РП и КТП по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данный материал разработан по программе Г.С.Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Болдыревская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Болдыревская ООШ»
Приказ № от 2016 г.
_____________ Долгалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
учителя русского языка и литературы
Степановой Элады Георгиевны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Литература. 9 класc
Раздел I. Пояснительная записка
- Область применения программы
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 « Об утверждении СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
- Рекомендации министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № мд-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г/4.11-4851/М «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Авторская программа по литерауре для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл.: основной курс (автор-составитель Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № от 2016 г « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений ростовской области на 2016-2017 учебный год»
- Основная образовательная программа основного общего образования на 2016-2017 учебный год МБОУ «Болдыревская ООШ».
- Годовой учебный план МБОУ «Болдыревская ООШ» на 2016-2017 уч.г.
- «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметоа, дисциплин (модулей) МБОУ «Болдыревская ООШ»
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, место учебного предмета в учебном плане, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, результаты освоения учебного курса.
- Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией Г.С. Меркина.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
1.3 Состав УМК:
*Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт. – сост. Г.С. Меркин.- 9 –е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. -344с.
* Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. -5 –изд., испр. и доп. - М,: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.-200с.
* Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово»/Авт. И сост. Е.А. Виноградова, Т.А. Кузнецова, Е.А. Князева. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 160с.;
*Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Тематическое планирование с учетом регионального компонента;
*Зинин С.А. Методическое пособие 9 класс;
*Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 9 класс» в 2ч.; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся будет обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, поэтому использованы такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- анализ и интерпретация произведений;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы, доклады, рефераты, чтение наизусть.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Большинство детей данного класса характеризуются средним интеллектуальным и речевым развитием, у них в достаточной степени развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они воспринимают переносное значение слова, умеют объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению собственных текстов, работе по осмыслению прочитанного.
1.4 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 9 классе предполагается обучение в объёме 102 часов (по 3 учебных часа в неделю в течение 34 учебных недель).
В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 9 классе реализуется программа базового уровня.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
1.5 Структура программы
Модуль | Содержание модуля | Кол-во часов |
Введение | Великие сеятели разумного, доброго, вечного. Роды и жанры литературных произведений | 2 |
Древнерусская литература | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. «Печальная повесть о походе Игоревом» Патриотический пафос произведения. Образ автора «Слова…», художественные особенности проиведения Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Теория: летопись, героическая поэма, историческая песнь, плач. | 5 |
Русская литература 18 века | Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт. Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова. Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин» Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция. Идеал честного человека в комедии «Недоросль». «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» .Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении. Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века. Теория: панегирик, сатира,жанр оды, интрига, сентиментализм, литература путешествий, принцип «трех единств», теория «трех штилей», классицизм. | 12 |
Русская литература 19 века | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности». «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику». А.С.Грибоедов Личность и судьба. Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Фамусовское общество. Анализ сцены бала. Смысл названия комедии «Горе от ума». Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (обучение анализу критической статьи). А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина Дружба и друзья в лирике поэта. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина Адресаты лирики. Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Образы природы в лирике А.С.Пушкина. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина. «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров. История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения. «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге. «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне. Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна. «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский. «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью». Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа. Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине. Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова. Тема России. Характер лирического героя его поэзии. «Герой нашего времени». История создания, композиция романа. «Странный человек» Г.А.Печорин. Печорин как «портрет поколения». «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений .Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации. Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов. Чичиков и чичиковщина. Литература второй половины XIX века. Обзор Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова. А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского. Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок». Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность». Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь». Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя. Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского. А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» Теория: элегия, баллада, песня, дружеское послание, монолог, диалог, двуединый конфликт, трагикомедия, любовная интрига, финал-катастрофа , политическая ода, байронические мотивы, трагедия, «онегинская строфа». | 68 |
Русская литература 20 века | А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник». Русские поэты Серебряного века. А.Блок «В поэтической мастерской поэта». С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта. В.В.Маяковский Новаторство поэта. М.И.Цветаева Судьба и творчество. А.Ахматова Жизнь и творчество М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце». М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»). А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Новейшая русская проза. Теория: Модернизм. Реализм как литературное направление. | 15 |
1.6 Контроль реализации программы.
