Урок литературы в 6 классе по теме "Пословицы и поговорки. Загадки"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Стибунова Елена Владимировна

работа в творческих группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ. ЗАГАДКИ

Задачи: создать условия для организации работы в группах; способствовать формированию представления о малых жанрах устного народного творчества; развивать интерес к использованию пословиц, поговорок и загадок в устной и письменной речи.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

 познавательная сфера: отличать малые жанры устного народного творчества; владеть умением самостоятельно добывать знания;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям устного народного творчества; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

 коммуникативная сфера: использовать малые жанры устного народного творчества в устной и письменной речи; владеть умениями самостоятельно ставить вопросы, защищать свою точку зрения, работать в группе.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

 регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: индивидуальная (работа по учебнику, написание рассказа, ответа на вопрос), групповая (выполнение практического и творческого задания, ответы на теоретические вопросы).

Оборудование: эпиграфы к уроку: «Сколько голов, столько и умов», «Ум хорошо, а два лучше», «Один за всех, все за одного», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Сценарий урока

Сколько голов, столько и умов.

Ум хорошо, а два лучше.

Один за всех, все за одного.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Пословицы

I. Проверка домашнего задания.

В ходе опроса заслушиваются два ответа, выполненных письменно.

– Какую точку зрения вы принимаете и почему? (Высказывания учащихся.)

II. Изучение нового материала и закрепление изученного.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

 Тема урока интересная. Сегодня будем работать в группах. Перед вами будет стоять несколько задач: изучить самостоятельно теорию вопроса, выполнить практическое задание, а также справиться, работая в группе, с творческим заданием.

– Каждой группе советую выбрать девиз из наших эпиграфов и работать под этим девизом!

3. Групповая работа.

Класс делится на 4 группы.

Учитель предлагает выбрать в каждой группе командира, придумать название.

– 1-я группа называется «Пословицы».

– 2-я группа – «Поговорки».

– 3-я группа – «Загадки».

– 4-я группа – «Собиратели».

1) Самостоятельная работа с учебником (с. 13–15).

На выполнение первого задания отводится 5 мин.

2) Сообщения групп.

Выступает 1 человек от каждой группы.

Вопросы:

1. Что такое пословица?

2. Что такое поговорка?

3. Что такое загадка?

4. Кто такие собиратели?

– Какие дополнения есть у групп по данным вопросам?

Вопросы:

1. Использование пословиц в устной и письменной речи.

2. Использование поговорок в устной и письменной речи.

3. Использование загадок в устной и письменной речи.

4. Сборник «Пословицы русского народа» и его автор.

– Какие дополнения, уточнения имеются у членов команды?

3) Работа по учебнику.

– Изучите вопрос по учебнику и задайте его команде-сопернице.

1-я группа – «Обогащайте свою речь» (с. 16, вопрос 2).

2-я группа – «Развиваем свою речь» (с. 16, вопрос 1).

3-я группа – «Отгадайте загадки» (5 загадок).

4-я группа – «Развиваем свою речь» (с. 16, вопрос 2).

– Что можно сказать о полноте и правильности ответов команд.

4) Творческое задание: составление устного рассказа.

На выполнение задания дается 5 мин. Выступает 1 человек от каждой группы.

1-я группа – устный рассказ по одной пословице.

2-я группа – устный рассказ по одной поговорке.

3-я группа – устный рассказ по одной загадке.

4-я группа – история о том, как появился на свет сборник пословиц и поговорок.

– Появилось ли у вас желание записать свой рассказ или сочинить новый? (Высказывания учащихся.)

 Домашнее задание.

 Сочинение «Почему пословицы и поговорки называют зернами народной мудрости?».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....