Творчество Хасана Туфана "Прости мне, Родина..."
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по творчеству татарского поэта Хасана Туфана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлов А.Ю. –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района РТ
«Прости мне, Родина, что я не соловей…»
(урок-презентация по творчеству татарского поэта Хасана Туфана)
Вид: урок-презентация;
Метод: словесно-исследовательский, с использованием компьютерной презентации.
Цели занятия:
-заинтересовать учащихся жизнью и творчеством татарского поэта Хасана Туфана, репрессированного на 16 лет;
- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность малой Родине, и прославление человека, и страстная любовь;
- отметить особенности поэтической манеры Х. Туфана;
- воспитание любви к творчеству поэта, поэзии, родному краю.
Оформление урока: портрет поэта; фотографии; вырезки из газет и журналов, оформленные в отдельный стенд; выставка книг Х. Туфана; иллюстрации учащихся к произведениям поэта, компьютер, мультимедийный проектор.
Учащиеся разбиваются на пять групп. Задания к уроку получены заранее.
1 группа – литературоведы (готовят к уроку сообщения о жизни и творчестве Хасана Туфана)
2 группа – чтецы (учат наизусть стихи поэта, готовят краткий анализ лирических произведений)
3 группа – журналисты (оформляют презентацию, посвящённую жизни и творчеству поэта)
4 группа - художники (готовят иллюстрации к произведениям Туфана)
5 группа - музыканты (готовят музыкальное сопровождение занятия)
Эпиграф:
Прости мне, Родина,
что я не соловей,
что я твой барабанщик скромный!
Хасан Туфан
Урок-презентация по теме «Прости мне, Родина, что я не соловей…» (по творчеству татарского поэта Хасана Туфана) проводится с использованием национально-регионального компонента.
Ход урока
Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Слайды №№1-3.
1. Слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-презентацию по творчеству нашего легендарного земляка, уроженца деревни Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан, татарского поэта-классика Хасана Туфана. На нашей аксубаевской земле родилось много известных людей. Это – Нажиб Думави и Николай Шелеби, Хасан Туфан и Ефрем Еллиев, Газиз Кашапов, и Михаил Сениэль, Набиря Гиматдинова и Иван Егоров, и многие другие. Конечно, каждый из перечисленных личностей оставил свой след в литературе, или оставляет его, по-особенному. Но среди них мне хочется отметить творчество Хасана Туфана неугомонностью, буйным нравом, так как он, как и Хади Такташ, Адель Кутуй, Кави Наджми и Муса Джалиль, участвовал в закладке фундамента новой татарской поэзии. Искал, ошибался, находил. Пополнил «золотой фонд» татарской поэзии. Надеемся, что его голос не только был и остался в литературе, но и есть, и будет звучать очень долго, несмотря на его скромные слова: «Прости мне Родина, что я не соловей, что я твой барабанщик скромный!», потому что Хасан абый писал сердцем.
- А для продолжения презентации, я передаю слово нашим литературоведам-ведущим. От них мы узнаем более подробно о жизни и творчестве этого замечательного человека.
Слайд №4.
Ведущий 1. Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Чтец 1 (Стихотворение «Жизнь»)
Слайд №5.
Ведущий 2. Весной 1914 года братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе «Галия». Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С. Рамиевым, М. Гафури и С. Сунчалеем.
Чтец 2 (Стихотворение «На ветру качаются ромашки»)
Слайд №6.
Ведущий 1. В 1918-1924 гг. Хасан Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. – в школе слободы «Бишбалта» г. Казани.
Чтец 3 (Стихотворение «Белая берёза»)
Слайд №7.
Ведущий 2. В 1928-1930 гг. Хасан абый совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Чтец 4
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих – итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
Слайд №8.
Ведущий 1. Вернувшись из поездки, поэт в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарём журнала «Совет эдэбияты» (ныне «Казан утлары»).
Чтец 5 (Стихотворение «Мой путь»)
Слайд №9.
Ведущий 2. В 1940 году наш земляк был репрессирован и на долгие годы отлучён от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 году он возвращается в Казань.
Чтец 6 (Стихотворение «Чьи руки теплее?»)
Слайд №10.
Ведущий 1. Хасан Туфан начал печататься в 1924 году. А через два-три года о нём уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Поэт одним из первых привнёс в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
Чтец 7 (Стихотворение «А ты послушай»)
Слайд №11.
Ведущий 2. С середины 30 гг. 20 века в творчестве Хасана Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Чтец 8
И в чужих лесах и рощах есть берёзы,
Есть берёзы средь чужих полей,
Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы
Лишь берёзы родины моей.
Слайд №12.
Ведущий 1. Поэзия Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
Чтец 9
О Родина, тебя принять прошу
Огонь стихов, как совесть, непродажных, -
Сейчас, пока живу, пока дышу,
Или потом, когда – неважно!
Слайд №13.
Ведущий 2. В 50-60-х гг. поэзия нашего земляка достигает новых высот. Он создаёт целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряжённость мысли.
Чтец 10
То ль как солнце, ты была светла,
То ли нежность матери хранила, -
Много брал я у тебя тепла,
Если сердце стужа леденила.
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я ещё сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Слайд №14.
Ведущий 1. За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х. Туфану в 1966 году присуждена Государственная премия Татарстана им. Г. Тукая.
Чтец 11
Каждый день по-особому нов,
Будь он короток или велик.
