Внеклассное мероприятие по предмету "Не в деньгах счастье...?" (Опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, управление образования ГИДЦ/Казань")
материал по литературе (8, 9 класс) на тему
http://www.kros.ru/_info/russ.master3.doc
В ходе дискуссии, SWAT-анализа пытаемся вместе с учениками найти ответы на вопросы: каким путём нужно идти к материальному благополучию и какова роль денег в жизни человека? Рассуждаем, рассматривая ситуации из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, М. Зощенко, В. Распутина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_ne_v_dengah.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Cредняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111
Советского района г. Казани»
О.Ю. Краснова, учитель
Русского языка и литературы
высшей кв. категории
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
С использованием интерактивных
Методов обучения:
SWAT-анализа, дискуссии
(8-9 классы)
Тема мероприятия:
НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ ..?
ЦЕЛИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1) совершенствовать навыки SWAT-анализа;
2) обобщить знания по литературе;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1) развивать аналитические способности, умение
объективно оценивать ситуацию, поступки героев;
2)заинтересовать исследовательской работой;
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
1) прививать культуру спора;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1) показать актуальность вопроса,
заявленного в теме мероприятия
и неоднозначность ответа на него.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, А.С. Пушкина, В. Распутина, М. Зощенко.
- Рисунки детей, комментирующие их восприятие выбранного высказывания лексико-грамматической группы «деньги. Материальное положение».
-
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово учителя.
Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы обсудить сложившееся в современном обществе отношение к материальным благам ( богатству, деньгам, драгоценностям ). Хочется узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу, обсудить, стоит ли возводить звонкую монету на высшее место пьедестала жизненных ценностей? Какую роль играет материальный достаток в нашей жизни и, наконец, зачем нам вообще нужны деньги?
Какие литературные произведения, изученные вами за три последних года, поднимают проблему ДЕНЬГИ и ЛЮДИ? Назовите героев, заинтересованных в росте своих доходов.
(Предполагаемые ответы учеников. Все общество, XVII век Франсиско де Кеведо, «Летрилья». Уже в ХVII веке появилась необходимость использовать сатиру для отрезвления умов. Высмеивается всеобъемлющая власть денег, что подчеркивает рефрен:
Дивной мощью наделен
Дон Дублон
Барон, н. Х1Х века, «Скупой рыцарь», А.С. Пушкин. Для героя деньги – святыня.
Германн, н. Х1Х века, «Пиковая дама», А.С. Пушкин. Германн имеет достаточно средств для безбедного существования, но считает , что этого мало. По натуре игрок.
Петрусь, н. XIX века, «Ночь накануне Ивана Купалы», Н.В. Гоголь. По воле отца любимая Петруся должна выйти замуж за богатого. Герой идет на сделку с дьяволом, чтобы добыть богатство, убивает младшего брата невесты.
Тим Талер, 30-е годы XX века, «Т. Талер, или проданный смех», Джеймс Крюс. Для устранения финансовой зависимости от мачехи заключает сделку с чертом. Мальчик выигрывает любое пари взамен на смех, улыбку. Только спустя несколько лет Тим понял, что смех – выражение духовной свободы и нашел способ вернуть его.
11-летний рассказчик, к. 40-х ХХ века, «Уроки французского», В. Распутин. Деревенский мальчик из бедной семьи отправляется получать образование в райцентр. Там он страдает от голода, малокровия и вынужден зарабатывать 1 рубль на кружку с молоком игрой на деньги.
Старик, н. 70-х годов ХХ века, «Космос, нервная система и шмат сала», В. Шукшин.
Для Наума Евсегнеевича деньги – спокойствие, сытость, возможность выпить в любое время. Он осуждает восьмиклассника Юрку за желание учиться на хирурга, зарплата которого очень мала.)
2. УЧИТЕЛЬ. Давайте обобщим сказанное и определим мотивы, движущие героями в их стремлении к заработку. ( Учитель записывает мотивы, названные и оцененные учащимися: + -положительная оценка, -- - негативная.)
ЛЮБОВЬ («Ночь...») ......................................................................+
ЗДОРОВЬЕ («Уроки...») +
СТРАСТЬ К ДЕНЬГАМ («Скупой рыцарь», «Пиковая дама») ---
ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ («Тим...») +
ВЛАСТЬ НАД ВСЕМИ И ВСЯ («Дон...») ---
СПОКОЙСТВИЕ, СЫТОСТЬ (« Космос...») +
ВЫВОД: Даже высокую, неплохую цель можно опорочить недостойными путями, выбранными для ее достижения.
- УЧИТЕЛЬ. Давайте подумаем и решим, какие пути можно считать достойными при стремлении к материальному благополучию, а каких стоит избегать. Ваше мнение? (SWAТ-анализ: ученики, предлагая для записи мотивы поступков героев в погоне за богатством, устанавливают причинно-следственную связь между ними и их трагическими последствиями. В процессе дискуссии, сопровождающей каждую формулировку, делаются итоговые записи на доске.)
