урок «"Вечная" Сонечка Мармеладова. Значение образа героини в романе".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vechnaya_sonechka_marmeladova.odt29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вечная Сонечка Мармеладова». Значение образа героини в романе.

Цели: а) раскрытие образа героини через осмысление его духовно-нравственного наполнения;

            б) развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи учащихся.

Оборудование:  мультимедиа-проектор, колонки, компьютер, экран.

Содержание :

 Слайд 1

Приветствие, объявление и запись темы темы

Слайд 2

  1. Письменная работа: «Моё отношение к поступку Сони» (с аргументацией)

ЭТАП 1

 Цель этапа: выяснить особенность появления героини в романе: оно постепенно, пошагово. Подвести к пониманию психологической особенности этого приёма Достоевского.

2. Проверка д.з. Зачитать или описать своими словами появления героини в романе. По мере зачитывания или описывания в тетради записываются ключевые слова, характеризующие облик Сони.

Слайд 3:

а) признание Раскольникова Соне

б) чтение „воскресения Лазаря“

в) Мармеладов о Соне

г) Соня в Сибири

д) Раскольников о Соне после знакомства с Мармеладовым

е) Соня у умирающего отца

ж) Соня у Раскольникова

3. Самостоятельная работа по слайду:

Поставить позиции в последовательность, подводящую к пониманию концепции образа, к постепенности раскрытия его сущности.

(при подведении итогов работы на данном этапе обязательно упомянуть особености композиции романа «Герой Нашего Времени». Обязательна словарная работа: психологизм, художественный образ, композиция)

Подведение итогов этапа

Дети самостоятельно делают вывод, а затем (слайд 4) записывают его:

Вывод 1:

Образ героини вводится в повествование постепенно, нарастает психологическая напряжённость

ЭТАП 2

Цель этапа: осмысление нравственной сущности героини через отношение к ней других героев романа.

  1. Проверка д.з., самостоятельная работа в группах: обобщить, систематизировать домашние находки (нужно было найти в тексте или самостоятельно подобрать слова, фразы героев, характеризующие их отношение к Соне):

1 группа — Мармеладов;

2 группа — Раскольников;

3 группа — Катерина Ивановна;

4 группа — Свидригайлов;

5 группа — каторжане.

Слайд 5

Работа ведётся самостоятельно, спустя 3 минуты выступают спикеры групп, параллельно учащимися в тетради делаются схемы, отражающие содержание отношений героев. Аналогичные слова в слайде появляются постепенно, по мере выступлений спикеров.

Слайд 6:

Вывод 2:

Нравственно и физически ущербные герои жадно тянутся к Сонечке, ибо она – воплощение ....

Подведение итогов: подобрать пропущенное в слайде слово или фразу.

ЭТАП 3

Цель этапа: противопоставление Сони и Раскольникова с тем, чтобы в итоге выяснить эстетическую ценность образа героини по отношению к главному герою романа.

  1. выразительное чтение эпизода части 4, главы 4: первый визит Родиона к Соне.

Фронтальная беседа по эпизоду:

- как беседуют герои? В чём смысл фраз Раскольникова, что он холодно и жестоко бросает Сонечке, и как понимать слова Сони о том, что «Бог этого не допустит»?

- каким предстаёт здесь Раскольников? А Соня? Как она говорит?  Какова её нравственная позиция? Как это противоречит образу Раскольникова-атеиста?

  1. Слайд 7:

Отнесите письменно эти хаотично разбросанные позиции к образам героев-антагонистов, причём по пяти критериям, то есть ваши находки должны быть строго противоположны.

(Самостоятельная работа учащихся, 3 минуты)

  1. Просмотр фрагмента фильма Л. Кулиджанова (вторая серия, конец 25-ой минуты, смотреть 2,5 минуты)

- почему и зачем обнимает и целует ноги Соне Раскольников? Каков символический смысл этого жеста? В чём отличие Родиона здесь от Раскольникова несколько минут назад, когда он бросал в лицо Сонечке эти страшные фразы?

- почему Соня назвает себя грешницей? Ведь она христианка, а с христианской точки зрения она совершает благо  - спасает детей от голодной смерти!..

(на данном этапе урока возможна дискуссия, причём предугадать её ход в контексте сложности темы и краеугольности морально-этического вопроса, невозможно. Учителю необходимо проявить максимум педагогической изобретательности, чтобы не уйти в интеллектуальные «дебри» и уложиться во время)

8. Работа с текстом: найти в сцене второго визита Раскольникова к Соне фразы, отдельные слова, реплики героев, из которых становится ясна её христианская, Мессийная сущносит: она — Спасительница, несущая свой тяжкий крест-страдание...

Подведение итогов урока. Слайд 8.

  1. Вывод 3:

СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — .... идеал Достоевского. Она — воплощение христианского ...., Любви и ....

-дополните предложенный вариант итога урока своими словами..

-вернёмся к началу урока. Кто осуждал поступок Сони? Как вы теперь его оцениваете? Почему изменилось ваше отношение?

Рефлексия 1.

  1. Мы осмыслили образ героини на относительно аналитическом, литературоведческом уровне, но это же Достоевский, где многое строится на безотчётном, подсознательном... «Проклятые вопросы», понимаете ли... Поэтому я предлагаю теперь вам осознать образ героини на чувственном или, как выражаются психологи, «сенсорном» уровне. Глядя на экран и слушая музыку, набросайте отдельные фразы-ассоциации, возникающие в вашем сознании... Это могут быть и отдельные слова и целые предложения... Гостям урока я предлагаю сделать то же самое, но возможен вариант: сделать работу по отношению к уроку, а не к образу Сони...

Слайды 9 -12. Музыка: EZ3KIEL, “Mon plus beau cauchemar”, после паузы, вторая фортепианная часть.

Зачитываем кое-что из написанного. Рефлексия 2.

домашнее задание: написать эссе-миниатюру «Вечная Сонечка Мармеладова», используя слова, написанные вами только что... Всем спасибо, до завтра...))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.  РОЛЬ ЭПИЛОГА»....

Соня Мармеладова - святая или грешница (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Разработка урока по теме "Соня Мармеладова - святая или грешница"  (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...