Материалы для подготовки к ОГЭ по "Слову о полку Игореве"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?
«Слово о полку Игореве» имеет сходства с произведениями устного народного творчества. В приведённом фрагменте, как и в сказке, встречаются постоянные эпитеты «мечи булатные», «головы поганые».Князь Всеволод напоминает былинного богатыря, поэтому его мужество во время битвы с половцами преувеличивается. Таким образом, близость данного отрывка состоит в сходстве образов и средств выразительности.
1.1.2 Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
Антитеза — это приём противопоставления. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, с помощью антитезы автор воспевает мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой и до последней капли крови сражаются за родную землю.
1.1.3. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»), Как раскрывается в них тема воинского подвига?
Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. В «Слове…» описывается бой русских дружин с половцами. А в главе «Поединок» рассказывается о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы отдать жизнь.Таким образом, авторы показывают, что победа во все времена достигается большим трудом, смелостью и выносливостью людей.
- Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
Олицетворение-это приём одушевления. С его помощью автор одухотворяет природу и передаёт её боль и тревогу за судьбу русской дружины: «стонет мать-земля», «пыль несётся».Таким образом, это средство выразительности помогает подчеркнуть единство мира человека и природы.
1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
Автор неоднозначно относится к Игорю и его воинам. С одной стороны, он прославляет их смелость и мужество: «Валит враг, но полон ратных сил Русский стан сомкнулся перед боем».А с другой, осуждает за стремление к личной славе. Таким образом, в приведённом отрывке не только воспевается мужество русской дружины, но и указываются недостатки, которые привели её к поражению.
1.1.3. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. Слава и храбрость русского воина запечатлена в обоих отрывках. Как истинный патриот своей земли, автор «Слова…» восхищается мужеством русской дружины. Нелегок бой, враг силен и опасен, но гордость звучит в словах, прославляющих силу русского оружия: Автор «Слова…» славит русского князя:
С таким же восхищением рисует Петра I Пушкин: Таким образом, приведённые отрывки объединяет чувство патриотизма.
- Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?
Плач Ярославны -это яркий пример обращения людей за помощью к природе. В приведённом фрагменте автор показывает, что древнерусские люди верили в её силы и обожествляли их. Таким образом, плач –это заклинание, заговор, который спасает Игоря от беды.
1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры?
Метафора-это скрытое сравнение. Она помогает изобразить печаль и боль жены князя Игоря, её готовность прийти к мужу на помощь, а также точно передаёт страдания героини.(«Обернусь я бедная кукушкой», «улетят, развеются туманы».Таким образом, метафоры играют большую роль в создании образа любящей и верной жены.
1.1.3 . Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.А. Заболоцкого) с приведённым фрагментом «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Чем различаются обращения Ярославны и королевича Елисея к силам природы?
Герой Пушкина также,как и Ярославна, обращается к природным силам с просьбой помочь отыскать царевну. Однако в речи Ярославны Ветер, Днепр и Солнце предстают перед нами разрушителями, так как причиняют боль князю Игорю. В отрывке из "Сказки..." силы природы помогают Елисею отыскать любимую. Таким образом,в обращениях образы природы выполняют разное значение.
1.1.1.Почему князь Игорь решается на побег?
Князь не может смириться с поражением даже в плену. Его любовь к родине настолько сильна, что он готов отдать жизнь за неё. Оставаться в плену ему невыносимо,и поэтому Игорь бежит от половцев.
1.1.2 Какую роль в описании бегства Игоря из плена играют образы природы?
Образы природы играют большую роль в описании бегства Игоря из плена. Мы видим, что природа приветствует его возвращение домой. Таким образом, автор показывает читателю, что русская земля прощает ошибки неудачного похода своему сыну и любит его.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с финалом рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем различаются описания бегства героев из плена?
В обоих фрагментах показывается описание бегства героев из плена. Однако в «Слове» князь Игорь выглядит счастливым человеком .Он любуется природой, потому что находится на свободе .В отличие от князя Жилин не наслаждается природой.Он опасается преследования ,и поэтому не хочет долго оставаться в лесу. Таким образом, описания отличаются разным поведением героев .
- Почему повествование о неудачном походе русских князей заканчивается их прославлением?
«Слово о полку Игоре»-это великий памятник древнерусской литературы, который посвящён описанию неудачного похода князя Игоря на половцев.Однако автор прославляет князей, потому что он считает княжескую власть сильной и способной дать отпор врагу. Таким образом, в повествовании звучит вера в могущество и силу русских князей.
- Как связаны восход солнца на небе и возвращение князя Игоря на Русскую землю?
Солнце играет большую роль в произведении, так как этот образ связан с главной мыслью произведения. На земле наступает праздник,когда Игорь возвращается из плена. Таким образом, автор показывает читателю, что русская земля прощает своего смелого сына и радуется его возвращению на родину.
- Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Чем различается эмоциональная окраска приведённых фрагментов?
В обоих фрагментах рассказывается о возвращении героев.В «Слове » рассказывается, что на земле наступает праздник, когда Игорь возвращается из плена. Так, автор показывает читателю, что русская земля прощает своего смелого сына и радуется его возвращению на родину: «восходит солнце», «вьются песни» . В отрывке из поэмы «Василий Тёркин» говорится ,как солдаты с немецкой стороны пробираются к фронту, поэтому они чувствуют себя неловко. Таким образом, эмоциональная окраска во 2 отрывке неяркая 1.1.1 Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»? |
1.1.2 В чём смысл сравнения героини с кукушкой? |
1.1.3 Сопоставьте «плач Ярославны» из приведённого фрагмента «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А. Жуковского «Светлана». Что сближает Ярославну и Светлану?
В обоих фрагментах авторы передают тоску героинь, потому что они разлучены со своими любимыми. Ярославна -любящая жена. Она горюет о том, что князь Игорь находится в плену , и поэтому с заклинанием обращается к силам природы за помощью..Светлана в отличие от княгини не имеет мужа. Но она тоже разлучена с любимым.Чтобы справиться со своим горем, она читает молитву. Таким образом, обеих героинь сближает вера в чудотворные силы природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"
папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....
Презентация Слово о полку Игореве
В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....
"Слово о полку Игореве" (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Презентация к уроку литературы....
«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"
Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...
Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....
"Слово о полку Игореве". Дидактические материалы к уроку. 9 класс.
Данная работа представляет собой разнообразный по структуре материал, который можно использовать на уроках, посвященных изучению памятника древнерусской литературы «Слова о пол...