урок осознанного чтения по литературе 5 кл
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема урока: "Краткие сведения об А.С. Пушкине". В нем отражены все этапы урока осознанного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osoznannogo_chteniya_lit_5_kl.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 5 класс.
Краткие сведения об А.С.Пушкине.
Цели: повторение изученного из биографии А. С. Пушкина, выявление новых фактов жизни и творчества поэта; формирование умения работать с текстом: извлекать из текста информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать вопросы по тексту, оформлять извлеченную информацию в виде выступления; формирование умения ставить цели, соотносить свою деятельность с поставленной целью, оценивать свою деятельность и других; формирование умения работать в группе, выступать перед классом.
Ход урока:
1 Мотивация
На доске написана тема урока не полностью: Краткие сведения об… и висит закрытый портрет поэта. Узнаем, о ком речь, если угадаем:
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит.
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Если не угадали, то:
Кот ученый, царь Салтан,
Рыбка золотая…
Кто все это написал,
Легкий стих слагая?
Открыть портрет.
В СМИ часто встречаются репортажи, когда корреспондент спрашивает у прохожих о чем-либо. Представьте, что на вопрос: «Что вы знаете об А. С. Пушкине?» - получили ответ: «А кто это?» Прокомментируйте ситуацию. Зачем изучаем биографию выдающихся людей?
Если ответы путаные, то:
В вашем классе есть ученики, которыми вы гордитесь? Почему вы гордитесь, ведь это не ваши достижения? А А.С. Пушкин, который прославил свою страну на весь мир не вызывает у вас подобные чувства? Так зачем изучаем биографию выдающихся людей?
(О людях, которые прославили нашу страну, надо знать как можно больше, ведь мы гордимся, что они у нас есть.)
2 Целеполагание
Сформулируйте цель своей деятельности на уроке. Цель записывается на доске.
3 Работа с текстом.
- работа с текстом до чтения (прием прогнозирования)
Сейчас я раздам вам текст, о чем он? Какие еще сведения могут там быть?
- работа с текстом во время чтения
Читают по абзацам по очереди. После каждого абзаца формулируют вопрос так, чтобы в ответе на вопрос была дата, и задают его одноклассникам. После прочтения:
Какие сведения мы предполагали узнать из текста?
Совпало ли наше представление с первичными предположениями?
- работа с текстом после чтения
Самостоятельная работа. Выберите из текста материал:
1ряд – Пушкин – человек (внешность, характер)
2 ряд – Пушкин – поэт, писатель
3 ряд – Пушкин – памятник
Групповая работа. Подготовить выступление, используя выбранный материал и иллюстрации (лежат на свободной парте). В группе назначается учителем руководитель, который организует работу группы.
Выступление групп. Сами оценивают своё выступление, другие группы оценивают выступление.
4 Рефлексия:
Какие цели ставили? Докажите. Что цели выполнена.
Самооценка – карточка, перечисли свою деятельность на уроке, поставь себе оценку.
Домашнее задание:
Выполнить тестовые задания.
Отметка за урок: оценка ученика (какую себе поставили) + тестовые задания.
Материалы к уроку
Текст биография А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве на Немецкой улице. Александр был вторым ребенком в семье чиновника Московского комиссариата, отставного майора Сергея Львовича и его жены Надежды Осиповны. У Пушкиных было восемь детей. Пятеро из них умерли в младенчестве. Родословная Пушкиных уходит корнями в африканские страны, это отразилось на внешности поэта. Он был шатен с сильно вьющимися волосами. Немного смуглое лицо его было оригинально: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, приятное. В Эфиопии поэту даже поставили памятник, на котором внизу написали: «Нашему поэту».
Начальное образование, воспитание получил от бабушки - Марии Алексеевны, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни - Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования постигал под руководством домашних учителей. Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих домашних учителей. По словам брата Лёвы, он имел великолепную память и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу». Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, закрытое учебное заведение с 30 учениками. Там Пушкин серьезно занимается поэзией, особенно французской, за что его и прозвали "французом". Стихи, которые он начал писать в лицее (лицейские стихи), почти сразу же снискали ему авторитет у товарищей. И не только у них. Уже в 1814 году его стихи печатает журнал «Вестник Европы». В том же году его печатает и журнал «Сын Отечества».
По окончании лицея в 1817 году поэт зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его призвание – литература, и он продолжает писать. Новые стихи все больше убеждают литературных авторитетов в гениальности Пушкина. «Чудесный талант! Какие стихи!» - напишет Жуковский. Карьера чиновника не складывается, на Пушкина написали донос министру внутренних дел, где обращалось внимание правительства на политические стихи и эпиграммы. Прочитав донос, Александр I приказал отправить поэта в Екатеринослав. Пушкин подал прошение императору об отставке. Царь предписывает ему отныне жить в родовом имении Михайловском под надзором родителей. Там Пушкин записал со слов няни, которая разделила с ним ссылку, семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.
После смерти Александра I по распоряжению нового царя Николая в сентябре 1826 года возвращается в Москву. Именно в этом городе находится самый знаменитый памятник Пушкину скульптора А.М. Опекушина. Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринужденная, простая, взгляд задумчивый, устремленный вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув вперед левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече плащ, в левой руке за спиной держит шляпу.
В 1831 поэт женился на Гончаровой Наталье Николаевне, и это поначалу сближает его с царем, которому нравилась семья Гончаровых. Николай возвращает его на государственную службу и разрешает работать в государственных архивах, что для поэта, занимавшегося историей Пугачева (повесть «Капитанская дочка»), очень важно. Очень трогательный памятник Пушкину и Гончаровой находится на Арбате. Московский Арбат, арбатские переулки — именно здесь проходил их медовый месяц, здесь они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые… Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и Гончарову. Пушкин, как и многие поэты, был невероятно переменчивым в настроении человеком. Резкие переходы от глубочайшего уныния, депрессии к пламенеющей страсти и окрыленной одухотворенности были свойственны ему как в любви, так и в работе, в дружбе, в общении с людьми. Неинтересный собеседник или тема разговора делали поэта очень невежливым. Но стоило появиться чему-то, что могло привлечь его внимание, как Пушкин буквально менялся на глазах.
С 1836года Пушкина одолели всевозможные неприятности: смерть матери, долги, заботы по издательским делам стали причиной угнетенного состояния великого поэта. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой Дантес смертельно ранил в живот Пушкина. Прожив 2 дня в страшных мучениях, поэт скончался 29 января 1837 г. Благодарные потомки воздвигали и воздвигают памятники любимому поэту, как дань любви, уважения и бесконечной благодарности за великое творчество и ярчайший талант…
Тест
Вставьте вместо точек пропущенное слово
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в ……………………. на Немецкой улице.
Когда ему исполнилось 12 лет, Пушкин поступил в ………………………………, закрытое учебное заведение с 30 учениками.
Там Пушкин записал со слов ……………., которая разделила с ним ссылку, семь сказок.
Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и …………………..
27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль, на которой …………………. смертельно ранил в живот Пушкина.
Самооценка
Перечисли свою деятельность на уроке:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь себе оценку:________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.
Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....
Урок внеклассного чтения по литературе
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.Костюнина "Вальс под гитару"...
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по рассказу Д.Лондона "Там, где расходятся пути"
Целевая аудитория 6 класс....
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...
Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"
Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...