Творчество Каюма Насыри
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок внеклассного чтения в 6 классе по творчеству Каюма Насыри "Книга о воспитании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творчество Каюма Насыри41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлов Андрей Юлианович - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

Тема урока: Творчество Каюма  Насыри, его «Книга о воспитании»

Тип урока: урок  комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: урок по литературе для 6 класса посвящен знакомству с творчеством Каюма Насыри и его  «Книгой о воспитании», построен как урок-исследование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

Технология: Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится  помощником и участником учебного процесса.

Развиваемые компетенции:

- Ценностно-смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

-Общекультурная  (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

-Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности,  целеполагание, анализ)

-Информационная  (владение различными средствами информации, поиск информации)

-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные – самостоятельное  формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста,  установление  причинно-следственных связей

Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать  в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

 Предметные: ознакомление с «Книгой о воспитании» Каюма Насыри; овладение навыками анализа текста·

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

Оборудование:  Учебное пособие «Литература», 6 класс(Ахбарова Г.Х.,Скиргайло Т.О.. Региональный компонент. – М.,2015, компьютерная презентация, проектор, портрет Каюма Насыри, иллюстрации  по творчеству Каюма Насыри, «Книга о воспитании».

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над высказываниями о языке.

Подготовка речевого аппарата к говорению

Предполагаемый ответ:

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

             Н.В.Гоголь

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  (И.С.Тургенев)          

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  Республики Татарстан.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих высказываний  и чем они различаются?

-Дайте лексическое значение слов «язык, просветитель»

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Зеленодольский район нашей республики  и вы познакомитесь  поближе  с известным татарским  писателем, этнографом Каюмом Насыри.

Виртуальная экскурсия (показ презентации)

Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет  тема  нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Просветитель -распространитель знаний, просвещения

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих  знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните известных татарских поэтов и писателей?

Что такое бюст? 

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Предполагаемый ответ:

Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка  и  заполнение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри»

(Показ презентации)

Беседа по презентации

-Где началась трудовая деятельность Каюма Насыри  и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое  «поучение»?  (было задано на дом)

Чтение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри», составленной  на основе презентации  «Биография Каюма Насыри»

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра «поучение», выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение  « наставление».

Групповая работа. 

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра «поучение, наставление». Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Поучение, наставление — это  поучающий, нравоучительный совет.

3.Мини-исследование в группе.

- А что такое наставление по Каюму Насыри?

Задание. Попробуйте дать определение данному термину, прочитав Наставление первое из «Книги о воспитании» Каюма Насыри.

  - А какое поучение содержит Наставление девятое Каюма Насыри?

«Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук» (стр.95 – Ахбарова Г.Х., Скиргайло  Т.О. Литература. Учебное пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». Региональный компонент. 6 класс. – М., 2015)

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Наставление -  поучение, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок, инструкция, руководство; увещевание, внушение, уговор, увещание, вразумление, поучение, указание, завет, инструктирование, наставленье, поученье, инструктаж, наводка, напутствие, наказ, проповедывание, памятка, рацея, отповедь, совет.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физминутка «Карлики-великаны»

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

Работа с наставлениями из «Книги о воспитании».

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с наставлениями Каюма Насыри из «Книги о воспитании». Ребята, у  каждой группы у нас есть свои Наставления, которые были заданы на дом. Прочитайте их нам всем.

- О чём говорится в ваших наставлениях?

Каждая группа читает наставления.

Дают развёрнутые ответы.

1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения Наставлений Каюма Насыри.

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение  Наставлений  Каюма Насыри?

 - Чему поучают они нам?

- Как чтец голосом передал характерные особенности поучений?
   — В каких ситуациях  эти наставления мы можем применять в жизни?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Групповая работа.

В группе выпишите  10  непонятных слов.

Предполагаемый словарь:

Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи.

Единственная наука, которая имеет отношение к религии,  это  богословие, поэтому учёный, занимающийся такой наукой - БОГОСЛОВ.

Фундаментальный, -основательный, глубокий . Напр.:Фундаментальное исследование.

