И.С.Тургенев. "Бирюк"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_7_klass.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Селезнева М.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1
Тема урока: Проблема человеческих взаимоотношений в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».
Цели урока: 1) выяснить, как решается проблема человеческих взаимоотношений в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»;
2) развить умение анализировать эпическое произведение (рассказ); формировать коммуникативные компетенции;
3) воспитывать эстетический вкус; формировать умение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока. [Слайд №1]
2. Беседа о смысле заглавия рассказа [Слайд №2]
- Начнём работу над произведением, как ни странно, с разговора о животных. А конкретно - о волках. Вспомните, каким главным качеством обладает волк как герой фольклорных произведений (поговорок, пословиц, сказок)?
(Кровожадность)
- Соответствует ли действительности такое народное представление о волке?
(Да, это хищное, плотоядное животное)
- Какие ещё качества волка отмечают исследователи этих животных?
(Выносливость, чутьё, ум)
- Почему разговор о произведении мы начли с беседы о волках?
(«Бирюк» - название произведения. Герою рассказа, леснику Фоме Кузьмичу, крестьяне соседних деревень дали прозвище - Бирюк. А слово это имеет значение - волк-одиночка)
- Почему одинокому волку народ дал специальное название?
(Обычно волки охотятся стаями)
- Всякий ли волк решится на охоту в одиночку?
(Только матёрый зверь)
- Подведём итог. Какое представление о герое рассказа формирует у читателя название произведения?
(Жестокий, выносливый, уверенный в своих силах человек, обладающий тонким чутьём)
3. Групповая работа
- Название рассказа - не единственное средство, формирующее наше представление о характере персонажа. Какие ещё средства создания характера вы знаете?
(Пейзаж, портрет, речь, интерьер)
- Цель работы в группах - выяснить, подтверждают ли перечисленные средства создания характера представление о герое, которое сложилось у нас после анализа заголовка рассказа. Добавляют ли они какие-либо черты к портрету героя? Материалом исследования станет экспозиция рассказа, т.е. часть произведения до завязки. В какой момент происходит завязка рассказа?
(Бирюк выражает готовность проводить барина из леса и при этом берёт ружьё, потому что слышит, что «в лесу шалят»)
- Для воссоздания атмосферы произведения я хочу предложить вам [слайд №3]
* Анализ результатов групповой работы
1) пейзаж: столетние дубы и липы говорят о том, что лесник любит свою работу, выполняет её очень качественно;
2) речь: лесник проявляет сочувствие к барину, предлагает ему укрытие от дождя;
3) интерьер: «Не весело войти ночью в мужицкую избу»; [Слайд №4]
4) портрет: наружность, внушающая уважение (мужественное лицо, смелый взгляд)
- Подведём итог. Какое представление о герое рассказа складывается после анализа таких средств создания характера, как пейзаж, речь, интерьер, портрет? Совпало ли оно с нашим первоначальным мнением о герое?
(Нет, не совпало. Это мужественный, смелый человек, способный к состраданию, который любит лес, добросовестно выполняет свои обязанности, но живёт в крайней бедности)
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием, разрешить которое нам необходимо на следующем этапе урока.
4. Знакомство с художником-силуэтистом Елизаветой Меркурьевной Бём.
Однако прежде чем перейти к следуюшему этапу урока, я хочу обратить ваше внимание на необычное изображение персонажа - силуэт. Это не картина, не рисунок, а литография - отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на камне. [Слайд №5]
На слайде №5 вы видите портрет художницы, выполнившей это изображение.
* Рассказ ученицы о Е.М. Бём. [Слайд №6]
- С сочувствием или с осуждением относится художник к персонажу? Какие черты характера угадываются в герое произведения?
(Молодой, статный, мужественный человек, но на плечах его - груз забот)
5. Беседа о системе образов в рассказе.
- Может быть, называя рассказ «Бирюк», Тургенев имел в виду какого-то другого героя? Так иногда бывает в литературе. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать систему образов в рассказе.
