Литературное веретено "Не прожить на белом свете без любимых книжек детям.."
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса нацелено на повторение изученного материала по литературе в конце учебного года.Данный литературный конкурс в игровой форме позволяет ребятам вспомнить авторов книг, литературных персонажей, а также поучаствовать в творческом конкурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Руководитель отдельной дисциплины
_________________/З.А.Хуртина/
«16» февраля 2016г
5 класс– 17.02.2016г
Время проведения:
Технологическая карта
Тема занятия: Литературное веретено «Не прожить на белом свете без любимых книжек детям…».
Цели деятельности преподавателя | Формировать умение вдумчиво работать с книгой, извлекать из неё информацию и интерпретировать ее |
Тип занятия | Литературная викторина |
Планируемые предметные результаты | Предметные: знать содержание изученных произведений, их авторов, литературоведческие термины, знать отличие авторских произведений от фольклорных; уметь извлекать информацию из текста и обосновывать ее. Метапредметные : применять правила и инструкции для выполнения познавательной задачи; уметь выполнять смысловое чтение: извлекать информацию из текста, интерпретировать ее; уметь извлекать информацию из других источников и применять ее на практике, представлять информацию в разных формах; уметь устанавливать причинно-следственные связи и строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; уметь слушать мнение товарища и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе: распределять роли и обязанности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Личностные: осознавать необходимость глубоко и вдумчиво читать художественный текст; формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, воспитывать этические чувства; аргументированно оценивать чужие поступки в неоднозначных ситуациях. |
Методы и формы обучения | Игровая технология; блиц-опрос, творческие задания, инсценировка; групповая, индивидуальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, листы обратной связи, сигнальные карточки, дидактический материал |
Основные понятия | Фольклор, средства художественной выразительности, биография, жанры литературы |
Организационная структура занятия
Этапы занятия | время | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодей ствия | Формируемые умения (универсальные учебные умения) | Промежуточный контроль | |||||||||
1. Мотивация к деятельности | 2 | Вступительное слово Книга – лучший друг и советчик. Так ли это? Какую роль книга играет в жизни человека? В современном мире высоких технологий и компьютеризации все меньше вниманию люди уделяют книгам. И зря, ведь книги оказывают положительное влияние на человека. Даже самая «легкая» книга, например детская сказка, оказывает влияние на человека. Во время чтения книги постоянно работает мозг, а точнее область воображения. Читая книгу, человек постоянно в голове прокручивает ситуацию, как будто находясь в том месте, о чем идет речь. Кроме того, чтение книги улучшает зрительную память человека, которая является, наверное, самой важной. Прочитав книгу, порой, человек может сказать, в каком месте идет рассказ о том или ином событии. Кроме того, книги различных направленностей способны улучшить человеческие знания в той или иной области. А значит, всё это вкупе позволяет нам ясно и чётко излагать свои мысли. Сегодняшнее мероприятие позволит нам иначе взглянуть на книгу, на литературу в целом. | Выполняют команды дежурного, демонстрируют готовность к внеклассному мероприятию | Фронтальная форма | Регулятивные: планируют в сотрудничестве с преподавателем необходимые действия и операции Коммуникативные: работают в группе: распределяют роли и обязанности, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально | Листы обратной связи | |||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание. | 3 | В качестве темы нашего литературного веретена я взяла строчки из стихотворения С.Михалкова «Не прожить на белом свете без любимых книжек детям». Как вы понимаете смысл этих строк? Или вы не согласны с мнением автора и без книг вполне можно обойтись? Инструктаж правил игры (презентация). | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Определяют совместно с учителем тему мероприятия и цели. | Фронтальная форма | Познавательные: Самостоятельно выделяют информацию и устно обосновывают ее Коммуникативные: Слушают ответы других, формулируют свои собственные мысли, обосновывают свою точку зрения Личностные: понимают значение вдумчивого медленного чтения литературных произведений Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу. | Устные ответы.
