Образы-символы в поэзии ВОВ
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема:Образы - символы птиц в поэзии о Великой Отечественной войне.
ЦЕЛИ:Проследить,какие образы-символы встречаются в поэзии о ВОВ,выявить их роль.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя.
«Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Если обратимся к жизни страны в 1941-1945 годах, неизбежно придём к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия,- правда, в наибольшей степени в ее музыкальном, песенном воплощении, которое и очень значительно усиливает воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придает ей крылья, несущие ее по всей стране.
Листая страницы книг, написанных о днях военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени перед нами воскресают события, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Булат Окуджава, В. Высоцкий, Дмитрий Кедрин, М.Дудин , Р. Рождественский, О. Берггольц и многие другие. Стихи, созданные в годы войны и об этих страшных днях, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
3.Сообщение ученицы.
«Птичий» пантеон в поэзии о Великой Отечественной войне чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «коршун», «лебедь», «ворон», «журавль», «голубь», «чайка», «орел», более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. В каждом конкретном случае в образе той или иной птицы актуализировано устойчивое значение.
В поэзии о ВОВ в образе ворона можно выявить традиционные значения, восходящие к мифологическим представлениям об этой птице. Ворон всегда черный, олицетворяет тишину, смерть, тление жизни и боль:
- Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
разорвали на рассвете тишину,
наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
набекрень, и пошел на войну.( Булат Окуджава «Король»)
- Разбрелись все от бед в стороны... Певчих птиц больше нет - вороны!
( В. Высоцкий «Аисты»)
- Здесь взлетали с пашен
Не вороньи стаи -
Это души наши
В небеса взлетали.
(Василий Кириллов «Поле боя»).
4.Выступление ученика
В поэзии о Великой Отечественной войне образ ворона ассоциируется с фашистскими захватчиками, именно они несут родной стране, семье, друзьям смерть и боль.
Картотека с образом птицы-ворона насчитывает 6 стихотворений .
В поэтическом творчестве соловей – радость, счастье. Он олицетворяет светлое, духовное начало. Всё это воплощается для солдат в воспоминании о доме, о семье, о любимых и друзьях. Здесь соловей становится символом России, Родины, как , например, берёза. Как только солдаты слышат пение соловья, они переносятся в мирное, счастливое время - тёплый летний вечер, лавочка, речка, светлое будущее…:
- Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи…
( Дмитрий Кедрин «Родина»)
2)Цветы твои опять взошли
На даче, а ты все не едешь…
Жужжат ожившие шмели,
И соловьи поют о лете.
( Терентий Травник «Памяти отца»)
3)Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: "Ребята, напишите Поле -
У нас сегодня пели соловьи".
(М.Дудин «Соловьи»)
Картотека с образом птицы-соловья составляет 10 стихотворений.
Журавль связан с осенью, грустью, прощанием и тревожностью так же, как и с надеждой на счастье. Журавли взлетают или кричат в небе. Журавли- символы погибших солдат и солдаток, мирного населения:
- Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
(Расул Гамзатов «Журавли»)
- Я в певце узнаю одногодка солдата,
Опаленного прошлой войной.
Нет, я с ним не знаком и не знаю подробно,
О каких журавлях он тоскует сейчас.
Но, должно быть, тоска и остра и огромна,
Если он выжимает слезу и у нас.
( Константин Беляев «Журавли улетели»)
Мы исследовали 5 стихотворений с образом птицы-журавля.
Скворец- труженик, хозяин. Эта птица символ мирной жизни. Война не должна вмешиваться и калечить судьбы, уклады людей. В стихотворениях, где встречаются скворцы, говорится, что война не может изменить течение жизни: живые существа должны жить, обустраивать жилища, рожать детей. А война-это чужеродное явление, которого не должно быть.
1)Тревожно снуют погорельцы-скворцы.
К знакомым местам из-за теплого моря
Они прилетели сегодня чуть свет.
(Алексей Сурков «Скворцы прилетели»)
2)На крыльце сидит боец.
На скворца дивится:
- Что хотите, а скворец
Правильная птица.
( А.Твардовский « О скворце»)
Картотека с образом птицы-скворца составляет 8 стихотворений.
В поэзии о ВОв в образе ласточки можно угадать символ надежды, доброй вести, письма от любимых:
- И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины
Пришло к ним это после.
В сорок пятом. Конечно, к тем,
кто сам пришёл с войны.
(Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах»)
- Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
(О. Берггольц «Блокадная ласточка»)
Картотека с образом ласточки составляет 5 стихотворений.
Менее частыми в поэзии о Вов являются образы орла:
Чтоб десант повис орлом степей,
Чтоб героем стал товарищ каждый,
Чтобы мир стал больше и синей,
Чтоб была на песни больше жажда.
(Михаил Кульчицкий «Будни»)
Употребление названия птицы напрямую связано с символическими представлениями, которые несет с собой указанная птица- божья птица, сила, победа над врагом.
Обращает на себя внимание употребление образов птиц, которые традиционно символически связаны с возрождением и обновлением, в стихотворениях выступают в роли антитезы:
Дым и пепел встают как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.
4. Сообщение ученицы
Кукушка – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Олицетворяет женское начало. Кукушкой становится девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты семейно – родственных или брачных связей и отношений. Кукушка – птица, которая не вьёт гнёзда, подбрасывает яйца своих будущих птенцов в чужие гнёзда (за что птицы изгнали её из своего сообщества) и ассоциируется с матерью, бросившей своих детей. У кукушки нет пары, её образ связан с мотивом одиночества, неустроенности в жизни и вечным скитанием по свету, поскольку она нигде не может найти пристанища. В поэзии о Вов кукушка, наоборот, становится символом дома, детства:
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
При работе над исследованием в стихотворениях встречались и другие образы птиц, которое менее употребляемые: сороки, снегири, дрозды, жаворонки, стрижи: А на снегу, повесив нос, Стоит фашист безрадостный. Трещат сороки;
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену?;
Звенят стрижи. Малиновки поют. И где-то возле, где-то рядом, рядом Раскидан настороженный уют Тяжелым громыхающим снарядом... и т.д.
5.Заключительное слово учителя
Таким образом, мы можем утверждать:
1. «Птичий» пантеон в поэзии чрезвычайно разнообразен: это традиционно-поэтические «соловей», «ворон», «журавль», «орел» ; более «прозаические» «снегирь», «кукушка». Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса.
2. Для поэзии о Великой Отечественной войне характерно постоянство значений птичьих образов, восходящее непосредственно к мифологическим традициям.
3. Достаточно редко используются в поэзии образы орла, ястреба, снегиря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование. Небесные образы – символы в идейно – художественной структуре романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов - символов в идейно - ...
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"
Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....
Фольклорные истоки образа-символа Прекрасной Дамы – России-Жены
Презентация- конспект урока...
Научная статья "Роль образов-символов природы в раскрытии замысла писателя 19 века"
Как научить школьников различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения....
Урок по МХК в 11 классе по теме «P.R.B.Братство прерафаэлитов.Истоки. Образы.Символы.»
Урок освоения нового материала, урок-лекция с элементами беседы и рефлексии, урок-лекция с элементами беседы и рефлексии. Презентация к уроку, опорный конспект для учащих...
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....