Достойные мотивы, пути | Нежелательные мотивы, пути |
Стремление к знаниям | Переоценка нрав. ценностей в пользу денег (Барон, Германн, Петрусь, Тим Талер) |
Повышение произв-ти труда | Нарушение закона (Петрусь , Германн (угроза) |
Освоение новых спец-тей | |
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ | Угрызения совести (Петрусь) |
Фин. НАКОПЛЕНИЯ | |
ОТКРЫТИЕ собств. Фирмы | |
РОСТ доходов | Одиночество (барон, Германн, Тим Талер) |
Благотворительность | |
Деньги не являются единствю ценностью | Сдвиги в психике ( Петрусь, Герман) |
Соблюдение законов | |
Чистая совесть | Смерть ( Петрусь, Ивась, графиня ) |
Физич. и психич. здоровье |
УЧИТЕЛЬ. Я не сомневаюсь, что каждый из вас в будущем будет состоятельным человеком и выберет достойные пути зарабатывания денег, вопрос в том, ради чего вы будете стремиться к достатку ?
( УЧЕНИКИ. Ради благополучия своих родных и близких, а следовательно, и всего государства.)
4. Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко «Не надо иметь родственников»
Проблемный вопрос: КТО ПРАВ: дядя, упрекающий племянника-кондуктора за то, что тот заботится о государственном кармане, требуя платы за проезд с родственника, или племянник, которого возмущают слова дяди «Не развалится от этого трамвай»?
(Дискуссия, целью которой становится выявление нескольких подходов к решению вопроса. Однозначного ответа нет. УЧЕНИКИ. Формально прав племянник. С чисто человеческой точки зрения – дядя.)
5. УЧИТЕЛЬ. А далее и мне, и присутствующим было бы интересно узнать об отношении современных школьников к проблеме ЧЕЛОВЕК – ДЕНЬГИ. Дома из предложенных поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений вы должны были выбрать один пример, заинтересовавший вас, увидеть в нем, может быть, спорные моменты.
ПРЕЗРЕННЫЙ МЕТАЛЛ БРОСАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР
Гете: ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ
Пушкин: ПОГНАЛСЯ ПОП ЗА ДЕШЕВИЗНОЮ
ДЕНЕГ КУРЫ НЕ КЛЮЮТ ВРЕМЯ ---ДЕНЬГИ
ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЧЕМ БОГАТЫМ ЖИТЬ НА МЕДНЫЕ ДЕНЬГИ
ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ ДЕНЕЖНЫЙ МЕШОК
БЕДЕН КАК ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ СЧИТАТЬ КАЖДУЮ КОПЕЙКУ
НЕ СЧИТАЙ ДЕНЬГИ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ УДАРИТЬ ПО КАРМАНУ
ВЛЕТЕТЬ В КОПЕЕЧКУ КАТАТЬСЯ КАК СЫР В МАСЛЕ
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ СИДЕТЬ НА ЧЬЕЙ-ТО ШЕЕ
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
УЧЕНИКИ, по очереди выходя к доске, высказывают свои соображения по поводу смыслового богатства высказывания, его актуальности на современном этапе развития общества; дискутируют с оппонентами. Пример (о поговорке ДЕШЕВО И СЕРДИТО): всем приятно покупать дешевую вещь, но есть и определенные требования к ее качеству. Наверное, только в экстремальной обстановке, при отсутствии возможности выбора, примитивная в технологическом плане, не совсем аккуратно изготовленная вещь спасет ситуацию, но в обычной, спокойной обстановке мы выберем качественный и приемлемый по цене продукт, а иначе придется с горечью говорить про себя: «Погнался поп за дешевизною».
6. УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте обратимся к теме нашего разговора и подведем итог дискуссии. Всем известно, что язык – развивающееся явление, быстро реагирующее на изменения в человеческом обществе. Уже десятилетие назад к данной фразе приросло ироническое продолжение ....А В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ! Давайте и мы внесем свои коррективы в эту поговорку! Какие?
УЧЕНИКИ.
Счастье не только в деньгах и их количестве, но и в чистой совести !
УЧИТЕЛЬ. Так будьте же здоровы, богаты,
счастливы, добры,
и пусть мукам совести
нечего будет делать в вашей душе!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Составители: Е.А Генике, Е.А. Трифонова. Под ред. Т.П. Семиной. – М., «Бонфи», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС педагога дополнительного образования объединения "Мультстрана" Лукиной Натальи Александровны по теме: Мультфильмы в технике перекладки
Цель мастер-класса: Развитие детского визуального творчества через знакомство с процессом создания мультфильмов в технике перекладки.Задачи: - дать общее представление о видах мультипликации;- познако...
Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»
Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...
Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей
Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей...
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок" (опубликовано на сайте "Казанское образование, Мастер-класс, Управление образования ГИДЦ/Казань")
http://www.kros.ru/_info/russ.master1.doc В помощь для додготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по литературе...
Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием и общероссийского профсоюза образования
Раздел 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием и общероссийского профсоюза образования...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Паспорт «Мастер-класс педагога дополнительного образования детей»
Цель : Обучение детей приемам ведения гимнастической лентой, разучивание последовательности движений в соответствии с музыкальными композициями.Задачи: - вызвать у детей интерес к оли...