Теория сказки.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Леонтьева Наталья Егоровна

Теория сказки к проекту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория сказки.

Сказки бывают: анекдотические, легендарные, басенные и др.

по особенностям поэтики: повествовательные, прибауточные, кумулятивные (с многократным повторением однотипных событий);

по стилю: юмористические, сатирические, притчевые.

по персонажам: с людьми, животными, демонами.

Классификаций сказок в литературоведении создано уже довольно много. Мы предлагаем вам систему сказочного материала, созданную В.Я.Проппом - замечательным русским фольклористом. Он классифицировал сказки так: сказки о животных, сказки о людях (волшебные, новеллистические - включая анекдоты),  кумулятивные (например, "Колобок").

Волшебная сказка в своих истоках восходит к описанию магических обрядов, существовавших очень давно и сохранившихся в человеческой культуре в основном благодаря сказкам и мифам. Сказки многих народов удивительным образом похожи друг на друга, по-видимому из-за того, что все люди на Земле немного похожи друг на друга: любят похоже и похожее, боятся примерно одного и того же, уважают и презирают одни и те же человеческие качества. Герои сказок не исчезают, а переходят из сказки в сказку так, что серия сказок про одного героя образует как бы цикл, состоящий из набора приключений, превращений, противоборств и т.д. Приведем наиболее популярные схемы сюжетов русских волшебных сказок (из собрания А.Н.Афанасьева).

Смерть Кощея в яйце

Герой при содействии помощников (животных, которых он освободил, вылечил, накормил и т.д.) находит себе невесту. Ее похищает Кощей. Добыв с помощью зверушек-помощников Кощееву смерть в спрятанном яйце (в сундуке, на дне моря и т.д.), герой освобождает свою нареченную.

Звериное молоко

Сестра (мать, братья, враги и т.д.) сговаривается с разбойником (чародеем, змеем, чертом, Кощеем, железным волком и др.) погубить юношу и посылает его, притворившись больной, за молоком волчицы (медведицы, львицы, кобылицы и др.). Герой попадает в опасность, но с помощью зверей, как Вы и догадались, например, волчонка (медвежонка, львенка, жеребенка) расправляется с врагом и наказывает противницу.

Хитрая наука

Отец отдает чародею в обучение своего сына. Получает сына обратно только после того, как три раза узнает его среди одинаковых животных (птиц) или людей. Продает сына, который несколько раз обернулся конем, пока его не покупает чародей. После ряда превращений и борьбы ученик одерживает верх над своим учителем-чародеем.

Муж ищет исчезнувшую (похищенную) жену (или жена ищет мужа)

При вступлении в брак муж (жена) обязуются не нарушать какого-либо запрета. Нарушив, само собой, запрет, муж (или жена) отправляется на поиски своей исчезнувшей половины. И благодаря чудесной помощи (животных, которым он помогает, людей, волшебников и др.) находит ее.

Марко богатый

Богачу было предсказано, что его наследником и зятем станет сын бедняка. Богач пытается погубить его и посылает «на тот свет». По дороге встречные просят сына бедняка узнать, долго ли стоять дубу, долго ли возить перевозчику и др. Герой действует честно, выполняет поручения и возвращается с богатством. Предсказания богатого наследства сбываются.

Коток - золотой лобок (золотая рыбка, чудесное дерево)

Каток выполняет все желания жены бедного старика (хороший дом, важный чин и пр.). Когда она выражает Желание быть морской царицей (владычицей лесов, повелительницей небес и т.д.), то все ранее добытое пропадает, и старик вновь возвращается к своей старой жалкой лачуге.

Волшебное кольцо

Герой выручает из беды собаку, кошку и змею (любых других животных, желательно не менее трех). При помощи кольца, полученного от змеи или снятого с руки спящей красавицы, выполняет задачи царя и женится на царевне. Жена похищает кольцо, а сама исчезает, заточив мужа в темницу. Собака и кошка возвращают ему похищенный предмет.

Чудесные дети

Царь (царевич) подслушивает разговор трех девушек-сестер. Женится на младшей, обещавшей родить ему прекрасных сыновей. Детей, рожденных в его отсутствие, сестры подменяют щенятами (зверюшками). Царь приказывает посадить жену с новорожденными в бочку и бросить в море. Бочка приплывает к острову, где сын основывает царство чудес-диковинок. Царь едет посмотреть на диковинки и встречается с женой и детьми. Клеветницы и обманщицы наказываются.



Предварительный просмотр:

Творческое название проекта:

«Что за прелесть эти сказки! (Сказки на современный лад)».

ТЕМА ПРОЕКТА: Сказка как жанр литературы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Почему сказки всегда актуальны и любимы?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Что Вы понимаете под словом «сказка»?
  • Что превалирует в сказке - правда или ложь – и почему?

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Какова композиция сказки?
  • Какие сказочные элементы присущи этому жанру?

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ:

Кто в семье главнее?

Мурила.

Война грибов.

Война растений.

Цветы.

Цветики - цветочки.

Лесные ягоды.

Необычные приключения на каникулах.

Карлсон учится в школе

Сказка о Карлсоне (для взрослых).

Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

Три поросёнка (современная сказка).

Про Марью да Ивана

Сказка про доброго волшебника, его жену, хитрого тигра и голодного ослика.

Деревянный орёл (по мотивам сказки Книжонка).

Лесной Олимп.

Бог  моря  Винни-Пух на  Олимпе.

Тринадцатый подвиг Геракла.

Колобок и золушка.

Новая   русская Золушка.

Ёж и ворона.

Пенал и его друзья.

Сказание о дружбе собаки и волка.

         Как бабочка стала принцессой.        

Схема сказки «Золушка»..

                             

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

  1. Сказки. 
  2. План сказки. 
  3. Схема сказки. 
  4. Иллюстрации к сказкам. 

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИ СОЗДАНИИ СКАЗКИ:

В результате исследований учащихся должен быть получен ответ на основополагающий вопрос «Почему сказки всегда актуальны и любимы?».



Предварительный просмотр:

Презентация работ учащихся (творческие работы):

Сказки.

План сказки.

Схема сказки.

Иллюстрации к сказкам.

Иллюстрации к стихотворениям.

Критерии оценивания работ учащихся: сказки собственного сочинения, как и творческие работы, оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Причем, т.к. учащиеся создавали собственные сказки и печатали их на компьютере в приложении MS Word, то могли сами скорректировать свои грамматические и орфографические ошибки благодаря наличию сервиса правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

Теория сказки- иллюстрация.

Иллюстрированная ТЕОРИЯ СКАЗКИ....

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...