Урок внеклассного чтения в 11 классе
книга по литературе (11 класс) на тему

Парванян Гаяне

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_vneklassnogo_chteniya_v_11_klasse.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

      1                Урок внеклассного чтения в 11 классе

    ТЕМА:       Образ маленького  человека  в рассказах Т. Толстой

   Ценностные смыслы,  обнаруженные  в художественном мире повести  Н.В.Гоголя, открытие темы  маленького человека в русской литературе XIX  века могут вполне актуализироваться в процессе постижения некоторых рассказов современной писательницы Т. Толстой  на уроке внеклассного чтения.  

    ЦЕЛИ:  образовательные – рассмотреть рассказы Т. Толстой «Ночь», «На  и золотом крыльце сидели…», выявить в процессе их анализа связь с гоголевской традицией, с темой маленького человека, особенно ярко представленной в повести Н.В.Гоголя «Шинель», сравнить композицию, систему образов, особенности хронотопа в рассказах Т. Толстой и в произведении классика;

развивающие – развить навыки самостоятельной оценки произведения, анализа и интерпретации образа в сравнении с образами классических произведений Н. В. Гоголя; развить умения и навыки самостоятельного отношения в художественном плане классической традиционной и не- традиционнной  «другой» литературы;

воспитательные – выявить ценность ,о которых пишет автор, определиться с собственными ценностными ориентирами. Сформировать понятие толерантности в отношении к другому человеку, воспитать чувство прекрасного.

                                        ХОД  УРОКА

Вступительное слово.  Сообщение ученика.  

   Т. Н. Толстой (род.в.1951 г.) –одна сегодняшний день писательниц, чьи произведения заняли свое определенное место в современном литературном процессе. Она вошла в литературу в восьмидесятые годы 20 века и сразу же стала знаменита своими рассказами. Главным литературным открытием стал ее роман «Кысь», за который она была удостоена премии «Триумф» в 2001 году. Писательница является  также победителем конкурса «Лучшие издания международной книжной выставки-ярмарки  в номинации «Проза-2001».

                              2        

   Т. Толстая, как считает критика, преимущественно  пишет о женских судьбах, однако в совершенно ином ключе, нежели такие современные писательницы, как Л. Петрушевская или Л. Улицкая. Считается, что эмоциональный тон рассказов этого автора более светлый и не утопает в житейской грязи страшных будней.

    Можно сказать, что Толстая – прямая наследница великой русской литературы,  «прежде всего ее высочайшей морали и искренности, ее любви к своему народу, к каждому простому человеку» ( Л. И. Вуколов). Однако Т. Толстую можно назвать в какой-то мере и писателем новой волны. Особенности сюжета, стилистики вбирают  в себя веяния современности и прежде всего – постмодернистской направленности. Соотношение реального и  антиутопического, языковые и стилистические эксперименты,  может быть не такие явные, но все же очевидные, цитаты и перекличка с текстами классических произведений, интертекстуальные переклички с культурными традициями  классической литературы дает нам возможность говорить об этом. Во многих произведениях автора чувствуется трагизм эпохи, распадение ее  на  мелкие кусочки. Вот   почему, наверное, так в своих рассказах Толстая обращается к  теме прошлого, оказывающегося у нее цельным и единым, гармоничным в отличие от настоящего, развалившегося под натиском времени. Тема памяти и времени особенно актуальна. Поэтому писательница часто обращается к своему детству.

     Во многих рассказах .Толстую волнует судьба маленького человека. Эта проблема не нова и ,безусловно, восходит к традициям русской классической литературы 19 века и прежде всего к творчеству Н. В. Гоголя. Однако у Толстой она приобретает иные, дополнительные оттенки: маленький ненужный человек оказывается среди таких же маленьких ненужных людей

Учитель: Обратимся к рассказу Т. Толстой «Ночь». Попытаемся понять, о чем он, как соотносится с традициями литературы 19 века, особенно с произведениями Н. В. Гоголя.

Как вы думаете, почему писательница так назвала свое произведение? Что такое ночь в вашем представлении?  Встречается ли образ ночи у других авторов, русских и татарских?

