И.С.Тургенев "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Урок по рассказу И.Тургенева "Бирюк", 6класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные особенности рассказа «Бирюк». Роль пейзажа в рассказе. Понятие о конфликте в художественном произведении.

Вопросы.

  1. Пейзаж. Художественные средства.

А) Гроза надвигалась – метафора, олицетворение.

Б) Огромная лиловая туча – что это? – простые прилагательные, но в них умение увидеть цвет.

В) Надо мною и мне навстречу неслись длинные, длинные серые облака.

Г) Ракиты тревожно шевелились и лепетали.

  1. Из грозы появляется мужик. Лесник – леший. Когда мы увидим лесника? В свете молний. Избушку тоже увидел при свете молнии. Чего ожидаешь от такого начала? Чего-то фантастического, особенно после Гоголя. (Вспомните роль цвета-света в «Страшной мести»).

Заранее подготовленный ученик прочитает или перескажет описание избы.

  1.  Даем понятие конфликта.

Конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действий. Разрешение конфликта ведет к развязке.

Между какими героями возникает конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Вглядимся в участников конфликта.

  1. Бирюк.

А) Отношение к Бирюку.

Б) Почему его так называют?

В) Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Его должность и понимание того, что крестьяне, от которых он охраняет лес, - воры и враги.

  1. Мужик. Найдите описание его внешности. Чем вызвана его озлобленность, его угрозы, ненависть к Бирюку? Отчаянием.
  2. Итак, какая же ситуация возникла в этом рассказе? Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит. Кто из героев рассказа выполняет этот закон? Только Бирюк, а мужик ворует лес. А авторская позиция? Автор жалеет мужика и готов заплатить деньги, чтоб только Бирюк отпустил его. Почему? Разве автор не понимает, что Бирюк прав? Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин – крепостной.
  3. Чем же кончится рассказ? Бирюк тоже не может не пожалеть этого жалкого озлобленного человека. Он сам нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.

Кто же из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? В чем смысл названия рассказа?  

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Тургенев о красоте и богатстве русского языка в стихотворении «Русский язык».

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворения в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Так обращался Тургенев к читателям «Стихотворений в прозе», опубликованных в журнале «Вестник Европы» в 1882 году. Уже были обнаружены первые признаки тяжелой болезни – рака спинного мозга. Но в редкие периоды временного облегчения страданий писатель продолжал работу. Теперь он занялся подведением итогов, создавал цикл «Стихотворения в прозе». Эти лирические миниатюры явились своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Здесь были собраны главные темы и мотивы его творчества. В этих произведениях, завершающих творческий путь Тургенева, проявляется свойственный писателю интерес к «разнообразным явлениям жизни». Автор выражал преклонение перед силой самоотверженной любви и нравственным величием подвига, увлечение идеализмом молодости, великолепное чувство природы, поэзии и красоты.

Цикл «стихотворений в прозе» включает в себя пятьдесят одно стихотворение. Они написаны в 1877-1882 гг. Вот почему писатель так настойчиво обращается к мысли о смерти. Круг тем, затронутых в «стихотворениях в прозе», обширен. Это:

  1. Тема нравственного подвига («Порог», «Чернорабочий и белоручка»).
  2. Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народи господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека («Деревня», «Щи», «Маша», «Два богача»).
  3. Вера в великое будущее русского народа («русский язык»), хотя писатель далек от идеализации народной жизни («Сфинкс»)
  4. Фантастические образы и видения, причем Тургенев постоянно подчеркивает скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва», «Брамин»).
  5. Психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг», «Эгоист»).
  6. Тема всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем»)

Вопрос о напечатании стихотворений возник, когда в 1882 г. в Буживале Тургенева посетил М.М.Стасюлевич. Тургенев озаглавил «стихотворения в прозе» словом «Senilia» (старческое). Книге было предпослано следующее обращение к читателю:

Беседа:

Чтение стихотворения «Близнецы»

- О чем это небольшое произведение?

- Почему автору стало жутко? Откуда возникло такое чувство?

Естественна ли ненависть друг к другу родных братьев, более того, близнецов? Почему?

- Как вы полагаете, почему братья-близнецы так ненавидели друг друга?

- Каков идейно-нравственный подтекст произведений? (Подтекст – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного значения с речевой ситуацией).

Чтение стихотворения «Два богача».

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

-Почему автор умиляется Ротшильдом? За что он хвалит известного богача -банкира?

-Для чего писатель повторяет эти два слова «хвалю» -«хваля» и «умиляюсь» и «умиляясь»? разве нельзя было подобрать  к ним слова-синонимы? Что он хотел подчеркнуть данным повтором?

