РП и КТП по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данный материал разработан по программе Г.С.Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_literatura.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Болдыревская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Болдыревская ООШ»
Приказ № от 2016 г.
_____________ Долгалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
учителя русского языка и литературы
Степановой Элады Георгиевны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Литература. 9 класc
Раздел I. Пояснительная записка
- Область применения программы
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 « Об утверждении СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
- Рекомендации министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № мд-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г/4.11-4851/М «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Авторская программа по литерауре для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл.: основной курс (автор-составитель Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № от 2016 г « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений ростовской области на 2016-2017 учебный год»
- Основная образовательная программа основного общего образования на 2016-2017 учебный год МБОУ «Болдыревская ООШ».
- Годовой учебный план МБОУ «Болдыревская ООШ» на 2016-2017 уч.г.
- «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметоа, дисциплин (модулей) МБОУ «Болдыревская ООШ»
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, место учебного предмета в учебном плане, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, результаты освоения учебного курса.
- Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией Г.С. Меркина.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
1.3 Состав УМК:
*Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт. – сост. Г.С. Меркин.- 9 –е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. -344с.
* Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. -5 –изд., испр. и доп. - М,: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.-200с.
* Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово»/Авт. И сост. Е.А. Виноградова, Т.А. Кузнецова, Е.А. Князева. – 2-е изд., испр. и доп. – М,: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 160с.;
*Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Тематическое планирование с учетом регионального компонента;
*Зинин С.А. Методическое пособие 9 класс;
*Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 9 класс» в 2ч.; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся будет обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, поэтому использованы такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание изложений с элементами сочинения;
- анализ и интерпретация произведений;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы, доклады, рефераты, чтение наизусть.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Большинство детей данного класса характеризуются средним интеллектуальным и речевым развитием, у них в достаточной степени развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они воспринимают переносное значение слова, умеют объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению собственных текстов, работе по осмыслению прочитанного.
1.4 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 9 классе предполагается обучение в объёме 102 часов (по 3 учебных часа в неделю в течение 34 учебных недель).
В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 9 классе реализуется программа базового уровня.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
1.5 Структура программы
Модуль | Содержание модуля | Кол-во часов |
Введение | Великие сеятели разумного, доброго, вечного. Роды и жанры литературных произведений | 2 |
Древнерусская литература | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. «Печальная повесть о походе Игоревом» Патриотический пафос произведения. Образ автора «Слова…», художественные особенности проиведения Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Теория: летопись, героическая поэма, историческая песнь, плач. | 5 |
Русская литература 18 века | Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт. Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова. Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин» Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция. Идеал честного человека в комедии «Недоросль». «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза» .Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении. Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века. Теория: панегирик, сатира,жанр оды, интрига, сентиментализм, литература путешествий, принцип «трех единств», теория «трех штилей», классицизм. | 12 |
Русская литература 19 века | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности». «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику». А.С.Грибоедов Личность и судьба. Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Фамусовское общество. Анализ сцены бала. Смысл названия комедии «Горе от ума». Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (обучение анализу критической статьи). А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина Дружба и друзья в лирике поэта. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина Адресаты лирики. Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Образы природы в лирике А.С.Пушкина. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина. «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров. История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения. «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге. «Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в деревне. Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна. «И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский. «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью». Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа. Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине. Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…» Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова. Тема России. Характер лирического героя его поэзии. «Герой нашего времени». История создания, композиция романа. «Странный человек» Г.А.Печорин. Печорин как «портрет поколения». «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений .Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации. Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов. Чичиков и чичиковщина. Литература второй половины XIX века. Обзор Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова. А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского. Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок». Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность». Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь». Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя. Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского. А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» Теория: элегия, баллада, песня, дружеское послание, монолог, диалог, двуединый конфликт, трагикомедия, любовная интрига, финал-катастрофа , политическая ода, байронические мотивы, трагедия, «онегинская строфа». | 68 |
Русская литература 20 века | А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник». Русские поэты Серебряного века. А.Блок «В поэтической мастерской поэта». С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта. В.В.Маяковский Новаторство поэта. М.И.Цветаева Судьба и творчество. А.Ахматова Жизнь и творчество М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце». М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»). А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Новейшая русская проза. Теория: Модернизм. Реализм как литературное направление. | 15 |
1.6 Контроль реализации программы.