                    3

Ответ учеников: 1.Название отсылает ко многим авторам русской классики, в том числе к Ф. И. Тютчеву. Как лирический герой Тютчева беспомощен перед «бездной роковой» ( в стихотворении «День и ночь» ) и не может противостоять этой всепоглощающей бездне с ее «страхами и мглами», так и маленький человечек по имени Алексей Петрович не может преодолеть бездну безразличия и равнодушия  к нему не столько окружающих его людей, сколько жизни в целом. Он записывает своей дрожащей больной ручонкой только что обретенную им истину, обличенную в единственное слово «ночь».

     «Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь.»

2. Образ ночи, безусловно, символ, но символ совсем не романтический, отсылающий нас к романсовым в соловьям и розам, а образ страшный в своем первоначальном воплощении, отсылающий нас к мрачному античному Хаосу со всеми его ужасами и чудовищами.

 Вопрос учителя: В чем, по-вашему, своеобразие сюжета рассказа Т.Толстой?

Как он связан с основной темой произведения?

Ответ учеников:  Т. Толстая подчеркивает  трагедию  больного маленького существа, парадоксально стремящегося к чему-то  более высокому , чем склеивание аптечных коробочек, за которые он получает  «денежку». Это высокое – радость творчества, которую стремится испытать маленький человек.. Когда  Мамочка  читает пушкинские строки: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…», он  радостно хлопает ножками, широко смеется, обнажая желтые зубы.  «Я тоже буду писателем», - гордо объявляет он  Мамочке, когда они проходят  мимо памятника великому поэту. « А почему бы и нет? Захочет – будет.  Возьмет бумажку, карандаш и будет писателем».  «Писательство» Алексея Петровича  состоится только в финале рассказа, когда он украдет деньги у Морской Девушки  и будет безоглядно бежать в ночь с ее  темными закоулками улиц, когда его заест совесть от содеянного, и его изобьют Мужчины, пахнущие Табаком. После этого он поймет суть  вещей, он поймет мир и его  Правила, он постигнет тайную 3.связь событий своим больным рассудком и станет писать торопливо, крупными буквами  «только что обретенную истину: « Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь.»

             4

Вопрос учителя: Как  автор описывает жителей коммунальной квартиры?

Ответ ученика:   Главные герои рассказа  - Мамочка и Алексей Петрович – живут в коммунальной квартире. Они  как будто окружены чудовищами на двух ногах. Характерно,  что  больной человечек  видит только Ноги, а сама Толстая жителей коммуналки не называет по имени, не дает им имен собственных, вопреки своим правилам. Это просто Мужчины и Женщины, именно так, с большой буквы. Это  - и некая Морская Девушка, не дающая покоя  больному, пребывающему  в состоянии детства Алексею Петровичу, цинично надсмехающаяся над ним. Недаром  Мамочка бросает в ее адрес:  

- Бесстыжая морда! Уйди, говорю! Мало тебе… еще к больному человеку!.. Примечателен образ старух – жителей  этой  коммунальной квартиры. Толстая описывает их так: «Старухи ворчат у горячих плит, варят яд в ковшиках, подкладывают  корни страшных трав, плохими взглядами провожают Алексея Петровича. Мамочка! Пусть они меня не обижают».

Вопрос: Только ли о больном маленьком человечке и его восьмидесятилетней матери рассказ Толстой?

Ответ: Думается, не только. Рассказ о времени, о людской жестокости, о людях, таким образом заселяющих это волчье время и пространство и настолько, что его  можно назвать только Ночь.

Вопрос: Какой образ, на ваш взгляд, противостоит жестокости ночи?

Ответ: Жестокости ночи противостоит только один образ в рассказе. Это образ  Мамочки, которая как опытный лоцман  пускается со своим «поздним ребенком, маленьким комочком, оплошностью природы, обсевком, обмылком, плевелом, шелухой» в жизненное плавание каждое коммунальное утро». С образом Мамочки в рассказе связаны самые теплые слова в повествовании. От этого слова веет  нежной лаской, терпением и заботой, добротным житейским умом и рассудочностью, а самое главное - надежностью.  Мамочка – единственная опора  для больного существа. Страшно подумать, что бы случилось, если бы не было рядом Мамочки?! И -  случилось!  «Мамочка, Мамочка, где ты? Мамочка, черен путь, молчат голоса, в глухое болото ведут тропинки!  Мамочка, плачет, умирает  твое дитя, единственное, ненаглядное, долгожданное, выстраданное!..»  Но – нашла, отмыла изуродованное побоями лицо, , отвела в теплую нору, в мягкое гнездо, под белое крыло:

-Хочешь  яичко всмятку? Всмятку, жидкое такое?»