Модуль | Название работы | Дата проведения |
Древнерусская литература | Написание сочинения на одну из тем: 1.Образ князя Игоря. 2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве». 3.Образ Ярославны в «Слове…». 4. Тема Русской земли в «Слове…». | |
Русская литература 18 века | Самостоятельная письменная работа на тему «Идеал честного человека в комедии «Недоросль». Составление таблицы «Литература XVIII века». Тестовая проверочная работа. | |
Русская литература 19 века | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи. Литературная игра. Работа над сочинением по «Горе от ума». Работа над сочинением: 1.Сочинение-рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?» 2.Сочинение-размышление «Онегин как «лишний человек» 3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?» 4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 6. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. Тест по творчеству А. С. Пушкина Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Тест по творчеству Н. В. Гоголя Изложение с творческим заданием по поэме «Мертвые души» Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | |
Русская литература 20 века | Анализ стихотворений поэтов XX века. Письменная работа на тему « Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего». Итоговый тест. |
Оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение./.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Виды учебной деятельности | Результат обучения | Кол-во часов | ||
1 | Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу | Знать особенности историко-литературного процесса. | 1 | ||||
2 | Древнерусская литература. Древнерусская литература – «начало всех начал». | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям | Знать: особенности образной системы древнерусской литературы, Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). | 1 | ||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ |
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст «Слова…» | 1 | ||||
4 | Основная идея «Слова…». | Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом | Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…» | 1 | ||||
5 | Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению | Работа с текстом, характеристика героев | Уметь выразительно читать текст «Слова…» | 1 | ||||
6 | Характеристика русской литературы XVIII в. | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами | Знать: понятие «классицизм», основные черты классицизма. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | 1 | ||||
7 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. | Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений | Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. | 1 | ||||
8 | «Разговор с Анакреоном». | Анализ стихотворения | Уметь выразительно читать тексты стихотворений М. В. Ломоносова. | 1 | ||||
9 | Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник». | Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом | Знать основные вехи биографии Г. Р. Державина. | 1 | ||||
10 | Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». | Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы | Уметь выразительно читать тексты стихотворений Г. Р. Державина | 1 | ||||
11 | Подвиг А.Н. Радищева Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». | Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию | Знать основные этапы жизни и творчества Радищева. | 1 | ||||
12 | Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», | Знать об особенностях жанра путешествия | 1 | ||||
13 | ТЕСТ « ОТ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА» | Самостоятельная работа | Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу | 1 | ||||
14 | Урок-лекция «Литература русского романтизма первой четверти 19 века». | Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы | Знать основные черты и свойства романтизма в России. | 1 | ||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы | 1 | |||||
16 | Анализ элегии «Море». | Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия» | Знать особенности жанра элегии. | 1 | ||||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века | Знать биографию А.С. Грибоедова и творческую историю комедии «Горе от ума» | 1 | ||||
18 | Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении. | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» | Уметь анализировать монолог | 1 | ||||
19 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. | Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов | 1 | |||||
20 | «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении). | Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа | Знать об особенностях образа Молчалина. | 1 | ||||
21 | «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. | Комментированное чтение, чтение наизусть монологов Чацкого или Фамусова, анализ текста комедии, составление схем | Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; называть черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа | 1 | ||||
22 | «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа | 1 | |||||
23 | РР И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. | Составление плана, тезисов, конспектирование. | Уметь работать с критической статьей. | 1 | ||||
24 | «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. | Выступления учащихся ,комментированное чтение, словарная работа, беседа по содержанию | 1 | |||||
25 | РР Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Отбор материала, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение по литературному произведению. | 1 | ||||
26 | Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума». | Самостоятельная работа | 1 | |||||
27 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока | Знать основные этапы жизненного пути А.С.Пушкина | 1 | ||||
28 | Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». | Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа | Уметь анализировать стихотворение | 1 | ||||
29 | Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | 1 | |||||
30 | «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества. | Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям | Знать содержание поэм. | 1 | ||||
31 | А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». | Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа | Уметь выразительно читать стихотворения. | 1 | ||||
32 | Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина | Обучение анализу лирического стихотворения. | Уметь делать анализ лирического стихотворения. | 1 | ||||
33 | Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии». | Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа | Знать содержание «Маленьких трагедий». | 1 | ||||
34 | Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений | Знать содержание романа «Евгений Онегин». | 1 | ||||
35 | «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. | Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции | 1 | |||||
36 | Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский. | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов | 1 | |||||
37 | Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны» | Знать: особенности сюжета романа, систему образов, уметь: работать с опорной схемой. | 1 | ||||
38 | Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. | Развёрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5 | 1 | |||||
39-40 | Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. Образы провинциального и столичного дворянства. | Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского | Уметь составлять устное сообщение по теме урока. | 2 | ||||
41 | Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин». | Беседа с опорой на текст, Анализ 8 главы, комментированное чтение эпизодов | Знать о роли лирических отступлений в тексте романа. | 1 | ||||
42-43 | РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». Написание сочинения. | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | 2 | ||||
44 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта». | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа | Знать творческую биографию поэта, об особенностях ранней лирики поэта. | 1 | ||||
45 | Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа | Уметь анализировать стихотворения | 1 | ||||
