Статья "Воспитание художественной литературой"
статья по литературе (6 класс) на тему
Одним из могучих стимулов и средств самовоспитания является художественная литература. Произведения реалистической художественной литературы отражают жизнь людей во всем многообразии ее проявлений. Читающий познает различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, характеры персонажей, их нравственные и волевые черты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitanie_hudozhestvennoy_literaturoy.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание художественной литературой.
«Искусство является светочем,
освещающим жизненный путь
для каждого вступающего в жизнь».
А. Н. Островский
Одним из могучих стимулов и средств самовоспитания является художественная литература. Произведения реалистической художественной литературы отражают жизнь людей во всем многообразии ее проявлений. Читающий познает различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, характеры персонажей, их нравственные и волевые черты.
В силу яркости изображения живые образы художественной литературы оказывают более действенное влияние на сознание читателя, чем понятия научных сочинений. Они дают не только знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию. Благодаря всему этому образы художественной литературы способствуют формированию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической.
«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».
А. Н. Островский отмечал, что литература «оживляет голые... факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».
По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.
Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению дефектов личности.
Человек, писал М. Горький, нуждается в героях, и он находит их не только в жизни, рядом с собой, но и в персонажах художественной литературы.
Примеры огромного влияния образов художественной литературы многочисленны. Неотразимое влияние на молодое поколение оказывал когда-то и продолжает оказывает образ Павла Корчагина из произведения Островского «Как закалялась сталь». «Когда мы идем в атаку,— писали в газету во время Великой Отечественной войны сорок фронтовиков,— нам кажется, будто на правом фланге наших боевых порядков с винтовкой наперевес идет Павел Корчагин, увлекая все подразделения своим примером».
Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли читатель ее читать и каков сам читатель, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.
От личности читателя зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на читателя, воспитывают его.
Одни читатели «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.
Некоторые читатели следят лишь за фабулой произведения, развертыванием событий, пропуская философские размышления автора или описания природы. Однако то и другое очень важно для восприятия содержания книги. Многие так называемые отступления писателя или вводят читателя в событие, или объясняют его. Описание природных явлений создает определенное настроение у читателя, без чего восприятие произведения будет обедненным.
Исследования показывают, что читать художественные произведения нужно медленно, как бы вмысливаясь и вчувствуясь в образы, с остановками в процессе чтения, чтобы поразмыслить. И во время длительных перерывов в чтении захватившее внимание читателя произведение не дает ему покоя; он то мысленно в своем воображении воспроизводит отдельные события, переживая их, то под влиянием прочитанного оценивает собственные черты личности, при этом одно одобряет, а другое порицает в себе.
При чтении неплохо иметь под рукой карандаш, с тем чтобы выписать интересные или очень значимые высказывания писателя в лице персонажа произведения. Такие записи не только помогают воспроизвести прочитанное в целом, но могут служить в качестве мотивов или правил самовоспитания.
По прочтении произведения бывает целесообразно еще и еще раз проанализировать свою жизнь, свой характер и сравнить с теми положительными образами произведения, которые могут стать образцами для сознательного подражания.
Нельзя ограничиваться самокритикой и благими намерениями. Под влиянием того или иного произведения можно составить программу самовоспитания или скорректировать уже имеющуюся и систематически работать над собой.
В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.
Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер.
Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение. Тот, кто не читает, лишает себя многого. Может быть, ему не понравилась книга, которую кто-то порекомендовал прочесть? Пусть тогда возьмет другую, третью, четвертую, пока не найдет то, что отвечает его потребностям и вкусам. Постепенно втянувшись, он перейдет к другому жанру, глубже станет понимать художественные произведения, а через это и самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Презентация доклада...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитыва
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....