Урок внеклассного чтения "Человек жив памятью" по повести В.Быкова "Карьер"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vn.cht_.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

                         УРОКИ  ВНЕКЛАССНОГО  ЧТЕНИЯ

               

                                   «ЧТОБЫ  ПОМНИЛИ…»

       ПО  СТИХАМ  И  ПРОЗЕ  О  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЕ

Разработки  уроков  Сидоровой Т.П.

 

                                   Пояснительная  записка

       Уроки внеклассного чтения – важная часть изучения литературы учащимися 5-11 классов. Кроме того, что они выводят учащихся за рамки школьной программы, расширяя их знания по предмету, такие уроки способствуют и развитию читательского интереса, формирования читательского пристрастия к тем или иным литературным жанрам, открытию того или иного автора. Эти уроки – настоящие помощники учителя-словесника. Именно с их помощью и опорой на интересы детей учитель может привлечь внимание последних к книге, пробудить любовь к чтению. Иногда у учащихся, помимо их воли,  складываются определённые стереотипы по отношению к произведениям, изучаемым в школьной программе. Ещё не познакомившись с ними, многие заранее отвергают их и не читают, в лучшем случае в отрывках или сокращённом варианте, что достаточно пагубно отражается на развитии интеллектуальных способностях. Сам процесс чтения школьной программной литературы превращается в некую принудительную работу. Одним из способов разрушения предубеждений относительно всего вышесказанного являются уроки внеклассного чтения.

       Тематика их достаточно разнообразна, с одной стороны, а с другой, как правило, эти уроки органично вписываются в систему программной литературы.

       Цикл уроков внеклассного чтения «Чтобы помнили…» разработан для 5-11 классов. Тема Великой Отечественной войны стала ведущей в этом цикле. На наш взгляд, военная литература помогает решать серьёзные вопросы современной жизни и порождает многообразные ассоциации, размышления, сопоставления. Она ставит перед читателями много насущных и актуальных вопросов: о прошедшей войне, её значении и жертвах, о необходимости и возможности мира на земле, о ложной и истинной человечности, о милосердии, о силе материнства, о не женском лице войны, о предательстве и героизме, наконец, о совести и людской памяти. Начинать разговор об этом надо как можно раньше, поэтому первыми адресатами и участниками уроков с подобной тематикой становятся пятиклассники. Отбор произведений с учётом возрастных особенностей позволяет обсуждать с учащимися самые непростые вопросы. Интерес детей к этой теме не пропал, как утверждают многие. Он не может пропасть к тому, о чём они просто иногда не знают. Поэтому задача уроков и состоит прежде всего в том, чтобы рассказать поколению, не знавшему войны, о размерах нашей национальной трагедии, раскрыть как светлые, так и тёмные стороны человеческой натуры, посмотреть, в чью пользу решается проблема, обозначенная ещё литературой XIX века – человек и обстоятельства.

       Принцип отбора произведений и авторов: доступность, содержательность, высокая художественность, правдивость.

       Цикл имеет общее название, хотя название темы урока в каждом классе своё.

       Непременными составляющими каждого урока являются музыка и видеоряд. Это вносит мощную эмоциональную струю и положительно сказывается на восприятии и результатах. Каждый урок имеет эпиграф, который играет важную роль: он заключает в себе главную идею обсуждения   прочитанного произведения.

       Как правило, урок внеклассного чтения рассчитан на 2 часа, т.е. на сдвоенный урок литературы. Тексты произведений читаются учащимися заранее, вопросы к ним даются заблаговременно, чтобы процесс чтения проходил осмысленно и велась бы подготовка к последующей работе на уроке. Таким образом, получается, что первоначальный анализ текста проходит самостоятельно и у учащихся формируется своё видение прочитанного. Затем уже на уроке вся проделанная дома работа получает своё логическое завершение в виде стройного предметного и подчас эмоционального обсуждения с последующими выводами.

