Творчество Хасана Туфана "Прости мне, Родина..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по творчеству татарского поэта Хасана Туфана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество Хасана Туфана | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлов А.Ю. –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района РТ
«Прости мне, Родина, что я не соловей…»
(урок-презентация по творчеству татарского поэта Хасана Туфана)
Вид: урок-презентация;
Метод: словесно-исследовательский, с использованием компьютерной презентации.
Цели занятия:
-заинтересовать учащихся жизнью и творчеством татарского поэта Хасана Туфана, репрессированного на 16 лет;
- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность малой Родине, и прославление человека, и страстная любовь;
- отметить особенности поэтической манеры Х. Туфана;
- воспитание любви к творчеству поэта, поэзии, родному краю.
Оформление урока: портрет поэта; фотографии; вырезки из газет и журналов, оформленные в отдельный стенд; выставка книг Х. Туфана; иллюстрации учащихся к произведениям поэта, компьютер, мультимедийный проектор.
Учащиеся разбиваются на пять групп. Задания к уроку получены заранее.
1 группа – литературоведы (готовят к уроку сообщения о жизни и творчестве Хасана Туфана)
2 группа – чтецы (учат наизусть стихи поэта, готовят краткий анализ лирических произведений)
3 группа – журналисты (оформляют презентацию, посвящённую жизни и творчеству поэта)
4 группа - художники (готовят иллюстрации к произведениям Туфана)
5 группа - музыканты (готовят музыкальное сопровождение занятия)
Эпиграф:
Прости мне, Родина,
что я не соловей,
что я твой барабанщик скромный!
Хасан Туфан
Урок-презентация по теме «Прости мне, Родина, что я не соловей…» (по творчеству татарского поэта Хасана Туфана) проводится с использованием национально-регионального компонента.
Ход урока
Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Слайды №№1-3.
1. Слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-презентацию по творчеству нашего легендарного земляка, уроженца деревни Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан, татарского поэта-классика Хасана Туфана. На нашей аксубаевской земле родилось много известных людей. Это – Нажиб Думави и Николай Шелеби, Хасан Туфан и Ефрем Еллиев, Газиз Кашапов, и Михаил Сениэль, Набиря Гиматдинова и Иван Егоров, и многие другие. Конечно, каждый из перечисленных личностей оставил свой след в литературе, или оставляет его, по-особенному. Но среди них мне хочется отметить творчество Хасана Туфана неугомонностью, буйным нравом, так как он, как и Хади Такташ, Адель Кутуй, Кави Наджми и Муса Джалиль, участвовал в закладке фундамента новой татарской поэзии. Искал, ошибался, находил. Пополнил «золотой фонд» татарской поэзии. Надеемся, что его голос не только был и остался в литературе, но и есть, и будет звучать очень долго, несмотря на его скромные слова: «Прости мне Родина, что я не соловей, что я твой барабанщик скромный!», потому что Хасан абый писал сердцем.
- А для продолжения презентации, я передаю слово нашим литературоведам-ведущим. От них мы узнаем более подробно о жизни и творчестве этого замечательного человека.
Слайд №4.
Ведущий 1. Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Чтец 1 (Стихотворение «Жизнь»)
Слайд №5.
Ведущий 2. Весной 1914 года братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе «Галия». Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С. Рамиевым, М. Гафури и С. Сунчалеем.
Чтец 2 (Стихотворение «На ветру качаются ромашки»)
Слайд №6.
Ведущий 1. В 1918-1924 гг. Хасан Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. – в школе слободы «Бишбалта» г. Казани.
Чтец 3 (Стихотворение «Белая берёза»)
Слайд №7.
Ведущий 2. В 1928-1930 гг. Хасан абый совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Чтец 4
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих – итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
Слайд №8.
Ведущий 1. Вернувшись из поездки, поэт в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарём журнала «Совет эдэбияты» (ныне «Казан утлары»).
Чтец 5 (Стихотворение «Мой путь»)
Слайд №9.
Ведущий 2. В 1940 году наш земляк был репрессирован и на долгие годы отлучён от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 году он возвращается в Казань.
Чтец 6 (Стихотворение «Чьи руки теплее?»)
Слайд №10.
Ведущий 1. Хасан Туфан начал печататься в 1924 году. А через два-три года о нём уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Поэт одним из первых привнёс в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
Чтец 7 (Стихотворение «А ты послушай»)
Слайд №11.
Ведущий 2. С середины 30 гг. 20 века в творчестве Хасана Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Чтец 8
И в чужих лесах и рощах есть берёзы,
Есть берёзы средь чужих полей,
Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы
Лишь берёзы родины моей.
Слайд №12.
Ведущий 1. Поэзия Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
Чтец 9
О Родина, тебя принять прошу
Огонь стихов, как совесть, непродажных, -
Сейчас, пока живу, пока дышу,
Или потом, когда – неважно!
Слайд №13.
Ведущий 2. В 50-60-х гг. поэзия нашего земляка достигает новых высот. Он создаёт целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряжённость мысли.
Чтец 10
То ль как солнце, ты была светла,
То ли нежность матери хранила, -
Много брал я у тебя тепла,
Если сердце стужа леденила.
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я ещё сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Слайд №14.
Ведущий 1. За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х. Туфану в 1966 году присуждена Государственная премия Татарстана им. Г. Тукая.