Он имеет свой собственный лик,
Он имеет свой собственный звон.
Каждый день по-особому нов.
Слайд №15.
Ведущий 2. Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани. Похоронен там же.
Чтец 12
Наверно, цветы Киремети,
Сегодня бранят меня снова.
За то, что бродя по планете,
Для них не нашел и полслова!
Родные просторы! Кружить бы
По чащам, равнинам, полесью,
На музыку вас положить бы
И вам подарить бы ту песню…
2. Анализ 2-3 стихотворений поэта.
1) Какие мысли звучат в стихотворениях поэта?
(Во многих своих стихотворениях Х. Туфан воспевает природу родного края. В его лирических произведениях – образные мысли, мечты великого поэта. И эта мечта – видеть родной край в райском обличии, зелени, цветах.)
2) Какие темы затрагивает лирика поэта?
(Пейзажную лирику, любовную и гражданскую)
3) Какова особенность стихотворения «Белая берёза»?
(Стихотворение написано в 1933 году. В нём нет напряжённой метафоричности, которая была в раннем творчестве поэта. Здесь отчётливо проступают песенные фольклорные мотивы. Поэт одухотворяет берёзу, обращается к ней как к живому существу.)
4) Кому посвящено стихотворение «На ветру качаются ромашки»?
(Оно посвящено жене поэта, известной артистке Луизе Салиаскаровой.)
5) Кто является лирическим героем в данном стихотворении?
(Сам поэт. Он гадает на ромашках: любит или не любит? И каждый раз ромашки отвечают: «любит». Герой же стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку «на её безвременной могиле уж давно белеет резеда». /Дело в том, что жена Туфана сдавала свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье/).
6) Что означает псевдоним поэта?
(«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к характеру его поэзии. Словно тайфун – дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики – Туфан вступил в татарскую поэзию.)
7) На родине поэта установлен бюст поэта (скульптор – Махмут Гасимов). Чем отличается бюст от памятника?
(Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части человека /по грудь или по пояс/. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь /выдающейся личности, исторического события/).
3.Отзыв о книге Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар. – М.: Сов. Россия, 1987 (выступление 1 обучающегося)
4.Слово воспитанникам для защиты своих иллюстраций к произведениям поэта (2-3 обучающихся).
5.Запись в тетради (тема урока, эпиграф, названия основных произведений Х. Туфана)
Слайды №№16-18.
6.Словарная работа.
Абый (в переводе с татарского) - дядя.
Медресе - средняя мусульманская школа.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
Слобода - в России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок.
Слайд №19.
7.Отгадывание кроссворда по теме «Туфан».
Звучит мелодия Георгия Свиридова «Метель-вальс»
Кроссворд «Туфан»
к | И | р | е | м | е | т | ь | ||||
х | и | с | б | у | л | л | а | ||||
т | а | й | ф | у | н | ||||||
г | а | с | и | м | о | в | |||||
м | о | р | а | н |
Вопросы:
- Название деревни, в которой родился поэт.
- Настоящее имя Хасана.
- Что означает слово «туфан» в переводе с татарского?.
- Скульптор бюста Хасану Туфану на родине поэта.
- Переводчик стихов Туфана с татарского на русский язык.
8. Просмотр видеоматериалов по дому-музею поэта.
9. Итог занятия.
- Дорогие ребята! Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве известного татарского поэта Хасана Туфана. Хасан Туфан – выдающийся поэт, его творчество является истинно народным и пользуется огромной любовью. Если вы хотите узнать о нём ещё больше, заходите на сайт Хасана Туфана в Интернете, и будете нам благодарны. А если хотите непосредственно прикоснуться с его жизнью, то приезжайте на родину поэта - в деревню Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан. Край Туфана вам запомнится на всю жизнь! До свидания!
Слайд №20.
Литература
- Батулла Роберт. Вернулся навсегда // Сельская новь. 2000, 9 февраля.
- Валиуллин Дамир. Мир Хасана Туфана // Казанские истории. - 2002, №№9-10.
- Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана. – Казань, 1970.
- Михайлов А.Ю. Знаешь ли ты Аксубай? – Аксубаево, 2014.
- Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая. – Казань, 1987.
- Мустафин Ф. Дело Туфана // Татарстан. – 1992.
- Розенгартен Михаил. Встречи с Туфаном // Республика Татарстан. – 2001, 16 января.
- Хабибуллина Роза. Жемчужина татарской поэзии // Сельская новь. - 2000, 14 октября.
- Юзеев Нил. Мир поэта. – Казань, 1987.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155200-1354284702.jpg)
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371179-1387638016.jpg)
Открытое мероприятие посвященное творчеству Хасана Туфана.
Мероприятие подготовили учителя СОШ №10 г.Елабуга :Гумерова Лейсина МарсовнаМингазова Рамзия Марсовна , Рамазанова Диляра Фанависовна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346268-1384619969.jpg)
Фестиваль детского творчества "Я эту землю Родиной зову"
Сценарий мероприятия в рамках фестиваля детского творчества...
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей
Из опыта работы по внеурочной деятельности на тему "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-983205-1577302104.jpg)
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/06/picture-1079579-1720258926.jpg)
г.Иркутск. Благодарность за подготовку участников 10 областного конкурса художественного творчества "Они сражались за Родину!"
г.Иркутск. Благодарность за подготовку участников 10 областного конкурса художественного творчества "Они сражались за Родину!"...