ППП
- Как Вы добиваетесь того, чтобы ученики разных возрастов читали, думали, анализировали? Хотелось бы несколько примеров. (ИМЦ)
Ответ участника:
ППП
- Как быть с тем, что наполнить смысловые скважины каждый отдельный ученик может по-своему, поняв и осознав информацию, поступившую от разных учителей старых и «новых» взглядов. Не повредит ли это общение чтению, пониманию ребёнком автора? (ОУ№33, слушатель курсов по ФГОС ИМЦ)
Ответ участника:
ППП
6. Какой бы вопрос по Вашему материалу, прочитав наши вопросы, Вы хотели бы задать себе как итог-синтез? (ОУ№494)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ
СКАЗКА НАУЧИТ ЧИТАТЬ В профессии учителя всё как в математике:каждый день задачи, порой неоднозначные, с множеством непохожих решений. Итак, дано: пятнадцать второклассников.........
Как помочь ребёнку научится читать по-английски
шпаргалка для родителей...
Как быстро научиться читать по-немецки?
Советы по изучению немецкого языка...
Статья по проблеме преподавания английского языка «Советы как обучать Ваших студентов, чтобы научить читать по-английски»
Бегающий диктовщикРасположите где-нибудь на стене короткий отрывок текста. Студенты находятся в парах, один идет к тексту, запоминает его раздел, возвращается к партнеру и повторяет его. Сидящий...
Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»
Методическое пособие по английскому языку для 1 – 2 класса: «Как научиться читать?»...
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ?
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ? Учебно-методическое пособие Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой...
- Мне нравится (1)