Исследовательская работа ученицы 8 класса А "Роль русской песни в произведениии (по роману А.С.Пушкина Капитанская дочка)
материал по литературе (8 класс) на тему
В работе исследуется роль песен в создании внесценического пространства произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pesni5_1.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1929”
Исследовательская работа по литературе
Роль русской песни в литературном произведении
(по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Автор работы:
Загородняя Мария, ученица 8 «А» класса.
Руководитель:
Исмагилова Е.В.,
учитель русского языка и литературы.
Актуальность работы: В наше время учащиеся все меньше интересуются литературой. Причин для этого множество: и общее настроение в обществе, и огромное количество гаджетов, предоставляющих другие способы проведения досуга, и отсутствие интереса к чтение, особенно классической литературы. Именно она требует глубокого и вдумчивого прочтения, осмысления произведения. Кроме того, написанные в 19 веке художественные произведения были более понятны современникам авторов, т.к. имеющиеся в них приметы времени были им хорошо знакомы и не требовали дополнительного истолкования. Нам, школьникам 21 века, приходится гораздо труднее, мы просто не всегда можем оценить замысел автора, понять подтекст произведения, опираясь на исторические события. Вот я и решила на практике исследовать, каким же может стать художественное произведение для читателя, если он попытается разобраться в особенностях литературного произведения.
Цель исследования: исследовать роль русской народной песни в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Гипотеза: песни в лирических произведениях не только передают переживания лирического героя, выполняют прогнозирующую функцию и являются средством авторской характеристики и его отношения к персонажу, но и помогают воплотить авторский замысел, играют роль аллюзий, помогающих читателю постичь подтекст произведения, рисуют внесценическое пространство.
Задачи:
- показать на произведении из школьной программы роль песни в художественном произведении
- проанализировать песни, определить сходство их с содержанием глав
- продемонстрировать необходимость внимательного отношения к авторскому замыслу
Методы исследования:
- изучение литературы по предмету исследования
- наблюдение
- сравнение
-анализ
План работы
- Поиск определения песни, ее происхождения, жанров и символики
- Чтение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
- Поиск песен в романе
- Поиск оригиналов песен из романа
- Сопоставление текста песни с текстом главы
- Анализ песен
- Поиск параллелей
- Сравнение
- Обобщение полученных результатов
Структура работы
- Введение
- Особенности песен, их происхождение, жанры
- Символика лирических песен
- Роль песни в литературном произведении
- Анализ представленных песен и их сравнение с содержанием глав
- Вывод
Введение.
Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является последним романом великого писателя. Это произведение – своеобразный итог раздумий писателя о жизни, в нем на историческом материале проясняется судьба России и судьба русского человека. Повествование – семейная хроника, написанная от лица Петра Андреевича Гринева, молодого человека, волею судеб оказавшегося в самой гуще пугачевского восстания.
«Капитанская дочка» была задумана и писалась как исторический роман. Именно это и стало главным в содержании романа. В романе 14 глав. Эпиграфом к 6 из них являются русские народные песни.
Кроме того, в произведение включены еще две песни в главах 4 и 6. Эпиграфом к главе 5 служат сразу две песни. Подобные исследования проводились еще в 19 веке, правда, в основном изучались источники, которыми пользовался А.С. Пушкин. Я решила проанализировать, почему А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфа именно эти русские песни, выбрав их из огромного количества подобных, и как они влияют на раскрытие авторского замысла.
Пушкин очень любил эпиграфы и придавал большое значение их выбору. Он использовал эпиграфы не только в произведениях, но и в повседневной жизни, даже когда писал письма своей жене. Основная часть песен представлена несколькими строками. Безусловно, современники писателя знали, о каких песнях идет речь, однако нам, людям 21 века, не известны эти произведения. Я предположила, что подробное изучение песен поможет понять авторский замысел исторического романа.
ЧАСТЬ 1
Особенности песен, их происхождение, жанры.
Песня или песнь — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам.
Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.
