Методическая разработка урока литературы в 5 классе. "Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Сопоставление одноименных русской народной сказки и литературной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_otkrytyy_ur_po_platonovu_word.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»
1.Оргмомент. Формулировка проблемы.
Андрей Платонович Платонов – писатель первой половины 20 века. (Показывается портрет писателя). Для детей он переложил некоторые народные сказки и составил из них сборник «Волшебное кольцо». (Показывается сборник). « Переложить» - многозначное слово. Одно из его значений – «изложить в другой форме, рассказать по-другому».
Вы уже прочитали русскую народную сказку «Волшебное кольцо» и сказку А. Платонова с таким же названием. Мы поговорим сегодня именно об этих произведениях. (Показываются две книги: «Русские народные сказки» и сборник Платонова).
?-Как вы думаете, почему мы будем работать сразу с двумя текстами? На какие вопросы это поможет нам ответить?
?- А зачем нам нужно знать: чем авторская сказка похожа на народную, а чем отличается от неё? (Чтобы понять задачу Платонова, понять: зачем он обратился к жанру народной сказки, о чем хотел поговорить с читателем языком сказки? Писатели - мудрые люди, а быть собеседниками таких людей и интересно, и полезно).
2.Формулировка темы урока, целей урока.
Наша задача сегодня – разобраться: что взял писатель от фольклора, а какие авторские, оригинальные (необычные) моменты внёс в эту сказку. А ещё важно понять: зачем ему это понадобилось.
Сообщается тема урока: «Традиционное и новое в сказке А.П.Платонова «Волшебное кольцо»
?- Что значит «традиционное»? («Традиционное», т.е. сохранившееся от старины, от других поколений, от народной сказки).
3.Ход урока.
Беседа: Какие виды народных сказок вам известны? К какому виду сказок относится сказка «Волшебное кольцо»? Докажем это. Что сближает сказку Платонова с фольклором?
Индивидуальная работа: Назовите черты народной волшебной сказки, взятые Платоновым в свою новую сказку? ( Зачин, магическое число 3, волшебные помощники, вредители, испытание, волшебный предмет, запрет и его нарушение, чудеса, концовка-победа добра). Балл за каждый верный ответ.
А теперь подумаем, чем отличаются эти сказки? Давайте сначала разберёмся с их сюжетом.
?- Что такое сюжет?
Запись на доске: Сюжет - (от фр.- предмет, содержание) последовательность, ход событий в худож. произведении.
Работа в группах: В каждой команде выбирается консультант, который направляет работу. Разобраться нам поможет план. Составьте назывной план, состоящий из 9 пунктов. Пользуйтесь учебником. (Каждая команда делает по два пункта и последний). Для удобства текст разделён учителем на части (командам раздаются их страницы).
1.стр.43-44 1 (Жизнь Семёна и его матери).
2.стр.44-45 2 (Спасение животных)
3.стр.46-47 3(Получение волшебного кольца)
4.стр.47-49 4(Новая жизнь)
5.стр.50-53 5(Сватовство, хитрость царя и женитьба)
6.стр.53-54 6(Искушение Аспида)
7.стр.55 7 (Потеря кольца и тюрьма)
8.стр.56-58 8 (Спасение Смёна)
9.стр.58-59 9 (Победа добра)
Учитель слушает ответы и записывает план на доске. При этом за выполнение без ошибок команде выставляется 1 балл.
Работа в группах: План народной сказки составлен заранее. (Он раздаётся командам). Сравните оба плана. Это вам поможет найти различия в содержании двух сказок. Прокомментируйте различия . (Каждой команде нужно прокомментировать по 3 пункта плана народной сказки. При необходимости можно зачитывать доказательства из текста).
За правильные ответы командам присуждаются баллы.
План народной сказки.
1.Зачин. ( В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. ) Потеря кормильца.
2.Спасение собаки и кота.
3.Три года у попа на службе и спасение заколдованной царевны-змеи.
4.Награда - волшебное кольцо. Запрет на разглашение тайны кольца.
5.Сватовство. Наказ царя. Свадьба.
6.Коварство жены.
7.Жестокая участь Мартынки.
8.Помощь верных животных.
9.Мышиный король и Король раков.
10.Обман кота. Договор Васьки и Журки
11.Спасение Мартынки. Страшная смерть царской дочки.
12.Концовка. ( А Мартынка и теперь живет, хлеб жует.)
Выводы: На доске составляется кроссворд во время ответов:
1)Семён
2)Зачин
3)Скарапея
4)Запрета нет
5)Характеры
6)Наказ
7)Аспид
8)Чудеса
9)Концовка
- Зачин дополнен деталями бедной жизни крестьян. Пенсия за отца - копеечная.
- Змею невзлюбила мать. Что может обозначать имя змеи?
- Обратимся к толковому словарю под редакцией С.Ожегова.
Скарабей: 1.навозный жук, обитающий на юге Европы, севере Африки и передней Азии.
2.изображение священного жука на монетах, камнях, а так же монета, камень с таким
изображением.