Кушак - Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.

Невежа - невежливый, невоспитанный человек невежда - необразованный, малознающий.

Наставление - поучающий, нравоучительный совет.

Има́м — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.

МЕКТЕБЕ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов.

Медресе́ — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение Наставлений учащимися.

Чтение наставлений.

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к наставлению  вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями Наставлений  К.Насыри

Наглядный, частично-поисковый

- Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр буктрейлера по произведениям Каюма Насыри.

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие  Наставлений?

-Чьё прочтение наставлений  вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ наставлений.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

- В чём смысл  отцовских наставлений?

Отцовские наставления, какие они? Даем ли мы своим детям отцовские наставления, даем ли мы им наказ или жизненное правило, которое помогло бы им в будущем не сойти с пути истинного, не уронить своей чести и быть достойными продолжателями дела семьи.

Стоит ли это делать и будут ли наши дети относится к словам родительским с уважением и выполнять их? В наше время родитель для взрослых детей уже не тот что в прошлое время. Раньше хоть как-то выполнялось правило "почитай отца и мать" а нынче наши чада смотрят на нас как на людей каменного века, зачастую считая что молодой это значит "продвинутый". Родители - такие же люди, и абсолютной мудростью, увы, не обладают. Однако у них есть жизненный опыт, поделиться которым обязательно следует.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ наставлений.

1 Задание.

 1 группа.

1. Почему Каюм Насыри использует мораль в своих наставлениях?

2. В Наставлении девяносто шестом Каюм Насыри говорит о еде. Какой рукой принято есть в обществе?

3. Если к обеду собралось много людей, можно ли заставлять всех ждать тебя одного?

Защита своего мнения.

2 группа.

1. Какие эпитеты использует  писатель в своих наставлениях?

2.  Какие глаголы характерны в Наставлениях?

3.  Охарактеризуйте язык Наставлений Каюма Насыри.  Докажите свою  мысль, ссылаясь на тексты.

Защита своего мнения

3 группа.

1. В каких произведениях русских писателей присутствуют Наставления?

2. Чему они поучают?

3. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина главный герой Петр Гринёв какое наставление получает от отца?

Защита своего мнения

 2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление Наставлений Каюма Насыри  и отцовских наставлений.

Защита своего мнения

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание синквейна  по тридцать девятому Наставлению.

Итог своих результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте  Наставление, относящееся к учёбе в школе.

2. Инсценировка одного Наставления (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» своими смайликами.

Литература

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие  «Литература» для 6 класса. Региональный компонент. – М., 2015;

2. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань, 1977;

3. Насыри Каюм. Книга о воспитании;

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Каюм Насыйри – иҗатында халык тәрбиясе (шәфкатьлелек, рәнҗеш төшенчәләре)

Максат:1. Татар халык авыз иҗаты турында белемнәрне тулыландыру, үз  фикерләрен әйтергә өйрәтү.             2. Каюм Насыйри эшчәнлеге бе...

Каюм Насыйри "Әбүгалисина"

Каюм Насыйриның тормыш юлы һәм иҗаты турында белгәннәрне искә төшерү. “Әбугалисина” әсәре белән танышуны дәвам итү. Укучыларның   бәйләнешле сөйләм телен үстерү, сүз байлыгын арттыру. ...

Каюм Насыйри иҗатында халык медицинасы

•Максат: халкыбызның гигиена – сәламәтлек саклау буенча белемнәрен үстерүгә теләп , киң халык массалары өчен популяр телдә язылган К.Насыйри мирасын фәнни юнәлештә өйрәнеп , бүгенге буынга җиткерү.•...

диплом конкурса Каюм Насыри 2013

диплом об участии  в конкурсе...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.

Статья посвящена духовному наследию К.Насыйри....

Каюм Насыри хикәятләрендә әхлакый кыйммәтләр

Каюм Насыри хикәятләрендә әхлакый кыйммәтләр...

Имай Насыри "Еңелгән ятыу”повесы

Бирелгән материалды дәрестә һәм кластан тыш сарала ҡулланырға мөмкин....