5.

Вопрос: Можно ли считать , что образ  Алексея Петровича  связан с образом Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Ответ: Думается, да. В рассказе, как и у Гоголя, герой противопоставлен обществу. Однако Толстая показывает общество здоровых, нормальных людей. Именно больной человек противостоит этим «здоровым» людям, но он больше понимает в жизни, чем здоровый. Здоровье и нездоровье физическое и моральное  - это главная проблема рассказа.

Вопрос: Есть ли композиционное сходство рассказов? Обоснуйте свое мнение.

Ответ:  Композиция произведения Толстой совпадает с композицией «Шинели» Гоголя. Низкое социальное положение героя, его характеристика – счастье героя от полученного минимального материального удовольствия, унижение героя (его избиение) – моральное превосходство героя над лицами, поправшими его человеческое достоинство. Но Толстая проводит еще одну мысль: в  обществе, где все равны, неравным оказывается человек, не способный позаботиться о себе ввиду болезни. Он же оказывается более духовно здоровым, нежели  другие жители  коммунальной квартиры или города. Его философия общечеловеческого масштаба. Маленький человек велик в своем великом открытии: мир  неправеден, мир есть Ночь.

Учитель: Рассказ Толстой по многим художественным признакам совпадает с повестью Н. Гоголя.  Во-первых, это путь героя, гоголевского характера. Если Башмачкин проходит путь  «от канцелярской бумаги к бунту (Ю. Лотман),то путь  Алексея Петровича такой же–  от склеивания   аптечных коробочек к бунту.. У каждого свой бунт.

 В «Шинели» существуют два пространства: дом и не-дом. «Пространство, в котором помещается герой,  наделенный «дом» ( «добрался домой», «возвратился домой» и т.д. – об Акакии Акакиевиче)».  «Ему противостоит не-дом, только притворяющийся домом, не-жилье: публичный дом и департамент.  Это фантастическое непространство..».  Шинель Башмачкина, по мнению литературоведа, тоже своего рода дом. Дом –это  особое пространство, наполненное теплом, любовью, уютом (пониманием).

Вопрос: Как это понятие дом –не-дом  ( хронотоп)  рассматривается Т. Толстой?

    6

Ответ учеников: Каморка Алексея Петровича и Мамочки - в коммунальной квартире – это дом, где царит уют, любовь.  Все остальное – не-дом: и коммуналка, и город, и люди, от которых пустота, фальшь, вражда.

Вопрос: Как решается в рассказе вопрос двоемирия Гоголя?

Ответ учеников:  Мир Алексея Петровича противопоставлен  миру снаружи. «У него свой мир – в голове, настоящий, добрый, поэтичный, яркий, даже фантастичный. Поэтому город воспринимается им днем в образе ангела. Его поэтический мир связан с поэзией. В рассказе звучат строки А.С.Пушкина  А  этот, снаружи – дурной, неправильный».

Чтение и анализ эпизодов избиения А. А. Башмачкина и Алексея Петровича.

  Если у Гоголя – конфликт  социальный, то у Т.Толстой – конфликт  нравственный. Такие, как Алексей Петрович, не нужны миру не потому, что они больны, а потому, что их мир слишком чист  для этого мира Ночи.

 Анализ языкового своеобразия  рассказа. Мир Дома  Алексея Петровича связывается с волшебно-романтической лексикой ( «трепещет занавеска», Мамочка – путеводная звезда, золотая» и т.д.),мир не-дома –( «Морская Девушка стоит набекрень, пыхает Табаком, высунула Ногу, расставила сети»).

Вопрос: Как, по-вашему, решается в рассказе проблема толерантности?

Ответ: Быть терпимее к другим, признавать право каждого человека  быть самим собой, сочувствовать больным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...