Мастер-класс по теме: «Сила святого чувства в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Мастер-класс по теме:

  «Сила святого чувства в «Повести о Петре и  Февронии Муромских».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

С  «Сила святого чувства в «Повести о Петре и  Февронии Муромских».

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ...

Н.А.Некрасов.

Вряд ли кому-то  не известны эти слова русского поэта Некрасова из стихотворения «Сеятелям», написанное в 1877 году. Речь в данном случае идет не только о труде школьного учителя, но и о сумме неких «вечных ценностей». А если они вечные, значит они актуальны всегда и время не властно над ними.

С     Какие традиционные вечные ценности вам известны?

Любовь

верность

Кротость

Смирение

религиозность

Мудрость

Мужество

милосердие

Да, это действительно так. Давайте попробуем обратиться к ним,

Для этого я хотела бы обратиться к ДРЛ.

 Как мы знаем, Древнерусская литература сложна для восприятия школьниками. Но для того, чтобы постичь духовные и нравственные ценности необходимо знать истоки своего народа.

Особенно яркими произведениями для изучения я считаю материал  по литературе для 7 класса.

В своих выступлениях ранее я представляла свой опыт работы по духовно- нравственному воспитанию, сегодня постараюсь представить другие возможности обучения обучения.

С  Звучит песня «Петр и Феврония» в исполнении М.Тишмана или духовная музыка

Назовите тему урока:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

С    Предлагаю вам поработать с эпиграфами.

  Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, …не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется  истине,  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  

Апостол Павел

1.Как вы понимаете это высказывания, которые является эпиграфом к нашему уроку.

 

2. Семья - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения - Родине и государству.

И.Ильин

1.Как вы понимаете это высказывания?

2.Как связаны между собой эти высказывания?

3. Выберите понравившийся вам эпиграф и запишите.

Дают определения.

Подготовка к ОГЭ 15.3.

С   Любовь не терпит предательства.

 Любовь- это понимание, сострадание, милосердие.

Любовь- это чувство к матери, детям, семье.

Семья – это союз двух любящих людей

В семье должна царить любовь друг к другу

Только в семье человек может узнать истинную любовь.

С    Действительно, мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел.

Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию

С    1.Предположите, какую связь с уроком несет в себе это фото?

2.Символом какого праздника является ромашка?

С     .мы с обучающимися нашей школы проводили акцию «Ромашка любви», на сайте школы вы можете познакомиться с мероприятием подробнее.

здесь можно также посмотреть фильм «Повесть о Петре и Февронии. История любви»

1.Ромашка-символ семьи, любви и верности

2.8 июля День семьи, любви и верности.

3.Выход в Интернет

http://rt1935.narod.ru/vetochki/2016-2017/akcia08_07_16.htm

С     Работа  с использованием ЭОР

ЭОР соотнеси автора и картину

ЭОР по теме кроссворд

ЭОР викторина

1.Сообщения обучающихся.

2.Выполнение инд.задания

3.Презентация собственных работ

Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии , что поможет нам понять, какие качества помогли героям  «Повести…» создать и сохранить семью А еще справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

С      Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

-Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода  либо положительный образ, либо отрицательный.  Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

-Что мешает ему поступить иначе?

-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. 

-Быть невысокомерным, значит быть какаим?  

-Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?

-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

-Обладает ли ими Петр? Запишем их.

-Какие еще черты  раскрываются в характере Петра?

-Назовите  поступки героя, которые подтверждают   эти качества . Докажите текстом.

Работа с текстом С    Приложение1.См внизу

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, , ходит в церковь, молится,  терпит болезнь,  но с другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на Февронии, хотя дал слово.)

Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

(Феврония помогает Петру одержать победу над злом   в себе, а точнее,  сила любви Февронии. )

(Добросердечи,  невысокомерие)

(Кротким, смиренным)

(Мужеством)

(Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

 ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

С     Характеристика Февронии

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?

-Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

С.    Заглянем в дом к Февронии.  

1. Анализ эпизода

Откроем волшебную шкатулку

Что это такое и как связано с Февронией? Петром?

- Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии.

-С какой целью автор использует загадки в тексте?

(Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

- Что еще доказывает мудрость героини?

-Значит какой чертой обладает Феврония? Запишем.

-На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

 

-О чем это говорит? (О какой черте х-ра это говорит? )

-Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком?

(Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.

 (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

Эпизод «Гонец в доме Февронии»

Это лен

Это чурочка

1.плохо, когда дом без ушей, а горница без очей

2.Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть

3. " льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане

Не помазала ему один струп.

(мудростью)

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

(Феврония ткала не случайно, что она хорошая хозяйка)

С.Приложение2 см внизу

Работа в группах

-Ребята, как завершается жизненный путь  Петра и Февронии? 