Песня русского народа появилась из фольклора славянских племен Киевской Руси. Изначально русская народная песня могла звучать на значимых обрядах, свадьбах. Были также известны песни, отражающие конкретные исторические события. Не обходилось также и без лирических песен. Чуть позже появляется такой популярный жанр, как солдатская песня. В ней народ изливает все свое горе, пытается определить масштабы трагедии, связанной с огромным количеством загубленных человеческих душ.
Самым любимым и нестареющим жанром фольклора стали народные песни (солдатские, семейные, любовные, обрядовые). Народные лирические песни воплотили в себе тот поэтический потенциал, который впоследствии сформировал лирику как род литературы.
Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих
Символика лирических песен
Основным принципом внутренней организации народных лирических песен является поэтический параллелизм. В таких песнях всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, символическая картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни.
Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц – символ отца, солнце – матери, звезды – детей, а также месяца – молодца( мужа) и девушки – зорюшки( жены).
Довольно часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень и голубь, а девушки – белая лебедушка, серая утушка, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, выступает серая кукушка.
В качестве лирических героев ещё чаще используются предметы растительного мира: девушка – белая береза, калина, малина и сладкая вишня. Молодец – дуб, хмель и виноград.
Символы чаще всего употребляются попарно: селезень, утушка, дуб и осина.
Если речь идет о растениях немаловажной деталью остается их состояние: цветение означает радость и веселье, а увядание – печаль и разлуку.
ЧАСТЬ 2
Роль песни в литературном произведении
Песня может быть:
- Эпиграфом
- Частью произведения
- Главным героем повествования (рассказ «Певцы» И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»)
Эпиграф – короткий текст, точная или измененная цитата, помещаемая автором перед текстом сочинения и его части.
Для чего нужен эпиграф?
- При помощи эпиграфа писатель выражает свое отношение к героям, событиям или же ко всему сюжеты в целом
- Эпиграф выполняет прогнозирующую функцию, тем самым намекая на поворот в сюжете, идею произведения или особенность главного героя (характеристику).
Часть 3
Сопоставительный анализ песен, использованных автором, и текста произведения.
Глава II «Вожатый»
Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края. (См. приложение). Эпиграф намекает на скорый отъезд Петра Гринева в другой город, чтобы служить родине. Мало того, в песне подчеркивается нежелание молодого солдата идти на службу. Можно сказать, что эпиграф символизирует ожидания Петра Гринева от грядущих перемен. И, на первый взгляд, все так и есть. Отец его, верный долгу отставной офицер, убежден, что служить Отечеству обязан каждый дворянин. Однако во 2 и 3 вариантах есть еще причины отправиться на военную службу: бодрость молодецкая, прыткость (смотреть приложение). Петруша Гринев отнюдь был не против послужить Отечеству, только местом службы ему виделся Санкт-Петербург. Что касается «хмелинушки кабацкой», то это было обычным делом напоить человека в кабаке и забрить в солдаты. По свидетельству Палицына, злоупотребления господ в годы голода были вопиющими. У одних людей господа брали «написание служивое силою и муками», других приглашали испить винца и после трех- четырех чарок обращали в рекруты.
В первом варианте песни есть и прямое сходство с сюжетом главы: спать герою приходится тоже на голых досках. «Я расположился ночевать и лег на лавку. Хозяин расположился на полу»
«Куда это меня занесло? В полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей », - так пишет Петруша Гринев.
Таким образом, прочитав текст песен целиком, я узнала некоторые исторические факты, касающиеся воинской службы.
Глава III «Крепость»
Эпиграф – солдатская песня (См. приложение).. Здесь мы снова видим намеки на те события, которые должны случится, и ожидания героя. Фортеция – небольшое укрепление, крепость. Гринев же представляет себе грозные бастионы, башни и вал. Однако перед ним деревушка, окруженная бревенчатым забором, а у ворот старая чугунная пушка. Ничего общего с тем, о чем думает Петруша. По одной из версий эту песню написал сам Пушкин, используя символику русской народной песни. Пир – кровавая битва, много развернутых метафор. Можно проследить связь песни с русской пословицей «лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою» Солдатская песня Пушкина не очень похожа на классическую солдатскую песню, в которой обычно передается горечь утраты, трудности войны. В песне же говорится о неприступности Белогорской крепости, использована антитеза – сами едим хлеб и воду, а накормим пирогами.
