Актуальность образа героини рассказа В.Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда». (1989)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Разработка урока по рассказу В.Ерофеева "Тело Анны, или Конец русского авангарда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_selezneva.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Актуальность образа героини рассказа В.Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда». (1989)
Цель урока. Создать условия для выяснения содержания рассказа В.Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда» и осознания актуальности проблем, исследуемых автором рассказа.
Задачи урока.
- Создание атмосферы, воссоздающей время и место действия произведения, настраивающей обучающихся на доверительную беседу;
- Выявление идейного содержания произведения;
- Обсуждение социальных, нравственных проблем обучающихся в связи с проблематикой рассказа.
Ход урока
Ведущий. В эфире ток-шоу «Пусть говорят». В этой студии мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Тема эфира сегодня – «Следствие по телу». Внимание на экран.
Просмотр видеоролика №1.
Ведущий. Итак, в кресле главной героини – Анна. Она пришла к нам в студию, чтобы рассказать о себе всю правду. Пожалуйста, Анна, Вам слово.
Анна. Вы видели, как я живу. Я совершенно одна. Некоторое время назад я сильно заболела, и некому даже было подать стакан воды. Я хочу понять, почему я так одинока. В чём моя ошибка?
Ведущий. Анна, мы Вам, конечно, сочувствуем. Видно, что Вы действительно очень страдаете. Но давайте попытаемся разобраться в причинах. Скажите, наверное, у Вас есть какие-нибудь подруги?
Анна. Нет, у меня нет подруг.
Ведущий. А Ваши родители? Вы поддерживаете с ними отношения?
Анна. Моя мама всю жизнь преподавала материализм. Сейчас она уже на пенсии. Но она такая же требовательная, как и раньше. Слишком требовательная. У нас с ней никогда не было взаимопонимания. Сейчас мы почти не видимся.
Ведущий. А отец? Я слышал, он известный писатель.
Анна. Да, но очень занятой человек. Поэтому…
Ведущий. Вы знаете, видимо, это так и есть. Мы пытались с ним связаться, но нам, к сожалению, удалось встретиться только с его секретарём. И вот что нам рассказали. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика №2.
Ведущий. Что ж, с родителями отношения у Вас не сложились. Но Вы ведь живёте не на необитаемом острове. У Вас есть соседи. Послушаем, что они говорят о Вас.
Соседка. Здравствуйте.
Ведущий. Здравствуйте. Как Вас зовут? Вы живёте на одной лестничной площадке с Анной? Что Вы можете рассказать об этой женщине?
Соседка. Анна – женщина одинокая. Семьи у неё нет. Был когда-то муж. Потом он куда-то исчез. Говорят, уехал за границу. После его отъезда в квартире стали появляться пьяные компании. Мне даже несколько раз пришлось жаловаться участковому, потому что невозможно было спать ночью. До самого утра шум, громкая музыка, в подъезде накурено. Безобразие.
Ведущий. Анна, это правда?
Анна. Женщина преувеличивает. Мои знакомые – преподаватели вузов, писатели. Они все очень интеллигентные люди.
Ведущий. То есть Вы утверждаете, что не было никаких пьяных компаний. А что скажет Ваш участковый? Он приехал на нашу передачу и готов рассказать всю правду об Анне. Встречаем его.
Участковый. Здравствуйте.
Ведущий. Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста. Это Анна. Вы бывали когда-нибудь в квартире у этой женщины? Что Вы можете рассказать об этом?
Участковый. Ну что рассказать. Вот эта женщина – соседка Анны – несколько раз жаловалась, что приходят какие-то люди, выпивают, шумят, в общем, мешают. Я заходил. Выпитых бутылок действительно было много. А больше ничего такого… Женщина красивая, интеллигентная. Книг много, журналы там разные, газеты…
Ведущий. Понятно. Я хочу обратиться к залу. Так может быть, всё очень просто объясняется: легкомысленная женщина ведёт легкомысленный образ жизни, случайные встречи, скорые расставания, а результат – одиночество?
Реплики из зала.
Ведущий. А что думают по этому поводу наши эксперты? У нас в студии – участница популярной рок-группы Мальцева Марина. Давайте предоставим ей слово.
Мальцева Марина
Ведущий. А Вы, Виктория, что думаете? Виктория Лебедева – представитель нашей спортивной элиты. Лично мне очень интересно Ваше мнение.
Виктория Лебедева
Ведущий. Чтобы расставить все точки над i, давайте выслушаем ещё одного свидетеля. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика №3.
Ведущий. Анна, что подтолкнуло Вас к такому поступку?
