Литературное веретено "Не прожить на белом свете без любимых книжек детям.."
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса нацелено на повторение изученного материала по литературе в конце учебного года.Данный литературный конкурс в игровой форме позволяет ребятам вспомнить авторов книг, литературных персонажей, а также поучаствовать в творческом конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon material_k_meropriyatiyu.zip1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Руководитель отдельной дисциплины

_________________/З.А.Хуртина/

«16» февраля 2016г

5 класс– 17.02.2016г

Время проведения:

Технологическая карта

Тема занятия: Литературное веретено «Не прожить на белом свете без любимых книжек детям…».

Цели деятельности преподавателя

    Формировать умение вдумчиво работать с книгой, извлекать из неё информацию и интерпретировать ее

Тип занятия

Литературная викторина

Планируемые предметные результаты

Предметные: знать содержание изученных произведений, их авторов, литературоведческие термины, знать отличие авторских произведений от фольклорных; уметь извлекать информацию из текста и обосновывать ее.

Метапредметные : применять  правила и инструкции для выполнения познавательной задачи;  уметь выполнять смысловое чтение: извлекать информацию из текста, интерпретировать ее; уметь извлекать информацию из других источников и применять ее на практике, представлять информацию в разных формах; уметь устанавливать причинно-следственные связи и строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне;   уметь слушать мнение товарища и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе: распределять роли и обязанности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:  осознавать необходимость глубоко и вдумчиво читать художественный текст; формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, воспитывать этические  чувства; аргументированно оценивать чужие поступки в неоднозначных ситуациях.

Методы и формы обучения

Игровая технология; блиц-опрос, творческие задания, инсценировка; групповая, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер

Наглядно-демонстрационный  материал

Презентация, листы обратной связи, сигнальные карточки, дидактический материал

Основные понятия

Фольклор, средства художественной выразительности, биография, жанры литературы

Организационная структура занятия

Этапы занятия

время

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодей

ствия

Формируемые умения (универсальные учебные умения)

Промежуточный контроль

1.

Мотивация к деятельности

2

Вступительное слово

Книга – лучший друг и советчик. Так ли это? Какую роль книга играет в жизни человека?

В современном мире высоких технологий и компьютеризации все меньше вниманию люди уделяют книгам. И зря, ведь книги оказывают положительное влияние на человека. Даже самая «легкая» книга, например детская сказка, оказывает влияние на человека. Во время чтения книги постоянно работает мозг, а точнее область воображения. Читая книгу, человек постоянно в голове прокручивает ситуацию, как будто находясь в том месте, о чем идет речь. Кроме того, чтение книги улучшает зрительную память человека, которая является, наверное, самой важной. Прочитав книгу, порой, человек может сказать, в каком месте идет рассказ о том или ином событии. Кроме того, книги различных направленностей способны улучшить человеческие знания в той или иной области. А значит, всё это вкупе позволяет нам ясно и чётко излагать свои мысли. Сегодняшнее мероприятие позволит нам иначе взглянуть на книгу, на литературу в целом.

Выполняют команды дежурного, демонстрируют готовность к внеклассному мероприятию

Фронтальная форма

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с преподавателем необходимые действия и операции

Коммуникативные: работают  в группе: распределяют  роли и обязанности, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Целеполагание.

3

В качестве темы нашего литературного веретена я взяла строчки из стихотворения С.Михалкова «Не прожить на белом свете без любимых книжек детям».

Как вы понимаете смысл этих строк? Или вы не согласны с мнением автора и без книг вполне можно обойтись?

Инструктаж правил игры (презентация).

Отвечают на вопросы. Строят высказывания.

Определяют совместно с учителем тему мероприятия и цели.

Фронтальная  форма

Познавательные:

Самостоятельно выделяют информацию  и устно обосновывают ее

Коммуникативные:

Слушают ответы других, формулируют свои собственные мысли, обосновывают свою точку зрения

Личностные:  понимают значение вдумчивого медленного чтения литературных произведений

Регулятивные: формулируют  и удерживают учебную задачу.

Устные ответы.

 

3.

Основной этап внеклассного мероприятия.

5

Первый тур «Представление команд»

Рассматривают модель работы с текстом

Сообщают об авторе. Прогнозируют содержание стихотворения по первым строчкам

Парная, фронтальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Устная работа.

4.

Анализ текста по ходу чтения

5

(Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение)

А.С.Пушкин

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая».

Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого,
Не убитого, живого.

                 1828

Словарная работа

- Что непонятно в тексте? Слово дается лингвистам, которые получили задание заранее.

Случают чтение стихотворения преподавателем. Самостоятельно читают стихотворение.

Выступление лингвистов, которые поясняют значения слов:

ворон, проведать, богатырь, сокол, кобылка, вороной, ракита

фронтальная

Познавательные: извлекают  информацию из текста и из других источников и применяют  ее на практике

Регулятивные: используют речь для регуляции своего действия,

Личностные: проявляют готовность  и способность к саморазвитию;  

Коммуникативные: формируют  навыки сотрудничества в разных ситуациях

Устное выступление

5.

Самостоятельная практическая деятельность

7

Групповая работа

А теперь следственные группы получают задания.

Математики должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон — семь раз.)

Лингвисты - перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.)

Художники — нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев.

Рассказчики готовят пересказ стихотворения

Консультанты просматривают теоретический материал.