Глава IV «Поединок»
В этой главы встречаются две песни (См. приложение). Одна, которую сочинил сам повествователь. Характер оригинальной песни – обращение, песня носит более печальный характер, в ней девушка не испытывает ответных чувств, поэтому Пушкин переделывает ее, убирая вторую, третью, часть четвертой строфы. Песня, написанная героем, – посвящение конкретному человеку, Маше Мироновой. Песня передает чувства Гринева, трепетную любовь, надежду на взаимность, чистоту мыслей.
Вторая песня в этой главе поётся Швабриным. В черновиках повестей Белкина исследователь Оксман нашел зародыш будущего произведения – песню «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь». В черновом варианте «Барышни-крестьянки» её пела горничная Настя. В «Капитанской дочке» о песне говорит Швабрин. Якобы из-за неё он поссорился с Гриневым. Прочитав песню, сразу можно понять, что за человек Швабрин и какого к себе отношения он ждет от Марии Ивановны. К тому же эта песня поётся от лица девушки, которая мечтает познакомиться с «купчиком молодым, не женатым, холостым». Здесь девушка ведёт себя нескромно. Но это видно только в оригинале: в самом произведении даны только первые две строки. Очевидно, современникам Пушкина эта песня была хорошо знакома, и приводить текст целиком не требовалось. Происхождение этой песни идет в глубоко древность. Смысл этой песни раскрывается, если вчитаться в само произведение. В воображении Гринева Марья Ивановна как бы была опрокинута на земь, в грязь, словами Швабрина: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». А Гринёв - купечик молодой, который вступается за её честь, вызывая Швабрина на дуэль. В конце этой веселой песенки молодой купец говорит, что, если он поднимет девушку, будет расплата – его накажут. Этот сюжет повторился и в жизни: едва Гринёв начал орудовать шпагой на дуэли, как получил ранение.
Можно сказать, что две песни данной главы – антитеза. Они противопоставлены и по ритму, лексике, а главное по отношению к героине. Эти две песни дают характеристику героев, помогают понять их внутренний мир, нравственные ценности.
Глава V «Любовь»
(См. приложение)
Первый эпиграф – часть песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен». Здесь опять сама песня находится в противоречии с содержанием главы. Именно Петруша Гринёв настаивает на браке с Машей Мироновой, несмотря на то, что у нее нет приданого, а родители Гринёва категорически против этого союза. Маша поступает в соответствии с традициями. Она прекрасно понимает, что нельзя заставлять Петрушу выбирать между родителями и ею. Жизни без благословения у молодых не будет. Эпиграф намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринёва против их брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гринёву. Повествование во всех трёх песнях идёт от лица девушки, которая прощается с милым другом. Вторая песня более печальная. Там одиночество девушки особенно заметно: со всеми, кроме девушки, милый друг прощается. Только отъехав далеко, чтобы никто не увидел, юноша возвращается. В тексте главы есть прямая ссылка на слова песни: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич». Третья песня особенно проникнута нежностью к молодцу, который трижды называется «младым ясным соколом» и один раз просто : ясным соколом». И утешает молодец красну девицу так, как будто покидает ее не по собственной воле. Песня – яркий пример применения символики. Очевидно, что концовка в те годы в песнях была очень популярна.
Глава VI «Пугачевщина»
Эпиграф - отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным. (См. приложение). Песни о Казани обычно кратки и не без грубоватого юмора. В них описаны насмешки татарок на стенах, вспыльчивость Грозного, и роль подкопов и пороховых взрывов при взятии Казани. Грозный царь Иван Васильевич часто не был главным героем таких песен. Вот и в этой песне всё же главными героями являются простые люди: пушкари, казаки. Содержанием этой песни о взятии Казани является столкновение Ивана IV, заподозрившего измену в войске, с пушкарями, которые не были предателями. Под стены Казани подвели подкоп, в подкоп закатили бочки с порохом. Одинаковые свечи поставили и зажгли одну в подкопе на бочке с порохом, другую — в шатре Грозного. Сгорела свеча в шатре «великого князя Московского», а взрыва нет. В гневе Иван хочет казнить пушкарей. Молодой пушкарь смело говорит царю: «На ветру свеча горит скорее, под землей свеча горит тише». Задержал великий князь московский расправу с пушкарями, догорела свеча до пороха, взорвались стены города, была взята Казань. Вот и в главе речь идет, в первую очередь, о поведении при осаде Белогорской крепости простого люда. Измена казаков становится своего рода подрывом стен. И в песне, и в романе говорится об измене. Если в песне измена мнимая, то в романе казаки предают и своего начальника, и государыню-императрицу, изменяя присяге.
