урок «"Вечная" Сонечка Мармеладова. Значение образа героини в романе".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vechnaya_sonechka_marmeladova.odt | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вечная Сонечка Мармеладова». Значение образа героини в романе.
Цели: а) раскрытие образа героини через осмысление его духовно-нравственного наполнения;
б) развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи учащихся.
Оборудование: мультимедиа-проектор, колонки, компьютер, экран.
Содержание :
Слайд 1
Приветствие, объявление и запись темы темы
Слайд 2
- Письменная работа: «Моё отношение к поступку Сони» (с аргументацией)
ЭТАП 1
Цель этапа: выяснить особенность появления героини в романе: оно постепенно, пошагово. Подвести к пониманию психологической особенности этого приёма Достоевского.
2. Проверка д.з. Зачитать или описать своими словами появления героини в романе. По мере зачитывания или описывания в тетради записываются ключевые слова, характеризующие облик Сони.
Слайд 3:
а) признание Раскольникова Соне
б) чтение „воскресения Лазаря“
в) Мармеладов о Соне
г) Соня в Сибири
д) Раскольников о Соне после знакомства с Мармеладовым
е) Соня у умирающего отца
ж) Соня у Раскольникова
3. Самостоятельная работа по слайду:
Поставить позиции в последовательность, подводящую к пониманию концепции образа, к постепенности раскрытия его сущности.
(при подведении итогов работы на данном этапе обязательно упомянуть особености композиции романа «Герой Нашего Времени». Обязательна словарная работа: психологизм, художественный образ, композиция)
Подведение итогов этапа
Дети самостоятельно делают вывод, а затем (слайд 4) записывают его:
Вывод 1:
Образ героини вводится в повествование постепенно, нарастает психологическая напряжённость
ЭТАП 2
Цель этапа: осмысление нравственной сущности героини через отношение к ней других героев романа.
- Проверка д.з., самостоятельная работа в группах: обобщить, систематизировать домашние находки (нужно было найти в тексте или самостоятельно подобрать слова, фразы героев, характеризующие их отношение к Соне):
1 группа — Мармеладов;
2 группа — Раскольников;
3 группа — Катерина Ивановна;
4 группа — Свидригайлов;
5 группа — каторжане.
Слайд 5
Работа ведётся самостоятельно, спустя 3 минуты выступают спикеры групп, параллельно учащимися в тетради делаются схемы, отражающие содержание отношений героев. Аналогичные слова в слайде появляются постепенно, по мере выступлений спикеров.
Слайд 6:
Вывод 2:
Нравственно и физически ущербные герои жадно тянутся к Сонечке, ибо она – воплощение ....
Подведение итогов: подобрать пропущенное в слайде слово или фразу.
ЭТАП 3
Цель этапа: противопоставление Сони и Раскольникова с тем, чтобы в итоге выяснить эстетическую ценность образа героини по отношению к главному герою романа.
- выразительное чтение эпизода части 4, главы 4: первый визит Родиона к Соне.
Фронтальная беседа по эпизоду:
- как беседуют герои? В чём смысл фраз Раскольникова, что он холодно и жестоко бросает Сонечке, и как понимать слова Сони о том, что «Бог этого не допустит»?
- каким предстаёт здесь Раскольников? А Соня? Как она говорит? Какова её нравственная позиция? Как это противоречит образу Раскольникова-атеиста?
- Слайд 7:
Отнесите письменно эти хаотично разбросанные позиции к образам героев-антагонистов, причём по пяти критериям, то есть ваши находки должны быть строго противоположны.
(Самостоятельная работа учащихся, 3 минуты)
- Просмотр фрагмента фильма Л. Кулиджанова (вторая серия, конец 25-ой минуты, смотреть 2,5 минуты)
- почему и зачем обнимает и целует ноги Соне Раскольников? Каков символический смысл этого жеста? В чём отличие Родиона здесь от Раскольникова несколько минут назад, когда он бросал в лицо Сонечке эти страшные фразы?
- почему Соня назвает себя грешницей? Ведь она христианка, а с христианской точки зрения она совершает благо - спасает детей от голодной смерти!..
(на данном этапе урока возможна дискуссия, причём предугадать её ход в контексте сложности темы и краеугольности морально-этического вопроса, невозможно. Учителю необходимо проявить максимум педагогической изобретательности, чтобы не уйти в интеллектуальные «дебри» и уложиться во время)
8. Работа с текстом: найти в сцене второго визита Раскольникова к Соне фразы, отдельные слова, реплики героев, из которых становится ясна её христианская, Мессийная сущносит: она — Спасительница, несущая свой тяжкий крест-страдание...
Подведение итогов урока. Слайд 8.
- Вывод 3:
СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — .... идеал Достоевского. Она — воплощение христианского ...., Любви и ....
-дополните предложенный вариант итога урока своими словами..
-вернёмся к началу урока. Кто осуждал поступок Сони? Как вы теперь его оцениваете? Почему изменилось ваше отношение?
Рефлексия 1.
- Мы осмыслили образ героини на относительно аналитическом, литературоведческом уровне, но это же Достоевский, где многое строится на безотчётном, подсознательном... «Проклятые вопросы», понимаете ли... Поэтому я предлагаю теперь вам осознать образ героини на чувственном или, как выражаются психологи, «сенсорном» уровне. Глядя на экран и слушая музыку, набросайте отдельные фразы-ассоциации, возникающие в вашем сознании... Это могут быть и отдельные слова и целые предложения... Гостям урока я предлагаю сделать то же самое, но возможен вариант: сделать работу по отношению к уроку, а не к образу Сони...
Слайды 9 -12. Музыка: EZ3KIEL, “Mon plus beau cauchemar”, после паузы, вторая фортепианная часть.
Зачитываем кое-что из написанного. Рефлексия 2.
домашнее задание: написать эссе-миниатюру «Вечная Сонечка Мармеладова», используя слова, написанные вами только что... Всем спасибо, до завтра...))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА»....
Соня Мармеладова - святая или грешница (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Разработка урока по теме "Соня Мармеладова - святая или грешница" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")...
«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении....