Олимпиада по литературе для учащихся 8 класса
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Новошинцева Ольга Владимировна

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2015-2016

8 класс

Школьный этап

1.О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев - Макс.  количество – 2 балла.

А.Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.  Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

Б. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья  при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

 

2.Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы? По 1  баллу  за правильный ответ. Макс. – 5 б.

«Илиада» Гомера,  «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечникова. 

3. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях? Макс. – 5 баллов.

 «Капитанская   дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

 «История  Пугачёва»

Незнакомец был  росту среднего, широкоплеч и  худощав. Черная борода его  начинала седеть. Он  был в верблюжьем армяке и  вооружён  винтовкою.  

4. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:

А. Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

Б. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

В. Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Г. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Д. Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

                                      Макс. – 5 баллов.

5. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? Макс. – 2 балла.

А)    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

                             И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как  колокол, на башне вечевой  

                             Во дни торжеств и бед народных.   М.Ю.Лермонтов.

    Б)  Тропами потаёнными, глухими,

 В лесные чащи сумерки идут.

 Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.    И.Бунин              

6. Анализ лирического произведения -25 баллов

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ  стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

                                          Чудный град порой сольётся

                                          Из летучих облаков;

                                          Но лишь ветр его коснётся,

                                          Он исчезнет без следов;

                                          Так мгновенные созданья

                                          Поэтической мечты

                                          Исчезают от дыханья

                                          Посторонней суеты.     Е.Баратынский

  1. О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).                                                
  2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?                                                
  1. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?  
  2. Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?    
  3. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает»
  4.   Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?                                                                                          

Итого 44 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

олимпиада по литературе для учащихся 10 классов

Здесь представлены задания для школьного этапа олимпиады по литературе...

Программа подготовки к олимпиаде по литературе для учащихся 9-11 классов

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа худ...

Олимпиада по литературе для учащихся 6 класса

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 6 класса....

Олимпиада по литературе для учащихся 7 класса

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе для 7 класса...

Олимпиада по литературе для учащихся 8 класса.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе  8 класс....

Олимпиада по литературе для учащихся 7 класс

Олимпиада по литературе для учащихся 7 класс коррекционной школы VIII вида...