Ещё эпиграф намекает нам на то, что роман есть семейная хроника, своеобразное обращение «старого старика» Петра Андреевича к своим потомкам. Повествование о «делах давно минувших дней». Теперь, когда мы читаем роман, эти события выглядят таким же далеким прошлым, как и взятие Казани Иваном Грозным, и имеют такое же значение для истории.
Второй эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» (См. приложение). и намекает на капитана Миронова, который служил в Белогорской крепости много лет и был повешен на виселице Пугачевым. Единственным отличием песни из чулковского сборника являются две строки, убранные А.С. Пушкиным, потому что у простого капитана-пехотинца никакого добра коня быть не может.
Тот самый старый башкирец, который вчера ещё (в предыдущей главе) потряс Гринева своим изуродованным пытками обликом, сегодня «очутился верхом» на перекладине виселицы. «Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». Следом за комендантом повесили поручика Ивана Игнатьича за то, что тот тоже, как и капитан Миронов, не только отказался присягать Пугачеву, но и назвал его вором и самозванцем.
Лирический герой так же, как и капитан Миронов, служил в армии. Иван Кузьмич служил всего сорок лет, а в крепости двадцать. Герой же песни, как сказочный персонаж, служил тридцать лет и три года. В эпиграфе ясно слышится сочувствие к казнённому человеку. Тот, кто честно служил, удостоен только «двумя высокими столбиками, перекладинкой кленовой, еще петелькой шелковой». Вот и вся его награда за верность. И песня, и текст главы страшны своей обыденностью. Казнят человека честного, который не сумел сделать свою службу средством наживы, не выслужил чинов. Простой русский офицер остаётся верным присяге до конца. Дело чести - служить тому, кому присягал. Верность любви, долгу проявляет и Василиса Егоровна: “Вместе жили, вместе умирать”.
Глава VIII «Незваный гость»
Эта «заунывная бурлацкая» песня занимает особое место в произведении. (См. приложение). Её очень вдохновенно пели разбойники на пиру, по случаю взятия крепости. Гринёв, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице». Довольно странен тот факт, что А.Пушкин взял именно бурлацкую песню при наличии огромного количества песен разбойничьих. Собственно бурлацкие песни - песни, исполнявшиеся бурлаками во время тяжёлых артельных работ, требовавших больших совместных усилий (снятие баржи с мели, вбивание свай, передвижение тяжестей и т. д.). В таких песнях главную роль выполняли припевы, они поддерживали рабочий ритм. В данном случае ничего подобного мы не видим. Нет никакого намёка на ритм, который помогает работе, нет припева, тема песни не соответствует традициям. Почему же так важно было указать жанровую особенность этого произведения? Может быть, потому, что дело, затеянное Пугачевым и его товарищами, тоже артельное, тяжелое. Часто бурлаки тянули баржи против течения – вот и в «Капитанской дочке» бунтовщики идут против власти, т.е. против течения.
Обращает на себя внимание и тот факт, что у лирического героя в песнях только четыре верных товарища: темная ночь, добрый конь, булатный нож, тугой лук. Нет рядом с ним сподвижников, соратников. Может, таким образом А.Пушкин давал нам понять одиночество Пугачева, о котором тот говорит Гриневу в главе «Мятежная слобода»: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они выкупят свою шею моей головой».