                          Тематика уроков внеклассного чтения:

5-й класс

«Мы знаем, что ныне лежит на весах»   (на поэтическом материале: стихи А.Ахматовой, К.Симонова, Р.Рождественского, С.Орлова, Ю.Друниной, С.Гудзенко)

6-й класс  

«На войне как на войне» ( по рассказам Ю.Яковлева «Подвиг велосипедиста» и «Там, где стояла батарея»)

7-й класс                                   

«Это нужно не мёртвым, это надо живым» ( по повести В.Быкова «Обелиск»)

8-й класс

«Навеки двадцатилетний» (по повести Б.Васильева «В списках не значился»)

9-й класс

«У войны не женское лицо» ( по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)

10-й класс

«Вспомните, ребята…» (по повести Б.Васильева «Встречный бой»)

11-й класс

«Человек жив памятью» (по повести В.Быкова «Карьер»)

       Писатель Борис Васильев утверждал: «Задачу искусства я вижу в стремлении помочь человеку жить, а не устрашать его или будить в нём какие-то низменные инстинкты. Оно должно делать добро». Надеемся, что уроки памяти отзовутся добром в благодарном сердце ученика.

         

                                                  УРОК  В 11 КЛАССЕ

                                 ПО  ПОВЕСТИ  В.БЫКОВА  «КАРЬЕР»

ТЕМА:                      ЧЕЛОВЕК  ЖИВ  ПАМЯТЬЮ

Тип урока:   комбинированный

Цели урока:    продолжить знакомство с произведениями о ВОВ; создать определённую

                         эмоциональную атмосферу, которая помогла бы учащимся проникнуться

                            духом времени и почувствовать его напряжённость и трагичность; вызвать

                         чувство сопричастности событиям 1941-1945 г.г.; показать степень

                         ответственности человека в период принятия решения и муки совести

                         после его принятия; сформулировать понятие исторической памяти;

                        формирование уважения к истории своего народа и любви к своей родине.

                                                                                    Эпиграф:

                                                                                               «Жить по совести нелегко…»

                                                                                                                                    В.Быков

  1. Вступление в урок

       Илья Эренбург, военный корреспондент, писатель, сказал в июле сорок третьего года: «Замечательные книги напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным… Трудно говорить о битве во время битвы.  Если нашим детям повезёт, будущий Толстой покажет и душу молодого советского офицера, который сейчас умирает под зимними звёздами».

       Пророческие слова Эренбурга имели самое непосредственное отношение к Василю Быкову, к его прозе, хотя тогда, в войну, не до литературы ему было, будущие книги ему даже не мерещились.

       Вы уже знакомы с творчеством этого писателя по повестям «Обелиск» и «Круглянский мост». Теперь перед нами повесть «Карьер». Писатель обращается к непреходящим ценностям человеческого бытия, а самая важная из них – человеческая жизнь. Он пытается объяснить, почему людям молодого поколения так трудно понять многое из того, что происходило в войну и тем более до войны, что было судьбой их отцов, дедов и прадедов.

       Главный герой повести Агеев говорит своему взрослому сыну, который никогда не видел войны:

       – Возможно, ты и не поймёшь. Потому что вы – поколение, далёкое от того времени. Не объёму знаний о нём, нет. Знаний о войне у вас хватает. Но вот атмосфера времени – это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью. Вам же этого не дано. Впрочем, может, и не надобно, чтобы было дано. У вас своё. А что касается войны, то может вам достаточно верхов… Просто и даже красиво. Особенно, когда поставленные в ряд пушки стреляют по врагу.

       – Ну почему же! – возразил Аркадий. – Мы должны знать.

       – Чтобы что-то знать по-настоящему, надобно влезть в это «что-то» по уши. Как в науке. Или искусстве. Или когда это «что-то» станет судьбой. Но не предметом короткого интереса. Или, ещё хуже, мимолётного любопытства.

       Давайте попробуем сегодня «влезть по уши» в повесть Василя Владимировича Быкова и разобраться в тех проблемах, которые так волнуют писателя.

                       (Песня В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя»)

  1. Вопрос: 

      – В чём особенность сюжета повести?

(Особенность сюжета – рассказ о человеке, немолодом, нездоровом, который через 40 с лишним лет после победы в ВОВ приезжает в белорусское местечко получить ответ на вопрос: что стало с Марией? Что стало с девушкой, которую он отправил на задание в тылу врага?

       Особенность сюжета в его двуплановости. В повести два времени: время реальное, время повести – рытьё карьера и время художественное – воспоминания о войне.)

Вопрос:

      – Какова причина, которая толкнула Агеева в мирное время рыть карьер?