- Перенеситесь мысленно в Россию середины 19 века. Вспомните, каким было политическое устройство страны и разделите персонажей на две группы в соответствии с их социальным положением.
(Барин - крепостные: Бирюк, Улита, младенец, крестьянин)
- Рассмотрим силуэт дочери лесника. Почему её приходится ухаживать за малышом? Каким образом Е.М. Бём удалось подчеркнуть бедственное положение девочки? [Слайд №7]
- Можно ли утверждать, что основной конфликт произведения - это конфликт между помещиком и крепостными?
(Нет, основной конфликт - конфликт между лесником и крестьянином)
- Как и почему возникает этот конфликт?
(Крестьянин срубил дерево - лесник ловит его и отбирает лошадь)
- Прежде чем мы будем говорить о причинах, заставивших крестьянина идти воровать, скажите, почему возникает гроза. [Слайд №8]
(Электрические разряды)
- У крестьянина в середине 19 века такое же было представление о грозе, как у вас?
(Нет. Это пророк Илия бросает стрелы, стремясь поразить дьявола)
- Что заставило крестьянина отправиться воровать в грозу? [Слайд №9]
- С помощью какой детали передано отчаяние крестьянина? (Топор)
6. Чтение по ролям кульминации рассказа.
- В какой момент действие достигает кульминации?
(Когда крестьянин вступает в прямой конфликт с лесником)
- Послушайте чтение по ролям. Проследите, как меняются чувства героев на протяжении диалога. [Слайд №10]
(Отчаяние крестьянина всё возрастает, в момент наивысшего напряжения чувств он бросает в лицо леснику обвинение, которое возвращает нас к названию рассказа - «зверь», пьющий христианскую кровь! Именно таким видится лесник нечастным крестьянам. Лесник сначала в меру сочувствует, потом изумляется, наконец, сострадание, христианские чувства берут верх)
- Почему на похвалу барина («Ты, я вижу, славный малый») лесник отвечает с досадой («Полноте, барин»)?
(Возникает внутренний конфликт - борьба противоположных чувств)
7. Беседа о смысле финала рассказа. [Слайды №11 и №12]
- Вы знаете, что Кобылий Верх действительно существовал в Спасском-Лутовинове. Более того, в действительности, жил в поместье лесник. И звали его Фома. На слайдах вы видите место, где стоял его дом, колодец, из которого он брал воду. Вот только в жизни этот бдительный и строгий лесник был убит местными крестьянами. Почему Тургенев не последовал правде жизни?
(Устранение Бирюка - не решение проблемы. Тургенев призывает к состраданию на уровне государства)
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра.
—Что побудило Бирюка отпустить крестьянина, нарушившего закон?
Домашнее задание к данному уроку было следующим:
I ряд. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова прочитать статью, посвящённую слову «бирюк» и после этого обратиться к книге А.Э.Брэма «Жизнь животных»
II ряд. Прочитать в «Энциклопедическом словаре» Ф.Брокгауза, И.Эфрона статью о крепостном праве.
III ряд. В книге А.В.Терещенко «История культуры русского народа» прочитать статью «Илия-громоносный» (стр.559)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина. И.С.Тургенев "Бирюк"
Викторина И.С.Тургенев "Бирюк" используется на уроках литературы в 6 классе для проверки знания текста....
Проверочная работа. Тургенев. Бирюк
Проверочная работа. Тургенев. Бирюк...
урок литературы И.С.Тургенев "Бирюк"
Урок – мастерская.Основная идея этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс к познанию, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно...
презентация к уроку И.С.Тургенев "Бирюк"
Презентация к уроку литературы И.С.Тургенев "Бирюк"...
Тургенев Бирюк Тест 6 класс
10 вопросов...
И.С.Тургенев "Бирюк"
Урок по рассказу И.Тургенева "Бирюк", 6класс...
И.С.Тургенев "Бирюк"
конспект урока...