Вывод: значит, ключ к имени змеи Скарапея в том, что это священное, волшебное животное и не случайно, именно она даёт Семёну волшебный предмет.
Нет наказа – не раскрывать тайну кольца. - Нет в сюжете службы у попа.
- Зато есть детали о том, как Семён устроил быт, позаботился о матери. Мартынка не наделён ярким характером, он даже глуповат.
- Яркий характер матери. Учит сына житейской мудрости. Даёт свой наказ.
- Подробное описание жизни царя, взгляда богатых на жизнь. Царица согласилась на свадьбу, потому что её в машине растрясло.
- Искушение Аспида (Молодца из Молодцев). - Знаете ли вы, что может обозначать его имя?
Обратимся к Энциклопедическому словарю и определим значение слова.
Аспиды – семейство ядовитых змей. Укусы их могут быть смертельны для человека, особенно
опасна очковая змея, или кобра.
Почему такое говорящее имя? Кто в мировой литературе тоже искушал героев? (Искушать-соблазнять, прельщать).
Способ проверки характеров героев.
- Нет Мышиного и Рачьего королей. В потере кольца виноваты сами звери (у них не было согласия).
- Семён не возвращает жену-обманщицу и не просит её наказать. Она наказала себя сама, выбрав Аспида.
- Открытая концовка. Жизненная.
?:Что убрал из своей сказки автор? А что добавил? Что является главным для А. Платонова?
За ответы даются баллы.
Вывод: Платонов взял за основу сюжет народной сказки. Самыми распространенными на Руси являются сказки о змееборце, о тридевятом царстве, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. Что-то убрал, а что-то придумал. У Платонова главное внимание уделяется не чудесам, а характерам героев, их поступкам. Характеры у него яркие, как в жизни. Это достигается добавлением в текст реальных деталей, а также введением новых персонажей. Это делает сюжет интересней. Платонов взял у народной сказки лучшее и добавил в неё современное звучание. Наполнил сказочную форму важным для себя содержанием. Привычным языком сказки поговорил с детьми на серьёзные темы.
?: На какие?
О важных вещах, о которых предлагает задуматься Платонов, мы поговорим более подробно на следующем уроке.
Физминутка
Начинаем! Все готовы?
Отвечаем! «Все готовы!»
Начинаем! Все здоровы?
Я не слышу? «Все здоровы!»
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку.
- «Солнышко» ( Ноги на ширине плеч. Руку - вправо, руку - влево, руки - вверх, руки- вниз. При этом играем пальчиками ).
- «Одеваемся» (Один рукав – до противоположного плеча, второй рукав. Одеваем свитер – подключаем плечи.)
- «Поправим причёску» (С правой руки – назад за голову. С левой. И так далее. Затем – то же вперёд. И потом – в обратную сторону. По 4 раза.)
- «Выжмем тряпку» (Руки – перед собой. По-очереди – вверх и вниз, кулачки крутим рядом. Потом – то же – в стороны.)
- «Завяжем шнурки»(Две руки к ступне – коленку выше. Чередуем).
- «Зовём соседа» (С наклоном тянемся в сторону, поворачивая корпус. Потом – в другую. Потом вперёд.)
- «Полетаем» (Машем руками – вверх – вниз, скрещивая перед собой. Потом - в стороны и обнимаем себя).
- Закончили-Потянулись - поклонились.
Поздравляю – всё в порядке!
Вот и всё – конец зарядке.
Работа с термином « деталь». На доске:
Деталь - реальная выразительная подробность.(«Реальная», т.е. правдоподобная, взятая из жизни, верно изображающая действительность). Народные сказки чаще всего лишены конкретных деталей.
Дифференциация:(по 2 человека от группы выполняют работу (направляющий не задействован): Найдите и выпишите детали из сказки Платонова (сначала привожу пример: деталь про бедность и пенсию-стр.43-44). Ищут детали на стр.47, 48, 50, 52, 53, 54, 55. За деталь-балл. (На выполнение – 2 минуты)
Работа в группе (одновременно с поиском деталей): Понаблюдаем за языком сказок. Сравним отрывок из народной сказки с отрывком из сказки Платонова. Найдите отличия в речи и прокомментируйте. Сначала подчёркивают в тексте. (Каждая команда даёт по одному ответу). Есть ли в языке сходства? Верный ответ-балл. (На выполнение – 2 минуты)
Проверка: сначала - о деталях, потом - о языке сказок.
Вывод 1: В авторской сказке позиция автора выражается в деталях. Они делают сказку современной (показывают, что она написана сравнительно недавно и в ней затронуты важные в наши дни темы).
Чтение: Сначала выразительно прочитаем отрывки вслух.
Из народной сказки
- Не бойся! - провещала ему змея. - Иди теперь за тридевять земель, в тридесятое государство - в подземельное царство; там мой батюшка царствует. Как придешь к нему на двор, будет он давать тебе много злата, и серебра, и самоцветных каменьев, ты ничего не бери, а проси у него с мизинного перста колечко. То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку - тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, все за единую ночь сделают.