Как и герой песни, Пугачев умён и прекрасно понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?». Только удалой может спокойно взглянуть в глаза врагу, не таясь во всем признаться, чтобы затем достойно принять смерть. Пушкин перед песней подмечает, что ее особенно любил Пугачев, она была ему близка тем, что рассказывала о его жизни. И, наверное, поэтому в момент победы, миг призрачной радости, звучит песня о виселице…
В главе VIII Гринев слышит, как Пугачев запевает «заунывную бурлацкую песню», которую он называет своей «любимой», — «Не шуми, мати зеленая дубровушка»
Глава XII «Сирота»
Эпиграф к главе - переделка свадебной песни, записанной Пушкиным. (См.приложение). В результате получилось совершенно другое произведение. В оригинале лирическая героиня – богатая княгиня, у которой нет матери, но есть отец. Здесь явно просматривается символика русской песни: дуб – отец княгини, нет золотой вершиночки – нет у него жены. Много ветвей – много родственников. В варианте А.С. Пушкина яблонька – молодая девушка без роду, без племени. Нет у нее ни единого кровного родственника, который мог бы ее проводить к венцу.
Такую песню поют тогда, когда девушку выдают замуж посаженый отец и посаженая мать. Можно сказать, что Пугачев сам становится посаженым отцом Марии Ивановны. Песня еще больше усиливает трагичность событий.
Вывод
А.С.Пушкин серьезно подходил к выбору эпиграфов, песен для своих произведений. Сейчас над ролью песен, встречающихся в произведениях, мало кто задумывается. Раньше эти песни обычные люди знали наизусть и понимали их смысл, истоки. Эпиграфы пропитаны аллюзиями, которые и создают параллель между песней и сюжетом. Песни в произведениях А.С.Пушкина не только рассказывают об исторических событиях, обычаях и обрядах русского народа, не только передают внутренний мир и переживания лирического героя, но и служат прогнозирующим фактором, намекая на дальнейший поворот в сюжете, общую идею произведения, показывают отношение автора к герою. Эпиграф является способом создания внесценического пространства, на котором разворачивается сюжет, это ключ к разгадке авторского замысла.
Использованная литература
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Песня
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Народная_песня
http://modernlib.ru/books/pushkin_aleksandr_sergeevich/kapitanskaya_dochka/read
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so6/so63141-.htm?cmd=2
http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=uCgwOZjFz8M%3D&tabid=10183
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so4/so43502-.htm?cmd=2
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/z79/z79-0852.htm?cmd=2
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so2/so23149-.htm?cmd=2
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/so5/so533841.htm?cmd=2
http://a-pesni.org/istor/vzkazani.htm
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/p10/p1040595.htm?cmd=2
http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/XVIII/01_tom_XVIII/rosanov/rozanov.pdf
Приложение
Глава II «Вожатый» | Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня) |
Глава III «Крепость» | Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня) |
Глава V «Любовь» | Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная) Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная) |
Глава VI «Пугачевщина» | Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. (Песня) |
Главе VII «Приступ» | Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. (Народная песня) |
Глава XII «Сирота» | Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. |
Песни, встречающиеся внутри повествования
Глава IV «Поединок» | Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть, И, от взоров убегая, Тщуся вольность получить. Но глава, что мя пленили, Всеминутно предо мной. Они дух во мне смутили, И разрушили покой. Ты, узнав мои напасти. Сжалься, Маша, надо мной; Зря меня в сей лютой части, И что я пленен тобой. Капитанская дочь, Не ходи гулять въ полночь, |
Глава VIII «Незваный гость» | Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне доброму молодцу думу думати. Что заутра мне доброму молодцу в допрос идти Перед грозного судью, самого царя. Еще станет государь-царь меня спрашивать: Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын, Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал, Еще много ли с тобой было товарищей? Я скажу тебе, надежа православный царь, Всеё правду скажу тебе, всю истину, Что товарищей у меня было четверо: Еще первый мой товарищ темная ночь, А второй мой товарищ булатный нож, А как третий-то товарищ, то мой добрый конь, А четвертый мой товарищ, то тугой лук, Что рассыльщики мои, то калены стрелы. Что возговорит надежа православный царь: Исполать тебе, детинушка крестьянский сын, Что умел ты воровать, умел ответ держать! Я за то тебя, детинушка, пожалую Середи поля хоромами высокими, Что двумя ли столбами с перекладиной. |
Глава II «Вожатый»
Вариантов песни, взятых из «Собрания разных песен М.Д. Чулкова, существует несколько.