       (Он хочет понять, жива Мария или нет.  Если её расстреляли – а немцы расстреливали у карьера – то в нём должны быть останки девушки. У него нет точных данных, что она погибла и погибла именно здесь, но Агеев твёрдо знает, что если она погибла, то в этом повинен он, пославший её на смерть. Жертвуя в дни войны на оккупированной Белоруссии этой девушкой, которую полюбил, Агеев смыл с себя подозрения в том, что он бездействует, что не хочет принимать участие в подпольной борьбе. Но, смыв подозрение, взял на свою душу грех.

       Об этом грехе и ответственности за чужую погубленную жизнь и размышляет в 80-е годы Агеев, которого никто ни в чём не обвиняет. Винит и обвиняет только собственная совесть. А совесть, по Быкову,  это ответственность за всё, что происходит на свете.)

  1. Вопрос:

      – Кто же он, наш герой? Какова история его жизни и прошлого? (Ответ с опорой на текст с элементами анализа.)

       (В первые дни войны полк Агеева, беззащитный перед авиацией и танками, был разгромлен, а он, чудом уцелевший, чудом вырвавшийся из окружения, избежавший плена, с развороченной осколком ногой, добрёл вместе с однополчанином до белорусского местечка, надеясь найти там какой-нибудь приют, какое-нибудь убежище, где можно залечить рану, чтобы потом пробираться к линии фронта, к своим, чтобы занять место в армейском строю.  человек военный, он был готов идти в бой, в огонь. Но прежде ему всё было ясно, во всех ситуациях, которые он мог себе представить, Агеев знал, как себя вести, что делать. Он ощущал себя частицей великого целого. И вдруг рухнул незыблемый порядок вещей. Теперь он должен был противостоять бедам, обступившим его со всех сторон, опираясь лишь на собственное мужество, разумение, совесть.  В белорусском местечке война сводит его с разными людьми, которые становятся и его врагами и его друзьями. Жизнь заставляет принимать решения, которые потом, многие годы спустя, будут мучить его совесть, его память, постоянно возвращать в 40-е.

       Агеев – сын своего времени, 30-х годов: подозрителен, недоверчив. Его нравственные представления принадлежат поре крайнего ожесточения, безжалостной решимости, когда жизнь одного (!) человека не имела никакого значения. Шла жестокая борьба миллионов и пощады не было никому.)

  1. Вопрос:

      – Как воссоздана в повести атмосфера 30-х, предвоенных годов?

       (Через исповедь Барановской (чтение в отрывках). Эта исповедь важна нам ещё и тем, что в ней поднимается, пожалуй, самый главный вопрос человеческого общежития – как надо жить. Всё просто и трудно одновременно. Барановская говорит: «Дело в совести, которую далеко не со всем в нашей жизни совместить можно… Мы были обделены в нашей жизни добром… Что ещё могло быть дороже? Золото? Богатство? Их у нас никогда не было, а доброта была… Для себя уже не надо, мне что… Для других. Тем более для хороших людей. Которые в ней нуждаются… Доброта невозможна без Бога, а со злом в человека обязательно вселяется дьявол, которому уже не будет удержу.»)

Вопрос:

      – Что может быть выше классовых обид?

       (Добро, совесть, милосердие. Именно в них основы жизни.)

  1. Определение главного художественного конфликта повести.

       Исповедь Барановской обозначает главный трагический конфликт повести. Попробуем его обозначить (ответы учащихся могут быть разные, вопрос трудный).

       (Конфликт заключается в драматических противоречиях действительности. Слово известному социологу Владимиру Шубкину: «В войну вступила предвоенная страна. И всё, что было в ней – способность к самопожертвованию и подозрительность, жестокость и душевная незащищённость, подлость и наивная романтика, официально демонстрируемая преданность вождю и глубоко скрытые сомнения, тупая неповоротливость бюрократов, перестраховщиков и лихая надежда на авось, тяжкий груз обид и ощущение справедливости этой войны, – всё народ принёс с собой на фронт. Ничего не оставил, ничего не забыл. И со всем этим сталкивались и солдаты, и маршалы.»)

       Теперь мы лучше понимаем поступок Агеева, который, испытывая страх быть заподозренным в предательстве, посылает Марию с толом на станцию.