парная

Познавательные: применяют правила и инструкции для выполнения познавательной задачи, представляют информацию в разных формах

Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной форме

Личностные: проявляют навыки сотрудничества

Коммуникативные: предлагают помощь и сотрудничество, осуществляют взаимный контроль.

листы обратной связи

6.

Обсуждение выполненных заданий в группах.

 По ходу чтения  стихотворения

10

Прослушать отчеты следственных групп

- Почему у Пушкина повторяется число семь?

Обратимся к консультантам (№1)

Внимательно слушаем прозаические пересказы рассказчиков и рассмотрим рисунки художников. 

- Какие есть недочеты в выступлениях?

1 строфа

- Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу? (Справка консультанта №2)

2 строфа

- Задание лингвистам: прочитайте еще раз значение слова «ракита». Какая несуразица получается в стихотворении?

- Чтобы понять, почему автор посадил ракиту в чистом поле, нужно обратиться к славянской мифологии, а именно к мировому дереву, о котором нам расскажут консультанты.

Чистое поле, как и море, находится на границе живых и мертвых, именно там находится и богатырь. Ракита относится к семейству ивовых, есть вид ивы – плакучая. Случайно ли совпадение?

3 строфа

- Кто свидетели убийства?  Как объяснят нам консультанты значение образа сокола в устном народном творчестве? Кому принадлежал сокол? (Справка консультанта №3, 4)

- Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

- Почему сокол улетел в рощу?

- Почему "хозяйка", а не "супруга"?

- Кого ждёт хозяйка? Почему?

Выступление следственных групп

Математики: слово ворон встречается семь раз.

Лингвисты: Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.

Консультанты: сообщение №1 о числе семь

Рассказчики: пересказывают стихотворение.

Художники демонстрируют рисунки к стихотворению 

Консультанты: сообщение №2 о вороне

Консультанты: сообщение о мировом дереве жизни

Высказывают свои точки зрения,  обосновывают их.

Консультанты: 

сообщение №3 о соколе

Сообщение №4 о роще

Групповая, индивидуальная работа

Познавательные: устанавливают  причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

Регулятивные: выполняют учебные действия в умственной форме

Личностные: проявляют навыки сотрудничества

Коммуникативные: предлагают помощь и сотрудничество в группах

Устный отчет следственных  групп

8.

После чтения

Переработка информации

Результаты работы следственных групп

Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?). Каждая группа доказывает свою точку зрения.

Выводы следствия

- О чём это стихотворение? (Измена жены и убийство мужа.)

 - А в чём основная мысль? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди.)

Высказывают свои точки зрения,  обосновывают их.

Групповая работа

Познавательные: устанавливают  причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

Регулятивные: выдвигают версии решения общей проблемы и аргументируют их.

Личностные: аргументированно оценивают  чужие поступки в неоднозначных ситуациях.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание.

листы обратной связи

9.

После чтения

Вторичные тексты

5

Преступление мы раскрыли. Изменилось ли ваше представление о стихотворении Пушкина?

Это стихотворение Пушкина — перевод шотландской народной баллады «Два ворона» (Английская и шотландская народная баллада. М., 1988).

Два ворона
Намедни, по полю бродя,
Двух воронов подслушал я:
Прокаркал одному другой:
«Где отобедаем с тобой?»

«Вдали ты видишь ров? Лежит
В нём рыцарь, только что убит.
Известно это лишь жене,
Псу, соколу его и мне.

За дичью пёс пустился в лес,
А сокол в облаках исчез,
Жена же к ночи ждёт дружка:
Нам будет трапеза сладка

Ты на затылок белый сядь,
А я глаза примусь клевать;
Насытясь, волосом златым
Своё гнездо мы устелим.

И не узнают никогда,
Куда исчез он без следа,
Шуметь лишь будет суховей
Над грудой тлеющих костей».

                                      Перевод О.Румера

- В чём различие и сходство?

- Работа следственных групп завершается. Необходимо будет написать отчет по делу об убийстве богатыря

Сравнивают 2 произведения: стихотворение Пушкина и шотландскую балладу

Фронтальный опрос

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

Регулятивные: ставят новые учебные задачи

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию

Коммуникативные: создают устные тексты

Листы обратной связи

10.

Рефлексия

3

Слово жюри, которое отмечало активность работы команд

Спасибо за работу!

Выполняют оценку работы своих товарищей

Используют листы обратной связи и  сигнальные карточки

Преподаватель___________________________ И. В. Смолякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Велик белый свет, да теплей своего края нет.

Итоговый урок -конференция по теме "Население" 9 класс...

Авторская программа географического кружка "Клуб путешественников "Путешествуем по Белу свету ..."

Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как  программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она може...

Сценарий внеклассного мероприятия "Где-то на белом свете школа такая есть"

Сценарий внеклассного мероприятия разработан для учащихся 3 класса музыкального отделения школы искусств. Рассчитан на обязательное участие родителей. Для данной разработки использованы как личные тво...

Где-то на белом свете, там, где всегда творят...

Статья написана к юбилею Загородного центра детско-юношеского творчества "Зеркальный". Детские впечатления от посещения Ленинградского Дворца пионеров, семейные рассказы, а позже интересная работ...

Прадедушка он всю войну прошёл , чтоб мне на этот белый свет родиться!

Рассказ о прадедушке , который воевал в Великую Отечественную войну и защищал страну от немецких захватчиков....

Программа «Не один на белом свете, всё смогу преодолеть я»

Программа «Не один на белом свете, всё смогу преодолеть я» направлена на практическую подготовку молодых инвалидов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, с...