Вариант №1
Сторона ль ты моя, сторонушка,
Сторона моя незнакомая!
Что не сам я на тебя зашел,
Что не добрый меня конь завез,
Не буйны ветры завеяли,
Не быстры реки залелеяли -
Занесла меня, доброго молодца,
Что неволюшка солдатская,
Грозна служба государева.
На чужой дальней сторонушке
Ни отца нету, ни матушки,
Ни брата, ни родной сестры,
Ни младой жены, ни младых детушек.
Как на чужой дальной сторонушке
Что ложился я, добрый молодец,
На голых досках без постелюшки;
Умывался я, добрый молодец,
Что своими горючими слезми;
Утирался я, добрый молодец,
Я своею полой правою.
Вариант №2
Сторона ль ты моя сторонушка.
Сторона ль моя, не знакомая,
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не доброй ли да меня конь завез:
Завезла меня доброва молодца
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая".
Вариант №3
„Сторона-ль ты моя сторонушка
Сторона ль моя незнакомая,
Что не сам та я на тебя зашел,
Что не доброй меня конь завез,
Занесла меня кручинушка ,
Что кручинушка великая ,
Служба грозная Государева .
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая".
Глава IV «Поединок»
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И, от взоров убегая,
Тщуся вольность получить.
Но глава, что мя пленили,
Всеминутно предо мной.
Те глаза, что дух смутили,
И разрушили покой.
*
Зря тебя, всегда страдаю
Без тебя везде грущу.
И тебя я убегаю
И тебя везде ищу.
Ах! на толь тебя увидел.
И на толь тебя спознал,
Чтобы жизнь возненавидел,
И собой владеть престал.
*
Весь мой нрав переменился
С горестной минуты той,
С той, в котору я влюбился
И пленен твоей красой.
В ту минуту миновался
Уже мой спокойный век,
Как мой взор с твоим встречался,
В ту минуту он утек
*
Ты, узнав мои напасти
И что я пленен тобой,
Зря меня в жестокой части,
Сжалься, сжалься надо мной.
Не жалея, вспламенила,
Ты во мне, драгая, кровь,
Против воли заразила
И меня моя любовь
Вторая песня:
Капитанская дочь,
Не ходи гулять в полночь…
Вариант 1
Капитанская дочь, не ходи гулять въ полночь,
Не ходи гулять въ полночь, не прокладывай слѣдовъ,
Не прокладывай слѣдовъ мимо моего двора!
Какъ у моего двора пріукатана гора,
Пріукатана-углажена, водою улита,
И водою улита, чеботами убита.
И я скокъ на ледокъ, подломился каблучокъ,
Подломился каблучокъ, я упала на бочокъ,
Я упала на бочокъ. Погляжу, млада, лежу,
Погляжу, млада, лежу, я на правомъ на боку.
Ужъ я глядь-поглядь, — меня некому поднять.
Со гостиннаго двора идетъ купчикъ молодой,
Идетъ купчикъ молодой, не женатый, холостой.
Я не знала, какъ назвать, поучилася солгать,
Поучилася, какъ солгать, я Павлушею назвать:
Павлушенька душенька, сердце-радость, подыми!
— «Ахъ, я радъ, душа, поднять, — со стороны люди глядятъ,
Со стороны люди глядятъ, поимать съ тобой хотятъ!
Поведутъ тебя рядами, меня — лавочками,
Тебя станутъ бить батожьемъ, меня — палочками,
Меня палочками, передъ лавочками!»
Черновой текст был иным. В академическом издании он передан так: «...и сегодня запел ее при мне / на голос:
Вариант 2
Капитанская дочь
Не ходи гулять в полночь
Заря утрення взошла
Ко мне Машенька пришла,
Заря утрення взошла,
Ко мне Пашинька пришла;
С ней утехи прилетели,
Птички громче все запели —
День веселия настал.
Глава V «Любовь»
Первый эпиграф – часть песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен».
Ах ты, Волга, Волга матушка!
Широка, Волга, разливалася,
По лугам, лугам зеленым,
По цветочкам по лазоревым,
Что по травушке, муравушке!