С        .Посмотрим видеофрагмент.

___________________________________

С      Работа с предметами-символами

-Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета:  лестница,  тропа и  круг. 

-Что такое лестница?

-Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? 

-Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном  месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

     -А что такое тропа?  

     -Каким будет  жизненный путь человека, если его  представить в виде тропы?

-А вот круг –это очень важный символ.

-  С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ.

- Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же   предметами, то какой предмет вы выберете? 
 Какой символ вы педпочли бы для своего жизненного пути?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

Просмотр видеофрагмента «Смерть Петра и Февронии»

___________________________

Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

(Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

 

Тропа- протоптанная дорожка

Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

(Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень -  борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя   2 ступень -  болезнь Петра и испытания   3 ступень -     борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень -  кротость и верность  заповедям Божьим, святость.) 

(Круг.  Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её  жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония  обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.

- Ребята, вот  мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

С               Рефлексия

Из шкатулки уч-ся достают и дают определение

Какие качества помогают  Петру и Февронии преодолеть трудности и построить семью, основанную на любви.

Мужество

Добросердечие

Кротость

Смирение

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Достаньте из волшебной шкатулки символ семьи, любви и верности и назовите качество которое помогло героям и , возможно, поможет и вам создать крепкую семью.

Мудрость

Добросердечие

Трудолюбие

Милосердие

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

Чудесный дар

Верность

Кротость, смирение

С             Итог урока.

1. В чем основная ценность книги?

2.Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

-А в современное время эти качества ценятся?

3.Какова же основная идея повести? 

  1. Читая, мы можем найти многое для себя.
  2. (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. )

2.Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

3.Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести

 Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.

С     Своей жизнью Петр и Феврония  показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века  в век, из поколения в поколение,  должно быть в человеке. Давайте и мы  будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

С.   Выставка книг

Д/з  Дать развернутый ответ на вопрос:

«Чему учат нас герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии»

Приложение1.

Верность заповедям Божьим ,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» - с.55

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» - с.62

Мудрость

 Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55

Любовь и верность близким

 Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60

Умение прощать

 Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

Приложение2

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не  скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –с.60

Чудесный дар

 Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра» -с.60

Кротость, смирение

 Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Приложение 1

Тест

 (+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла.

 (–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

 (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись

           язвы.

 (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.)

 (–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

 (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один

           струп, чтобы проверить его.

 (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

 (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

 (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.

 (+) 10. Их причислили к лику святых.

 (+) 11. У них не было детей.

 (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы

             воздух с ликами святых.

 (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.

 (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.

 (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Приложение 2

Словарь

Отрок

струп

обиняк

навет сирый

преставится

просвещение

праведный

благочестие

ладан

фимиам

инок

канонизировать

В ходе словарной работы ученица дает лексическое толкование каждому слову.

Они впервые встретились, когда ему было 16 лет, а ей 12. Между ними сразу зародилась сердечная дружба, они очень понравились друг другу. Несмотря на то, что они жили далеко друг от друга, нежные чувства в их душах укреплялись, возрастали в желание быть вместе всю жизнь. Дружба длилась 5 лет.

Когда ему исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак. Эта история происходила в России в начале века, и, согласно законам того времени, он достиг совершеннолетия. Однако ответ отца был краток: “Ты очень молод, для женитьбы еще есть время”. Такова была родительская воля. Почитай отца своего -гласит пятая заповедь: что сказано отцом, то есть закон. Молодой человек Безропотно смирился и стал ждать. Прошло еще 5 лет. Чувства молодых окрепли окончательно, они смогли противостоять всем искушениям и соблазнам. Терпением и кроткой покорностью родительской воле, при этом имея непоколебимое желание соединить свои две жизни в одну, они дождались изменения решения родителей и получили благословение на брак.
Сердечная дружба на протяжении десяти долгих лет ожидания перешла в святую, беззаветную, самоотверженную и все возрастающую любовь. Эта любовь соединила их жизни, дала рождение пятерым детям и перешла в Вечность.

То была семья…. (сказать самим)  святых царственных мучеников Императора Николая II и Александры Феодоровны Романовых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".

Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....

Мастер-класс (урок) по теме: "Строение и работа сердца"

Данный урок разработан по требованиям ФГОС 2 поколения.  К разработке конспекта урока прилагается презентация. Ввиду большого объема фильмы закачать не удалось....

Мастер-класс для родителей Тема: «Недостатки произношения звонких звуков (оглушение)»

В последнее время у детей дошкольного возраста отмечается нарушения речи, связанные  оглушением звонких звуков.Такие нарушения называются - оглушение звонких звуков.Согласные  звуки - ...