Материалы для подготовки к ОГЭ по "Слову о полку Игореве"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_k_slovu_o_polku_igoreve.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?

        «Слово о полку Игореве» имеет сходства с  произведениями  устного народного творчества. В приведённом фрагменте, как и в сказке, встречаются постоянные эпитеты «мечи булатные», «головы поганые».Князь Всеволод  напоминает  былинного богатыря, поэтому его мужество во время битвы с половцами преувеличивается. Таким образом, близость данного отрывка состоит в сходстве образов и  средств выразительности.

1.1.2 Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?       

     Антитеза — это  приём противопоставления. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, с помощью антитезы  автор воспевает мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой и до последней капли крови сражаются за родную землю.

1.1.3. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»), Как раскрывается в них тема воинского подвига?

Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. В  «Слове…» описывается бой русских дружин с половцами. А в  главе «Поединок» рассказывается  о рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы  отдать жизнь.Таким образом, авторы показывают, что победа во все времена достигается большим трудом, смелостью и выносливостью людей.

  1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?

       Олицетворение-это приём одушевления. С его помощью автор одухотворяет природу и передаёт её боль и тревогу за судьбу русской дружины: «стонет мать-земля», «пыль несётся».Таким образом, это средство выразительности  помогает подчеркнуть  единство мира человека и природы.

1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?

     Автор неоднозначно относится к Игорю и его воинам. С одной стороны, он  прославляет их смелость и мужество:  «Валит враг, но полон ратных сил Русский стан сомкнулся перед боем».А с другой, осуждает за  стремление к личной славе. Таким образом, в приведённом отрывке  не только воспевается мужество русской дружины, но и  указываются недостатки, которые привели её к поражению.

1.1.3. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?

Оба фрагмента посвящены теме воинского подвига. Слава и храбрость русского воина запечатлена в обоих отрывках. Как истинный патриот своей земли, автор «Слова…» восхищается мужеством русской дружины. Нелегок бой, враг силен и опасен, но гордость звучит в словах, прославляющих силу русского оружия: Автор «Слова…» славит русского князя:

С таким же восхищением рисует Петра I Пушкин:   Таким образом, приведённые отрывки объединяет чувство патриотизма.

  1. Почему Ярославна, горюя об Игоре, обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?

Плач Ярославны -это яркий пример обращения людей за помощью к природе. В приведённом фрагменте автор показывает, что древнерусские люди верили в  её силы и обожествляли их. Таким образом, плач –это заклинание, заговор, который спасает Игоря от беды.

1.1.2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры?

      Метафора-это скрытое сравнение. Она помогает изобразить печаль и боль жены князя Игоря, её готовность прийти к мужу на помощь, а также точно передаёт страдания героини.(«Обернусь я бедная кукушкой», «улетят, развеются туманы».Таким образом, метафоры играют  большую роль в создании  образа любящей и верной жены.

1.1.3 . Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.А. Заболоцкого) с приведённым фрагментом «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Чем различаются обращения Ярославны и королевича Елисея к силам природы?

    Герой Пушкина также,как и Ярославна,  обращается к природным силам с просьбой помочь отыскать царевну.  Однако в речи Ярославны   Ветер, Днепр и Солнце предстают перед нами разрушителями, так как  причиняют боль князю Игорю. В отрывке из "Сказки..." силы природы помогают Елисею отыскать любимую. Таким образом,в обращениях  образы природы выполняют разное значение.

1.1.1.Почему князь Игорь решается на побег?

      Князь   не может смириться  с поражением даже в плену. Его любовь к родине настолько сильна, что он готов отдать жизнь за неё. Оставаться в плену ему невыносимо,и поэтому Игорь бежит от половцев.

1.1.2 Какую роль в описании бегства Игоря из плена играют образы природы?

Образы природы играют большую роль  в описании бегства Игоря из плена. Мы видим, что природа приветствует его возвращение домой. Таким образом, автор показывает читателю, что русская земля прощает ошибки неудачного похода своему сыну и любит его.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с финалом рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем различаются описания бегства героев из плена?

    В обоих фрагментах показывается описание бегства героев из плена. Однако в «Слове» князь Игорь выглядит счастливым человеком .Он любуется природой, потому что находится на свободе .В отличие от князя Жилин не наслаждается природой.Он опасается преследования ,и поэтому не хочет долго оставаться в лесу. Таким образом, описания отличаются разным поведением героев .

  1. Почему повествование о неудачном походе русских князей заканчивается их прославлением?

«Слово о полку Игоре»-это великий памятник древнерусской литературы, который посвящён описанию неудачного похода князя Игоря на половцев.Однако  автор прославляет князей, потому что он  считает княжескую власть  сильной и способной дать отпор врагу. Таким образом, в повествовании звучит вера  в могущество и силу русских князей.

  1. Как связаны восход солнца на небе и возвращение князя Игоря на Русскую землю?

 Солнце играет большую роль  в произведении, так как этот образ связан  с  главной мыслью произведения. На земле наступает праздник,когда Игорь возвращается из плена. Таким образом, автор  показывает читателю, что  русская земля прощает своего смелого  сына и радуется его возвращению на родину.

  1. Сопоставьте рассматриваемый фрагмент «Слова о полку Игореве» с фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Чем различается эмоциональная окраска приведённых фрагментов?

       В обоих фрагментах рассказывается о возвращении героев.В «Слове » рассказывается, что на земле наступает праздник, когда Игорь возвращается из плена. Так, автор  показывает читателю, что  русская земля прощает своего смелого  сына и радуется его возвращению на родину: «восходит солнце», «вьются песни» . В отрывке из поэмы «Василий Тёркин» говорится ,как солдаты с немецкой стороны  пробираются к фронту, поэтому они  чувствуют себя неловко. Таким образом, эмоциональная окраска во 2 отрывке  неяркая

1.1.1 Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?

1.1.2 В чём смысл сравнения героини с кукушкой?

1.1.3 Сопоставьте «плач Ярославны» из приведённого фрагмента «Слова о полку Игореве» с фрагментом баллады В.А. Жуковского «Светлана». Что сближает Ярославну и Светлану?

      В обоих фрагментах  авторы  передают тоску героинь, потому что они разлучены со своими любимыми. Ярославна -любящая жена. Она  горюет о том, что князь Игорь находится в плену , и поэтому с заклинанием обращается к силам природы за помощью..Светлана в отличие от княгини не имеет мужа. Но она тоже разлучена с любимым.Чтобы справиться со своим горем, она читает молитву. Таким образом, обеих героинь сближает вера в чудотворные силы природы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"

Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...

"Слово о полку Игореве". Дидактические материалы к уроку. 9 класс.

Данная работа представляет собой  разнообразный  по структуре материал, который можно использовать на уроках, посвященных  изучению памятника древнерусской литературы «Слова о пол...