Вопрос:

      – Какой герой повести догадывается об этом?

       (Молокович: «Вам не терпелось оправдаться, рассеять подозрения». В страхе была настоящая причина слома Агеева.)

       Но к Агееву всё же приходит осознание порочного круга подозрительности. Он понимает также, что этот круг можно разорвать только тогда, когда изменишь отношение к человеку, к цене его жизни. в этом суть.

   

       Читать:

       «Оставшись один, он стал думать, почему так устроены люди, что вот появляется маленькая неясность и уже готовы усомниться, готовы поверить нескольким окольным фактам и не верить долгим годам дружбы, знакомства, совместной работы, наконец, испытанию смертью, которое они недавно совместно выдержали. Но неужели Молокович тоже усомнился в его честности, неужели подумал хоть на минуту, что он двурушник и может их предать? Но ведь, наверно, подумал? Наверно, думать так было привычней? Или проще? Или, возможно, практичнее, дальновиднее? Но если дальновиднее, как же тогда его человеческая судьба? Или в такой обстановке одна судьба ничего не стоит? Так сколько же тогда судеб что-нибудь стоят? Сто? Тысяча? Десять тысяч? Нет, видно, если ничего не стоит одна, так мало стоят и десять тысяч».

  1. Вопрос:

      – Имел ли право Агеев рисковать жизнью Марии?

       (Такого права у него не было и никогда не будет. Тогда он переступил через этот общечеловеческий закон и жестоко поплатился: потерял любимую женщину и ребёнка, которого носила Мария под сердцем, его ребёнка, он потерял покой на всю оставшуюся жизнь.)

Вопрос:

      – Можно ли было всё рассказать на материале военного времени? Зачем писателю понадобился седой человек и прошедшие десятилетия после войны?

        (Быков преподнёс Агееву нравственный урок. Время заставило Агеева переоценить некоторые из былых ценностей; ему стало ясно, что он ошибался и ошибался жестоко. И какими бы благими намерениями, какими бы высокими соображениями – так они воспринимались тогда – не продиктованы эти ошибки, он их сегодня себе простить не может, не может снять с себя вину. Оправдать себя, поладить как-то с совестью, переложить на кого-то или на что-то ответственность – значило для него предать и своё прошлое, и своё настоящее. Каким бы  необходим, он целителен. Агеев совершает над собой нравственный суд.)

       Так в повесть входит тема покаяния.

Читать:

       «Тот давнишний Агеев исчез, переродился, подменён совсем другим человеком, ничего общего не имеющим со своим сорокалетней давности предшественником… Сам он на все лады тысячи раз судил и обсуждал Агеева давнишнего… Этот судья со временем стал ориентироваться на истинный кодекс непреходящих ценностей, на первом месте среди которых он ставил человеческую жизнь как таковую. В том числе и ту жизнь, которой он некогда столь безрассудно распорядился в этом посёлке…

       Чувство безутешного горя охватило его так сильно, что он беспокойно поднялся и вдруг совершенно непроизвольно заплакал. Он плакал долго и самозабвенно… о себе и о них, неизмеримых человеческих страданиях, которые, оказывается, ни для кого не проходят бесследно. Наученный жизнью, он уже понимал, что за всё надо платить – за хорошее и за плохое, которые так крепко повязаны в этой жизни, но всё дело в том, кто платит. Платит, конечно тот, кто меньше всего повинен, кто рассчитывает на выигрыш, кто от рождения обречён давать – в отличие от тех, кто научился лишь брать и взыскивать. В своё время он заплатил ЕЮ и был жестоко наказан, потому что ОНА была послана ему для счастья, а не для искупления».

Вопрос:

      – Почему Агеев не докопал карьер, ведь осталось совсем немного?

       (Копая карьер, Агеев копал свою память, свою совесть, которая заставляет больно сжиматься его сердце, от которой в глазах стоят слёзы. Не докопав, он оставляет для своей совести лазейку. Если Марии там нет, остаётся надежда, что она жива, и тогда можно снять с себя этот непосильный груз стольких лет… Он не хочет найти в карьере доказательства того, что Мария была расстреляна.)

       Когда-то Василь Быков сказал: «Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком только при условии, что совесть людская останется на высоте».

                        (Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь»)

                     

     

 

    

       

       

               

 

         

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....