Модуль | Название работы | Дата проведения |
Древнерусская литература | Написание сочинения на одну из тем: 1.Образ князя Игоря. 2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве». 3.Образ Ярославны в «Слове…». 4. Тема Русской земли в «Слове…». | |
Русская литература 18 века | Самостоятельная письменная работа на тему «Идеал честного человека в комедии «Недоросль». Составление таблицы «Литература XVIII века». Тестовая проверочная работа. | |
Русская литература 19 века | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи. Литературная игра. Работа над сочинением по «Горе от ума». Работа над сочинением: 1.Сочинение-рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?» 2.Сочинение-размышление «Онегин как «лишний человек» 3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?» 4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 6. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. Тест по творчеству А. С. Пушкина Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Тест по творчеству Н. В. Гоголя Изложение с творческим заданием по поэме «Мертвые души» Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?» | |
Русская литература 20 века | Анализ стихотворений поэтов XX века. Письменная работа на тему « Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего». Итоговый тест. |
Оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение./.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Виды учебной деятельности | Результат обучения | Кол-во часов | ||
1 | Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу | Знать особенности историко-литературного процесса. | 1 | ||||
2 | Древнерусская литература. Древнерусская литература – «начало всех начал». | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям | Знать: особенности образной системы древнерусской литературы, Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). | 1 | ||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ |
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст «Слова…» | 1 | ||||
4 | Основная идея «Слова…». | Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом | Уметь находить средства художественной выразительности в тексте «Слова…» | 1 | ||||
5 | Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению | Работа с текстом, характеристика героев | Уметь выразительно читать текст «Слова…» | 1 | ||||
6 | Характеристика русской литературы XVIII в. | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами | Знать: понятие «классицизм», основные черты классицизма. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | 1 | ||||
7 | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. | Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений | Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. | 1 | ||||
8 | «Разговор с Анакреоном». | Анализ стихотворения | Уметь выразительно читать тексты стихотворений М. В. Ломоносова. | 1 | ||||
9 | Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник». | Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом | Знать основные вехи биографии Г. Р. Державина. | 1 | ||||
10 | Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». | Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы | Уметь выразительно читать тексты стихотворений Г. Р. Державина | 1 | ||||
11 | Подвиг А.Н. Радищева Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». | Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию | Знать основные этапы жизни и творчества Радищева. | 1 | ||||
12 | Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», | Знать об особенностях жанра путешествия | 1 | ||||
13 | ТЕСТ « ОТ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА» | Самостоятельная работа | Уметь систематизировать изученный материал, составлять таблицу | 1 | ||||
14 | Урок-лекция «Литература русского романтизма первой четверти 19 века». | Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы | Знать основные черты и свойства романтизма в России. | 1 | ||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы | 1 | |||||
16 | Анализ элегии «Море». | Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия» | Знать особенности жанра элегии. | 1 | ||||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века | Знать биографию А.С. Грибоедова и творческую историю комедии «Горе от ума» | 1 | ||||
18 | Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении. | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» | Уметь анализировать монолог | 1 | ||||
19 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. | Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов | 1 | |||||
20 | «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении). | Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа | Знать об особенностях образа Молчалина. | 1 | ||||
21 | «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. | Комментированное чтение, чтение наизусть монологов Чацкого или Фамусова, анализ текста комедии, составление схем | Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; называть черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа | 1 | ||||
22 | «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. | Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа | 1 | |||||
23 | РР И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. | Составление плана, тезисов, конспектирование. | Уметь работать с критической статьей. | 1 | ||||
24 | «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. | Выступления учащихся ,комментированное чтение, словарная работа, беседа по содержанию | 1 | |||||