Анна. Два месяца назад меня бросил мой любимый человек. Мы вместе отдыхали на кавказском курорте. По возвращении он довёз меня до дому, сказал, что завтра с утра позвонит и заедет, небрежно поцеловал в висок – и не позвонил, не заехал… И вот…
Соседка. Подождите, а я пару дней назад видела этого мужчину. Он же приходил к Вам!
Анна. Да, но он ушёл и обещал позвонить утром…
Ведущий. Понятно! Анна, нередко люди, переживающие душевную драму, с головой уходят в работу. А Вы где работаете?
Анна. В институте. Преподаю зарубежную литературу.
Ведущий. Как Вам кажется, как относятся к Вам Ваши студенты?
Анна. Не знаю.
Ведущий. Одна из Ваших студенток решила прийти и поддержать Вас. Как Вы думаете, кто это? Встречаем.
Леночка. Здравствуйте.
Ведущий. Здравствуйте, Леночка. Как Вы считаете, Анна Викторовна – хороший преподаватель?
Леночка. Да, Анна Викторовна – замечательный преподаватель. Она прекрасно знает свой предмет. Студенты в восторге от её лекций. А в Борхеса она, по-моему, просто влюблена.
Ведущий. Вот как? Не в Толстого, не в Тургенева… Впрочем, я не слишком хорошо разбираюсь в творчестве этого писателя. Давайте обратимся за помощью к эксперту. Влада Попова – известный литературовед. Просветите нас, пожалуйста.
Литературовед. Хо́рхе Луи́с Бо́рхес — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма.
Термином авангард обозначают радикальное крыло в искусстве, отказавшейся в своей деятельности практически от всего традиционного в искусстве, создавшее специфическое «не-искусство», основанное на желании нигилистического прорыва в неведомое, открытие новых областей сознания. Авангард как мировосприятие есть отказ от всяческих традиций (культурных, моральных, религиозных). Тот же нигилизм, по сути дела.
Ведущий. Спасибо, но я не понимаю: а какое всё это имеет значение? Я сейчас обращаюсь к залу. Борхес – не Борхес, авангард – не авангард. Какая разница?
Реплики из зала.
Ведущий. Напомню, тема нашей передачи сегодня – «Следствие по телу». Какую роль во всей этой истории играет тело Анны?
Реплики из зала.
Замечания экспертов.
Ведущий. Анна, Вы по-прежнему думаете, что семья, родственные связи, любовь к родине, Бог, в конце концов, – одним словом, то, что принято называть вечными ценностями, – лишь красивые слова?
Анна. Когда прыгает сердце, тело то жиреет, то худеет, а уши чешутся то непреодолимого желания их оторвать, яснее ясного становится одно: есть-таки вечные ценности, и, как и тысячу лет назад, жизнь без любимого превращается в пытку.
Ведущий. Скажите, насколько актуальна эта история. Всё-таки Анна появилась на свет в 1989 году, а сейчас на дворе 2013?
Реплики из зала.
Замечания экспертов.
Ведущий. Анна, если бы Вам удалось встретиться с человеком, которого Вы так любите, что бы Вы сказали ему?
Анна. Сказала бы, что люблю. А ещё, что писать на самом деле нужно про снег, про ветку сирени в саду. Сказала бы: ты пожалей калек и воскрешай мёртвых – ты иди и воскрешай мёртвых, иди – воскрешай!
Ведущий. Что ж, Анна, Ваш любимый человек здесь. Встречайте его.
На сегодня всё. С вами был Андрей Малахов. Берегите себя и своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок «"Вечная" Сонечка Мармеладова. Значение образа героини в романе".
Конспект открытого урока...
Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»
Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской литературе ХIХ века....
Открытый урок в 8 классе "Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П.Чехова "Анна на шее"?. Метод аналитического чтения
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "Анна на шее"....
Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений...
“Туган телем – анам теле!” Башлангыч сыйныфлар өчен әдәби кичә.
Һәр халыкның туган теле - аның мәдәнияте, тарихи көзгесе ул.Шуңа да без телебезнең сафлыгы, матурлыгы, аһәңлеге өчен армый-талмый көрәшергә, эшләргә бурычлыбыз. Тел– гомерлек юл...
Татар теле - анам теле
ldquo; Татар теле- анам теле “ Максат: Укучыларда туган телгә, Туган илгә, үз халкына хөрмәт хисе тәрбияләү....
Открытый урок на тему: «Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка". Образ героини»
Цели и задачи:1.Продолжение знакомства с творчеством Римского-Корсакова2. Значение оперы "Снегурочка" в мировом оперном искусстве3.Прослеживание развития образа главной героини через всю опе...