Отправился добрый молодец в путь-дорогу. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, подходит к тридесятому царству и видит огромный камень. Тут соскочила с его шеи змея, ударилась о сырую землю и сделалась по-прежнему красною девицей.
Из сказки Платонова
Поползла змея по дороге, а Семен следом пошел. Долго шел он за змеею — день и ночь, день и ночь. Обступили их темные дебри. Подумал Семен: куда он идет и как назад вернется?
А змея утешает его:
— Не бойся ничего, сейчас доползем, это уж змеиное царство началось, видишь? А я змеиного царя дочь, и сейчас мы увидим моего отца. А теперь слушай. Вот когда я скажу ему, как ты меня спас, он поблагодарит тебя и даст тебе много золота, а ты золото не бери, а попроси одно золотое кольцо, что у отца на пальце. Кольцо это волшебное. Отец для меня его бережет, а я хочу тебе его подарить.
Вывод 2: У Платонова нет постоянных эпитетов, общих сказочных мест (путешествующих из сказки в сказку сказочных выражений), в этом отрывке нет устаревших слов, нет повторов (путь-дорога), нет уменьшительно-ласкательных суффиксов. Сходства: порядок слов (непрямой), напевность речи и сказовая интонация.
?:Какую цель преследовал Платонов, сознательно убрав эти черты языка народной сказки?
Индивидуальная работа: А с помощью каких языковых средств автор делает своих героев живыми: передаёт их характеры, их образ жизни, время, в которое они живут? При ответе используйте текст.
Вывод: Диалоги, монологи, устаревшие и просторечные слова (хоромы, брехунья). Стилизация под народную крестьянскую речь.
Дифференциация (ищут 3 человека и выписывают): А какие слова и выражения придуманы самим автором? (самосильная машина, лето состарилось, Молодец из Молодцев, в женихах-то как в сору каком роемся, пища не естся, и брага не пьётся, угрузла в перине). Рифмованные строки? (стр.46,55) Баллы за верные ответы.
Дифференциация (ищут 3 человека и выписывают номера страниц): Есть в сказке и юмор-умение подмечать в жизни смешное. Найдите смешные моменты? Зачитайте.(стр.47,52,53,57,58).Баллы за верные ответы.
Работа с термином «Афоризм». Афоризм – читаем определение на стр. 247. Ищем афоризмы Платонова. (на поиск - 1 минута)(стр.45, 49, 50, 58) Баллы за верные ответы.
?:На каком лексическом явлении построены афоризмы: «Добро из добра явилось», «Мост построен по доброте»? (Слово «добро»- многозначное). Объясните их значение. А в народных сказках народная мудрость передаётся в каких выражениях? (Пословицы и поговорки: «Эй, сынок - отвечает старуха,- рубил бы ты дерево по себе – лучше бы вышло»).
Вывод: Добро 1.Всё положительное, хорошее, полезное.
2.Имущество, вещи (разг.)
По доброте = «добротно, качественно, на совесть»
4.Рефлексия.
Подведём итоги урока.
Составление кластеров.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графического размещения материала, позволяющий сделать наглядными свои мысли процессы. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Составьте кластеры: «Из фольклора» и «Новое», выбирая нужные таблички. (Выполняется на доске). Чего больше? О чём это говорит? Почему взял этот сюжет? О чём ещё захотел поразмышлять?
?- Какая информация вам была знакома?
?- А что узнали нового?
?- Какие остались вопросы, в чём бы хотелось разобраться поподробнее?
Вывод: К работе над сказками А. Платонов обратился в конце своей жизни, когда долго болел. Для себя он черпал в сказке надежду на победу добра, справедливости. Ведь волшебные сказки - это место, в котором всегда живёт счастье. Мудрость наших предков восхищала его: «Сказка-ложь, да в неё намёк – добрым молодцам урок!» Писателю хотелось, чтобы жанр сказки продолжал жить и развиваться. А для этого необходимо по-новому взглянуть на её сюжет. Нужно рассказать её заново, на новый лад, добавить в неё правдоподобие. И Платонов нашёл способ сделать это. Всё своё умение и писательский опыт он использовал, чтобы древний текст зазвучал современно.
5.Выставление оценок.(Подсчёт балов).
6.Выдача домашнего задания. Д.З.: (раздаю распечатки и поясняю).
1.Подберите пословицы, подходящие по содержанию к сказке «Волшебное кольцо» А. Платонова. Запишите их в тетрадь.
2.Подготовьте ответы на вопросы третьего уровня (стр. 59). Можно записать в тетради план ответа.
3. По желанию. Прочитать сказку Б. Шергина «Волшебное кольцо» и посмотреть мультфильм с таким же названием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".
Я хотела на данном уроке показать один из способов идейно-художественного анализа произведения, а именно: как стил...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»
Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сати...
Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками при изучении сказки А.С. Пушкина "Сказ...