Что под яблонью под кудрявою,
Что под грушею под зеленою
Молодец девку журил-бранил,
Журил-бранил, все добру учил:
«Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж,
Ты спроси, девка, отца-матери,
Отца-матери, роду-племени,
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданаго!»
Второй эпиграф
Вариант 1
Что пошёл мил во дороженьку
не во дальную печальную
он запел то с горя песенку
не поет он горё мыкает
не берёзонька с дубком совивалася
не девчоночка с дружком совыкалася
совыканьице было тайное
расставаньице было явное
ты прости прощай ка любушка
коли лучше ты меня найдёшь - позабудешь
коли хуже ты меня найдёшь - воспомянешь
Вариант 2
Вѣщевало мое сердце, вѣщевало,
Вѣщевало ретивое, не сказало,
Что въ конецъ моя головка погибаетъ:
Милъ-сердечный другъ несчастну покидаетъ.
По конюшенькѣ, душа моя, гуляетъ,
Онъ добра коня, сердечный другъ, сѣдлаетъ,
На добра коня садится, воздыхаетъ,
Съ широка двора сердечный другъ съѣзжаетъ.
Съ отцемъ, съ матерью мой милый другъ простился,
А со мною, со младою, постыдился.
Онъ, отъѣхавши далеко, воротился,
И прощаяся со мною, прослезился:
«Ты прости, милая, прости, дорогая!
Наживай себѣ мила друга инаго!
Буде лучше меня найдешь, — позабудешь;
Если хуже меня найдешь, — воспомянешь!»
Уже сколько мнѣ на семъ свѣтѣ ни жити,
Такого мнѣ мила друга не нажити!
Вариант 3
Не спала то я, младешенька, не дремала,
Я не думала, младешенка, не гадала,
Со правой руки ясного сокола упускала.
Подымался млад ясен сокол выше лесу,
Выше лесу, выше зеленой дубровы;
Опускался млад ясен сокол на сине море,
Он садился млад ясен сокол на кораблик;
По кораблику гостиный сын гуляет,
В звончаты он гусельки играет,
Он душу красну девицу утешает:
Ты не плачь, не плачь, душа красна девица!
Наживай себе мила друга инова;
Буде лучше меня найдешь, позабудешь,
Буде хуже меня найдешь, воспомянешь,
Вспомянув меня, душа моя, заплачешь.
Глава VI «Пугачевщина»
Эпиграф - отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным
Вы, молоды ребята, послушайте,
Что мы, стары старики, будем сказывати
Про Грозна царя Ивана про Васильевича,
Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил,
Под Казанку под речку подкопы подводил,
За Сулай за реку бочки с порохом катал,
А пушки и снаряды в чистом поле расставлял.
Ой, татарове по городу похаживают
И всяко грубиянство оказывают,
Оне Грозному царю насмехаются:
«А не быть нашей Казани за белым за царем!»
Ах, как тут наш государь-царь разгневался,
Что подрыв так долго медлился
Приказал он за то пушкарей строго казнить,
Подкопщиков и зажигальщиков.
Но все тут пушкари призадумалися,
А один пушкарь поотважился:
«Прикажи, государь-царь, слово выговорить».
Не успел пушкарь слово вымолвить,
Тогда лишь догорели зажигальны свечи,
И вдруг разрывало бочки с порохом.
Как стены бросать стало за Сулай за реку,
Все татарове тут, братцы, устрашилися,
Оне белому царю поклонилися.
Главе VII «Приступ»
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Со добра коня не слезаючи ,
Из стремян ног не вынимаючи .
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
(Народная песня)
Глава XII «Сирота»
Эпиграф к главе - переделка свадебной песни, записанной Пушкиным.
Много, много у сыра дуба,
Много ветвей и поветвей,
Только нету у дуба
Золотыя вершиночки;
Много, много у княгини души,
Много роду, много племени,
Только нету у княгини души;
Нету ее родной матушки:
Благословить есть кому,
Снарядить некому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...
Проверочная работа по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Даны иллюстрации к роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в сопровождении цитат из текста. Обучающиееся должны определить, какой эпизод они отражают, и озаглавить его...
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...