- Найдите скрытую иронию в первом абзаце. По отношению к кому она выражается? Как вы это можете объяснить?

- Есть ли в этом маленьком шедевре антитеза? Докажите свою точку зрения цитатами из текста.

- Почему в стихотворении в прозе дан такой косноязычный диалог простых крестьян? Что автор хотел этим подчеркнуть?

- Кто мо мнению автора настоящий богач?

- Почему поступком простого безграмотного крестьянина, живущего в нужде, но приютившего сироту, автор произведения не умиляется? Какими словами можно охарактеризовать отношение автора к крестьянину?: есть ли эти слова в тексте? Как вы думаете почему?

- Каков в этом произведении подтекст?

Чтение стихотворения  И.С.Тургенева «Русский язык» (читает учитель).

Исторический комментарий. Стих. В прозе «Русский язык» было написано в 1882 г. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра 2. В августе 1882г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Реакция росла, как снежный ком. С 1883 г. стали действовать охранные отделения – жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности. В 1884 г. появился новый университетский устав, резко ограничивший права университетского самоуправления. В 1887 г. был издан печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

- Случайно ли обращение автора к русскому языку?

- Как автор относится к русскому народу? Можно ли это определить только на основании прочтения данного стихотворения?

 - Как И.С.Т., не раскрывая в своем произведении конкретные реалии времени, несколькими словами передает свои чувства? («во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»)

- Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала? (в основе произведения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя).

- Каким эпитетами характеризует Тургенев в своем произведении русский язык? (Великий, могучий, правдивый и свободный). Какое значение придавал автор этим эпитетам?

Обратимся к высказываниям о родном языке. Как они помогают раскрыть и углубить характеристику Тургенева?

Стих. Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык.

- Как вы понимаете последнее предложение? Можно ли его называть риторическим восклицанием? (Риторическое восклицание – прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений).

Домашнее задание:

  1. Подготовить декламацию стих. «Русский язык» наизусть.
  2. «Бежин луг» - читать

Мир и человек в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева.

Знание на уроке: повторение понятия о жанре «стих.в прозе», тематика и проблематика стих-ий  в прозе И.С.Т..

  1. Выразительное чтение наизусть стих в прозе. О жанре «стих. В прозе». Анализ стих в прозе.
  2. И.С.Тургенев. «Природа».

1) Задание. Прочитать первые два абзаца. Какой лексический ряд создает образ природы?     («огромная подземная храмина с высокими сводами», «свет», «…величавая женщина», «глубокая дума»)

2) Как достигается эмоциональное напряжение повествования? Каков лексический ряд, связывающий образ природы с мотивом ее грандиозности, вечности и мудрости?

3) Что в обращении лирического героя к Природе показывает на его понимание места человека в окружающем мире? Найти ключевые слова, раскрывающие мироощущение лирического героя, такие, как «общая мать», «страх», «совершенство и счастье».

 Уч-ся приходят к выводу, что лирический герой убежден в полной гармонии отношений между природой и человеком, о ее материнской заботе, о его благе и счастье.

4) Каким новым содержанием наполняется образ Природы при более близком общения с ней лирического героя? Каков образно-лирический ряд придает новые черты образу Природы?

Это: «темные , грозные глаза», неожиданно резкий и громкий (сильная реакция) голос («подобный лязгу железа»).

5) Чем объясняется равнодушие природы к человеку и даже ее угрожающий вид по отношению к нему?

Задание. Прочитать ответ Природы человеку, найти слова, раскрывающие ее понимание своего назначения.

Это: «равновесие», «одинаково забочусь», «одинаково истребляю».

6) Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни природы?

Задание. Найти лексический ряд, составляющий тему особенности жизни людей.

Это: «любимые дети, добро и зло, справедливость». Чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Противиться и возражать этому бессмысленно. Горе человеку, если сам он забудет о человеческих жизненных ценностях.

  1. Прочитать стих в прозе «Близнецы».

Как смысл миниатюры соотносится со смыслом стих. В прозе «Природа»? – «…но мне-то не так будет жутко» - ключевые слова. Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.

  1. «Два богача». Каково нравственное содержание стих.?
  2. Какие мысли и чувства выразил И.С.Тургенев в стих. В прозе?
  1. Философские размышления о месте человека в мире, о существовании мира по вечным и недоступным пониманию людей законам.
  2. Размышления об отличии законов жизни людей от мира природы, о роли разума, добра и зла в их жизни.
  3. Предупреждение о разрушительной в своей стихийности силе зла и утверждение добра как надежды на лучшее будущее человечества.