Урок литературы 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_poety_xx_veka_o_rodine_i_rodnoy_prirode.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка».
Цели:
- научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях;
- развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену;
- закреплять умение выразительного чтения;
- воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Планируемые предметные результаты:
- знать общее и индивидуальное в творчестве разных поэтов;
- уметь выразительно читать стихотворения; зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение; анализировать поэтический текст; сопоставлять поэтические тексты.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов;
- Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа;
- Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
Личностные результаты: формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация (портреты А. Прокофьева, Д. Кедрина, иллюстрация картины В.Васнецова «Аленушка»),
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте вспомним стихотворение С. Есенина.
Я покинул родимый дом…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Ребята, назовите основную тему стихотворения.( Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом…Любовь к Родине…)
- Как вы понимаете значение слова«Родина»? Что для вас обозначает слово «Родина»?
В словаре В.И.Даля : «Родина- Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином к-рой он состоит. Мы любим свой язык и свою родину
- Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом:
Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу?
Защита Родины, каков смысл этой фразы?
II.Работа по теме урока.
- Ребята, не только в поэзии мы можем видеть любовь к Родине, также эта тема была достаточно хорошо освещена и в других видах искусства, например в живописи.
- Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на исторические темы. А значит, тема родины для него тоже важна.
- В истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником – сказочником, художником- сказителем, который умело оживлял в своих полотнах страницы самых любимых в народе легенд и сказок.
- Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Аленушка» (работа в парах).
- Картина В.Васнецова «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада). Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Задание:. Внимательно рассмотрите картину русского художника В. М. Васнецова «Алёнушка» и вставьте пропущенные слова в приведённый ниже текст.
На картине художника В. М. Васнецова изображена бедная крестьянская девушка________________, которая пришла к лесному _____________, чтобы поделиться с ним своим горем. Тёмный густой ______________окружает зелёную полянку. Алёнушка сидит на большом - валуне, обхватив тонкими руками и склонив _____
_____. Каштановые ____________ небрежно падают вниз, едва не доставая камня. Она в простом крестьянском __________________, голубая кофта поблёкла от __________ и непогоды. Взгляд девушки прикован к ______________ глади озера. В мутной воде чуть виднеется _________________ Алёнушки. В воде тускло отражается ___________________, тесно обступивший большие камни, и _____________________, наклонившиеся над озером.
____________________ медленно плавают поодиночке, а иногда и вместе, плотно прижимаясь
друг к другу, словно не хотят расставаться. За _______________ Алёнушки виден лес. Он стоит мрачно и безмолвно, как будто в темноте его скрывается какая - то ______________ . Особенно красивы __________________. Они стройно тянутся вверх, словно стремятся достичь недосягаемой высоты _______________. Только осинки роняют жёлтые _______________, будто слезинки. Уже вечереет. Солнце вот - вот скроется. Лёгкие облака _____________ по серому небу. На ветке, над самой головой бедной сиротки сидят ______________. Они поют свои _________________, как будто хотят развеселить Алёнушку, отвлечь её от грустных мыслей. __________________ притихла и как бы сочувствует Алёнушке.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
2. А сейчас посмотрите на портреты двух поэтов XX века – Д. Кедрина и А. Прокофьева . Что общего у этих поэтов?
- А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Тема нашего урока : «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. А.Прокофьев «Аленушка», Д.Кедрин «Аленушка» Запишите тему урока в тетрадь.
Обучающиеся под руководством учителя формулируют цели и задачи урока.
Стихотворения А. Прокофьева и Д. Кедрина имеют одинаковые названия. Как вы думаете, являются ли они словесным пересказом картины Васнецова? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
III. Подготовка к сопоставительному анализу произведений А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана.»)
- Начнем работу с чтения стихотворения А. А. Прокофьева.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
«Аленушка» Прокофьева ,на первый взгляд, посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды). В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. . . . . . . .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
— Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?
Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
— Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева?
2) Стихотворение Д. Б. Кедрина.
— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение «нетленная краса»?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
— Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?
— Как во время войны люди воспринимали следующие строки?
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
- Сопоставим эти два стихотворения.
1. Скажите, какова тема стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?
2. Какова идея стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?
3. Можно ли считать стихотворение двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
- Скажите, в чем заключается схожесть стихотворений?
Поэт | Д.Кедрин | А.Прокофьев | |
1 | Тема стихотворения | ||
2 | Идея стихотворения | ||
3 | Схожесть | ||
4 | Различие | ||
5 | Словесный пересказ? | ||
6. | Изобразительно-выразительные средства |
IV.Подведение итогов урока.
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по - разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
V. Рефлексия.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
- Что вызвало затруднения? Над чем нужно будет поработать?
А сейчас составьте синквейн на тему " Аленушка"
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
– тема существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
VI. Домашнее задание
Написать анализ одного стихотворения на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....