| |||||||||
3. Основной этап внеклассного мероприятия. | 5 | Первый тур «Представление команд» | Рассматривают модель работы с текстом Сообщают об авторе. Прогнозируют содержание стихотворения по первым строчкам | Парная, фронтальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Устная работа. | |||||||||
4. Анализ текста по ходу чтения | 5 | (Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение) А.С.Пушкин Ворон к ворону летит, Ворон ворону в ответ: Кем убит и отчего, Сокол в рощу улетел, 1828 Словарная работа - Что непонятно в тексте? Слово дается лингвистам, которые получили задание заранее. | Случают чтение стихотворения преподавателем. Самостоятельно читают стихотворение. Выступление лингвистов, которые поясняют значения слов: ворон, проведать, богатырь, сокол, кобылка, вороной, ракита | фронтальная | Познавательные: извлекают информацию из текста и из других источников и применяют ее на практике Регулятивные: используют речь для регуляции своего действия, Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию; Коммуникативные: формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях | Устное выступление | |||||||||
5. Самостоятельная практическая деятельность | 7 | Групповая работа А теперь следственные группы получают задания. Математики должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон — семь раз.) Лингвисты - перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.) Художники — нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев. Рассказчики готовят пересказ стихотворения Консультанты просматривают теоретический материал. | парная | Познавательные: применяют правила и инструкции для выполнения познавательной задачи, представляют информацию в разных формах Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной форме Личностные: проявляют навыки сотрудничества Коммуникативные: предлагают помощь и сотрудничество, осуществляют взаимный контроль. | листы обратной связи | ||||||||||
6. Обсуждение выполненных заданий в группах. По ходу чтения стихотворения | 10 | Прослушать отчеты следственных групп - Почему у Пушкина повторяется число семь? Обратимся к консультантам (№1) Внимательно слушаем прозаические пересказы рассказчиков и рассмотрим рисунки художников. - Какие есть недочеты в выступлениях? 1 строфа - Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу? (Справка консультанта №2) 2 строфа - Задание лингвистам: прочитайте еще раз значение слова «ракита». Какая несуразица получается в стихотворении? - Чтобы понять, почему автор посадил ракиту в чистом поле, нужно обратиться к славянской мифологии, а именно к мировому дереву, о котором нам расскажут консультанты. Чистое поле, как и море, находится на границе живых и мертвых, именно там находится и богатырь. Ракита относится к семейству ивовых, есть вид ивы – плакучая. Случайно ли совпадение? 3 строфа - Кто свидетели убийства? Как объяснят нам консультанты значение образа сокола в устном народном творчестве? Кому принадлежал сокол? (Справка консультанта №3, 4) - Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка? - Почему сокол улетел в рощу? - Почему "хозяйка", а не "супруга"? - Кого ждёт хозяйка? Почему? | Выступление следственных групп Математики: слово ворон встречается семь раз. Лингвисты: Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев. Консультанты: сообщение №1 о числе семь Рассказчики: пересказывают стихотворение. Художники демонстрируют рисунки к стихотворению Консультанты: сообщение №2 о вороне Консультанты: сообщение о мировом дереве жизни Высказывают свои точки зрения, обосновывают их. Консультанты: сообщение №3 о соколе Сообщение №4 о роще | Групповая, индивидуальная работа | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной форме Личностные: проявляют навыки сотрудничества Коммуникативные: предлагают помощь и сотрудничество в группах | Устный отчет следственных групп | |||||||||
8. После чтения Переработка информации | Результаты работы следственных групп Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?). Каждая группа доказывает свою точку зрения. Выводы следствия - О чём это стихотворение? (Измена жены и убийство мужа.) - А в чём основная мысль? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди.) | Высказывают свои точки зрения, обосновывают их. | Групповая работа | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне Регулятивные: выдвигают версии решения общей проблемы и аргументируют их. Личностные: аргументированно оценивают чужие поступки в неоднозначных ситуациях. Коммуникативные: строят монологическое высказывание. | листы обратной связи | ||||||||||
9. После чтения Вторичные тексты | 5 | Преступление мы раскрыли. Изменилось ли ваше представление о стихотворении Пушкина? Это стихотворение Пушкина — перевод шотландской народной баллады «Два ворона» (Английская и шотландская народная баллада. М., 1988). Два ворона «Вдали ты видишь ров? Лежит За дичью пёс пустился в лес, Ты на затылок белый сядь, - В чём различие и сходство? - Работа следственных групп завершается. Необходимо будет написать отчет по делу об убийстве богатыря | Сравнивают 2 произведения: стихотворение Пушкина и шотландскую балладу | Фронтальный опрос | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне Регулятивные: ставят новые учебные задачи Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию Коммуникативные: создают устные тексты | Листы обратной связи | |||||||||
10. Рефлексия | 3 | Слово жюри, которое отмечало активность работы команд Спасибо за работу! | Выполняют оценку работы своих товарищей | Используют листы обратной связи и сигнальные карточки |
Преподаватель___________________________ И. В. Смолякова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Велик белый свет, да теплей своего края нет.
Итоговый урок -конференция по теме "Население" 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-324229-1382900132.jpg)
Авторская программа географического кружка "Клуб путешественников "Путешествуем по Белу свету ..."
Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она може...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-180925-1358389581.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "Где-то на белом свете школа такая есть"
Сценарий внеклассного мероприятия разработан для учащихся 3 класса музыкального отделения школы искусств. Рассчитан на обязательное участие родителей. Для данной разработки использованы как личные тво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-423919-1512632602.jpg)
Познавательная программа для старшеклассников школы 8 вида. Тема: «Прекрасных много мест на белом свете, Одно из них, конечно же, наш край».
Цель: прививать любовь к Родине и родному краю....
Где-то на белом свете, там, где всегда творят...
Статья написана к юбилею Загородного центра детско-юношеского творчества "Зеркальный". Детские впечатления от посещения Ленинградского Дворца пионеров, семейные рассказы, а позже интересная работ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-411873-1395080369.jpg)
Прадедушка он всю войну прошёл , чтоб мне на этот белый свет родиться!
Рассказ о прадедушке , который воевал в Великую Отечественную войну и защищал страну от немецких захватчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/21/picture-88077-1487685095.jpg)
Программа «Не один на белом свете, всё смогу преодолеть я»
Программа «Не один на белом свете, всё смогу преодолеть я» направлена на практическую подготовку молодых инвалидов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, с...