46 | Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. | Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа | Знать об особенностях интимной лирики поэта. | 1 | ||||
47 | Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова | Чтение наизусть, слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа | Знать о композиционных особенностях стихотворения «Дума». | 1 | ||||
48 | «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. | Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся | Знать содержание романа. | 1 | ||||
49 | Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Уметь составлять рассказ о герое по плану. | 1 | ||||
50 | Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Уметь сопоставлять поступки, характеры героев, | 1 | ||||
51 | Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Знать основные этапы анализа эпизода художественного текста. | 1 | ||||
52 | Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций). | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, работа по иллюстрациям, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Уметь видеть мастерство «дневниковых» страниц романа Лермонтова. | 1 | ||||
53 | Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе. | Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы | Уметь работать с критической статьей. | 1 | ||||
54 | Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». | Самостоятельная работа | Уметь выполнять тест по содержанию романа. | 1 | ||||
55 | РР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на заданную тему по произведению. | 1 | ||||
56-57 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина | Уметь строить монологическую речь, составлять аналитические вопросы. | 2 | ||||
58 | Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения. | Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | Знать содержание поэмы «Мертвые души». | 1 | ||||
59 | «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь составлять план и кратко пересказывать текст. | 1 | ||||
60 | Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». | Беседа, составление сопоставительной таблицы комментированное чтение, работа по иллюстрациям | Уметь давать характеристику героям поэмы по предложенному плану. | 1 | ||||
61 | Образ Ноздрева в поэме. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь производить сравнительный анализ героев произведения. Выявлять средства художественной выразительности, используемые автором для обрисовки образов. | 1 | ||||
62 | Образ Собакевича в поэме. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь давать характеристику герою. | 1 | ||||
63 | Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души». | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь выявлять детали при работе с образом героя произведения. | 1 | ||||
64-66 | Образ Чичикова в произведении Гоголя. Образы чиновников в поэме Гоголя. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | 3 | |||||
67-69 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души». Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению. | Реализация домашнего задания; беседа, комментированное чтение | Знать о роли лирических отступлений и значении пейзажа в поэме. Уметь выполнять предложенный тест по содержанию произведения. | 3 | ||||
70 | РР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | 1 | ||||
71 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать о художественном своеобразии лирики Тютчева. | 1 | ||||
72 | А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать биографию Фета. Уметь интерпретировать стихотворения | 1 | ||||
73 | Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать об особенностях гражданской лирики Некрасова. | 1 | ||||
74 -76 | Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди», | Знать основные вехи творческой биографии Достоевского. | 3 | ||||
77-78 | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». | Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов | Знать содержание повести «Юность». | 2 | ||||
79-80 | А. П. Чехов Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. | Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа | Знать содержание рассказов Чехова. | 2 | ||||
81 | Тестирование по теме «Литература 19 века». | Самостоятельная работа | 1 | |||||
82 | Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». | Лекция, запись основных положений лекции | Знать о своеобразии поэзии Серебряного века. | 1 | ||||
83 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | Выступление ученика, слово учителя. | Знать содержание рассказа «Челкаш». | 1 | ||||
84 | . Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | Беседа по содержанию, чтение по ролям отдельных сцен | Знать содержание рассказа «Челкаш». | 1 | ||||
85-88 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений | Уметь выполнять имманентный анализ поэтического текста | 4 | ||||
89 | РР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение по типу рецензии. | |||||
90 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. | Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа | Уметь составлять цитатный план для характеристики персонажа. | 1 | ||||
91 | Пафос произведения и авторская позиция | Аналитическая беседа | Анализ прозаического произведения | 1 | ||||
92 | М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся | Уметь составлять цитатный план. | 1 | ||||
93 | Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи | Беседа с элементами анализа текста. | Характеристика героев | 1 | ||||
94 | . Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | Аналитическая беседа | Анализ прозаического произведения | 1 | ||||
95 | В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». | Сообщение учащихся, беседа по содержанию | Знать основные вехи творческой биографии писателя. | 1 | ||||
96 | Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | Беседа с элементами анализа текста. | Характеристика героев | 1 | ||||
97 | А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». | Сообщение ученика, слово учителя, работа по тексту | Знать о художественном своеобразии лирики Твардовского. | 2 | ||||
98 | Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. | Анализ лирического произведения | Анализ лирического произведения | |||||
99-100 | Итоговое тестирование. | Уметь выполнять итоговый тест. | 1 | |||||
101-102 | Итоговые уроки Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 |
7 Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
3. Учебник «Литература 8 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 3-х частях.-8-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
Таблицы
Теория литературы
- Роды литературы
- Художественные системы в литературе
- Классицизм. Сентиментализм
- Романтизм. Модернизм
- Реализм как литературное направление
- Темы и мотивы в литературе
- Жанры лирики
- Жанры лирики
- Рифма
- Принципы ритмической организации стихотворений
- Строфа
- Виды строф в лирике
- Виды строф в лирике
- Твёрдые стихотворные рифмы
- стихосложение
- Лирический герой
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Электронные пособия
Литература
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”..
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Реализация учебного предмета требует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
- экран;
Учебно-наглядные пособия
Комплекты:
- видеофильмов, аудиокассет;
- портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
- программные иллюстрации.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
- текстовый редактор MS Word;
- графический редактор Paint;
- программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
- издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;
- программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;
- программа MS Power Point.
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного Педагогическим советом Заместитель директора по УВР
методического объединения МБОУ «Болдыревская ООШ» ________Медведева З.В.
учителей русского языка и литературы № от 2016 г.
от____________№________
___________ Лысенко О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173120-1357479104.jpg)
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-124178-1382991763.png)
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-521352-1420282827.jpg)
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1218191-1581499678.jpg)
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
- Мне нравится (1)