Чтец 11
Каждый день по-особому нов,
Будь он короток или велик.
Он имеет свой собственный лик,
Он имеет свой собственный звон.
Каждый день по-особому нов.
Слайд №15.
Ведущий 2. Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани. Похоронен там же.
Чтец 12
Наверно, цветы Киремети,
Сегодня бранят меня снова.
За то, что бродя по планете,
Для них не нашел и полслова!
Родные просторы! Кружить бы
По чащам, равнинам, полесью,
На музыку вас положить бы
И вам подарить бы ту песню…
2. Анализ 2-3 стихотворений поэта.
1) Какие мысли звучат в стихотворениях поэта?
(Во многих своих стихотворениях Х. Туфан воспевает природу родного края. В его лирических произведениях – образные мысли, мечты великого поэта. И эта мечта – видеть родной край в райском обличии, зелени, цветах.)
2) Какие темы затрагивает лирика поэта?
(Пейзажную лирику, любовную и гражданскую)
3) Какова особенность стихотворения «Белая берёза»?
(Стихотворение написано в 1933 году. В нём нет напряжённой метафоричности, которая была в раннем творчестве поэта. Здесь отчётливо проступают песенные фольклорные мотивы. Поэт одухотворяет берёзу, обращается к ней как к живому существу.)
4) Кому посвящено стихотворение «На ветру качаются ромашки»?
(Оно посвящено жене поэта, известной артистке Луизе Салиаскаровой.)
5) Кто является лирическим героем в данном стихотворении?
(Сам поэт. Он гадает на ромашках: любит или не любит? И каждый раз ромашки отвечают: «любит». Герой же стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку «на её безвременной могиле уж давно белеет резеда». /Дело в том, что жена Туфана сдавала свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье/).
6) Что означает псевдоним поэта?
(«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к характеру его поэзии. Словно тайфун – дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики – Туфан вступил в татарскую поэзию.)
7) На родине поэта установлен бюст поэта (скульптор – Махмут Гасимов). Чем отличается бюст от памятника?
(Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части человека /по грудь или по пояс/. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь /выдающейся личности, исторического события/).
3.Отзыв о книге Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар. – М.: Сов. Россия, 1987 (выступление 1 обучающегося)
4.Слово воспитанникам для защиты своих иллюстраций к произведениям поэта (2-3 обучающихся).
5.Запись в тетради (тема урока, эпиграф, названия основных произведений Х. Туфана)
Слайды №№16-18.
6.Словарная работа.
Абый (в переводе с татарского) - дядя.
Медресе - средняя мусульманская школа.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
Слобода - в России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок.
Слайд №19.
7.Отгадывание кроссворда по теме «Туфан».
Звучит мелодия Георгия Свиридова «Метель-вальс»
Кроссворд «Туфан»
к | И | р | е | м | е | т | ь | ||||
х | и | с | б | у | л | л | а | ||||
т | а | й | ф | у | н | ||||||
г | а | с | и | м | о | в | |||||
м | о | р | а | н |
Вопросы:
- Название деревни, в которой родился поэт.
- Настоящее имя Хасана.
- Что означает слово «туфан» в переводе с татарского?.
- Скульптор бюста Хасану Туфану на родине поэта.
- Переводчик стихов Туфана с татарского на русский язык.
8. Просмотр видеоматериалов по дому-музею поэта.
9. Итог занятия.
- Дорогие ребята! Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве известного татарского поэта Хасана Туфана. Хасан Туфан – выдающийся поэт, его творчество является истинно народным и пользуется огромной любовью. Если вы хотите узнать о нём ещё больше, заходите на сайт Хасана Туфана в Интернете, и будете нам благодарны. А если хотите непосредственно прикоснуться с его жизнью, то приезжайте на родину поэта - в деревню Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан. Край Туфана вам запомнится на всю жизнь! До свидания!
Слайд №20.
Литература
- Батулла Роберт. Вернулся навсегда // Сельская новь. 2000, 9 февраля.
- Валиуллин Дамир. Мир Хасана Туфана // Казанские истории. - 2002, №№9-10.
- Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана. – Казань, 1970.
- Михайлов А.Ю. Знаешь ли ты Аксубай? – Аксубаево, 2014.
- Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая. – Казань, 1987.
- Мустафин Ф. Дело Туфана // Татарстан. – 1992.
- Розенгартен Михаил. Встречи с Туфаном // Республика Татарстан. – 2001, 16 января.
- Хабибуллина Роза. Жемчужина татарской поэзии // Сельская новь. - 2000, 14 октября.
- Юзеев Нил. Мир поэта. – Казань, 1987.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Открытое мероприятие посвященное творчеству Хасана Туфана.
Мероприятие подготовили учителя СОШ №10 г.Елабуга :Гумерова Лейсина МарсовнаМингазова Рамзия Марсовна , Рамазанова Диляра Фанависовна...
Фестиваль детского творчества "Я эту землю Родиной зову"
Сценарий мероприятия в рамках фестиваля детского творчества...
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей
Из опыта работы по внеурочной деятельности на тему "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
г.Иркутск. Благодарность за подготовку участников 10 областного конкурса художественного творчества "Они сражались за Родину!"
г.Иркутск. Благодарность за подготовку участников 10 областного конкурса художественного творчества "Они сражались за Родину!"...