25 | РР Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Отбор материала, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение по литературному произведению. | 1 | ||||
26 | Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума». | Самостоятельная работа | 1 | |||||
27 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока | Знать основные этапы жизненного пути А.С.Пушкина | 1 | ||||
28 | Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». | Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа | Уметь анализировать стихотворение | 1 | ||||
29 | Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | 1 | |||||
30 | «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества. | Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям | Знать содержание поэм. | 1 | ||||
31 | А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». | Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа | Уметь выразительно читать стихотворения. | 1 | ||||
32 | Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина | Обучение анализу лирического стихотворения. | Уметь делать анализ лирического стихотворения. | 1 | ||||
33 | Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии». | Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа | Знать содержание «Маленьких трагедий». | 1 | ||||
34 | Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений | Знать содержание романа «Евгений Онегин». | 1 | ||||
35 | «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. | Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции | 1 | |||||
36 | Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский. | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов | 1 | |||||
37 | Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны» | Знать: особенности сюжета романа, систему образов, уметь: работать с опорной схемой. | 1 | ||||
38 | Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. | Развёрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5 | 1 | |||||
39-40 | Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. Образы провинциального и столичного дворянства. | Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского | Уметь составлять устное сообщение по теме урока. | 2 | ||||
41 | Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин». | Беседа с опорой на текст, Анализ 8 главы, комментированное чтение эпизодов | Знать о роли лирических отступлений в тексте романа. | 1 | ||||
42-43 | РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». Написание сочинения. | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | 2 | ||||
44 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта». | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа | Знать творческую биографию поэта, об особенностях ранней лирики поэта. | 1 | ||||
45 | Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа | Уметь анализировать стихотворения | 1 | ||||
46 | Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. | Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа | Знать об особенностях интимной лирики поэта. | 1 | ||||
47 | Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова | Чтение наизусть, слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа | Знать о композиционных особенностях стихотворения «Дума». | 1 | ||||
48 | «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. | Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся | Знать содержание романа. | 1 | ||||
49 | Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Уметь составлять рассказ о герое по плану. | 1 | ||||
50 | Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов | Уметь сопоставлять поступки, характеры героев, | 1 | ||||
51 | Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Знать основные этапы анализа эпизода художественного текста. | 1 | ||||
52 | Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций). | Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, работа по иллюстрациям, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения | Уметь видеть мастерство «дневниковых» страниц романа Лермонтова. | 1 | ||||
53 | Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе. | Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы | Уметь работать с критической статьей. | 1 | ||||
54 | Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». | Самостоятельная работа | Уметь выполнять тест по содержанию романа. | 1 | ||||
55 | РР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на заданную тему по произведению. | 1 | ||||
56-57 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина | Уметь строить монологическую речь, составлять аналитические вопросы. | 2 | ||||
58 | Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения. | Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | Знать содержание поэмы «Мертвые души». | 1 | ||||
59 | «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь составлять план и кратко пересказывать текст. | 1 | ||||
60 | Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». | Беседа, составление сопоставительной таблицы комментированное чтение, работа по иллюстрациям | Уметь давать характеристику героям поэмы по предложенному плану. | 1 | ||||
61 | Образ Ноздрева в поэме. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь производить сравнительный анализ героев произведения. Выявлять средства художественной выразительности, используемые автором для обрисовки образов. | 1 | ||||
62 | Образ Собакевича в поэме. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь давать характеристику герою. | 1 | ||||
63 | Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души». | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | Уметь выявлять детали при работе с образом героя произведения. | 1 | ||||
64-66 | Образ Чичикова в произведении Гоголя. Образы чиновников в поэме Гоголя. | Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение | 3 | |||||
67-69 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души». Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению. | Реализация домашнего задания; беседа, комментированное чтение | Знать о роли лирических отступлений и значении пейзажа в поэме. Уметь выполнять предложенный тест по содержанию произведения. | 3 | ||||
70 | РР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение на литературную тему. | 1 | ||||
71 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать о художественном своеобразии лирики Тютчева. | 1 | ||||
72 | А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать биографию Фета. Уметь интерпретировать стихотворения | 1 | ||||
73 | Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Знать об особенностях гражданской лирики Некрасова. | 1 | ||||
74 -76 | Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди», | Знать основные вехи творческой биографии Достоевского. | 3 | ||||
77-78 | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». | Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов | Знать содержание повести «Юность». | 2 | ||||
79-80 | А. П. Чехов Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. | Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа | Знать содержание рассказов Чехова. | 2 | ||||
81 | Тестирование по теме «Литература 19 века». | Самостоятельная работа | 1 | |||||
82 | Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». | Лекция, запись основных положений лекции | Знать о своеобразии поэзии Серебряного века. | 1 | ||||
83 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | Выступление ученика, слово учителя. | Знать содержание рассказа «Челкаш». | 1 | ||||
84 | . Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | Беседа по содержанию, чтение по ролям отдельных сцен | Знать содержание рассказа «Челкаш». | 1 | ||||
85-88 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений | Уметь выполнять имманентный анализ поэтического текста | 4 | ||||
89 | РР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». | Отбор материала, выбор эпиграфа, составление сложного плана. | Уметь писать сочинение по типу рецензии. | |||||
90 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. | Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа | Уметь составлять цитатный план для характеристики персонажа. | 1 | ||||
91 | Пафос произведения и авторская позиция | Аналитическая беседа | Анализ прозаического произведения | 1 | ||||
92 | М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся | Уметь составлять цитатный план. | 1 | ||||
93 | Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи | Беседа с элементами анализа текста. | Характеристика героев | 1 | ||||
94 | . Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | Аналитическая беседа | Анализ прозаического произведения | 1 | ||||
95 | В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». | Сообщение учащихся, беседа по содержанию | Знать основные вехи творческой биографии писателя. | 1 | ||||
96 | Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | Беседа с элементами анализа текста. | Характеристика героев | 1 | ||||
97 | А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». | Сообщение ученика, слово учителя, работа по тексту | Знать о художественном своеобразии лирики Твардовского. | 2 | ||||
98 | Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. | Анализ лирического произведения | Анализ лирического произведения | |||||
99-100 | Итоговое тестирование. | Уметь выполнять итоговый тест. | 1 | |||||
101-102 | Итоговые уроки Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 |
7 Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
3. Учебник «Литература 8 класс» (Авт.- сост. Г.С.Меркин). В 3-х частях.-8-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
Таблицы
Теория литературы
- Роды литературы
- Художественные системы в литературе
- Классицизм. Сентиментализм
- Романтизм. Модернизм
- Реализм как литературное направление
- Темы и мотивы в литературе
- Жанры лирики
- Жанры лирики
- Рифма
- Принципы ритмической организации стихотворений
- Строфа
- Виды строф в лирике
- Виды строф в лирике
- Твёрдые стихотворные рифмы
- стихосложение
- Лирический герой
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
- Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Электронные пособия
Литература
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
- А.Грин “Алые паруса”..
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Реализация учебного предмета требует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
- экран;
Учебно-наглядные пособия
Комплекты:
- видеофильмов, аудиокассет;
- портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
- программные иллюстрации.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
- текстовый редактор MS Word;
- графический редактор Paint;
- программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;
- издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;
- программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;
- программа MS Power Point.
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного Педагогическим советом Заместитель директора по УВР
методического объединения МБОУ «Болдыревская ООШ» ________Медведева З.В.
учителей русского языка и литературы № от 2016 г.
от____________№________
___________ Лысенко О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
- Мне нравится (1)