Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»
статья по литературе на тему

Гамзатова Хадижат Кагировна

Единую задачу воспитания можно целиком

выразить в одном только слове: нравственность.

Иоган Гербарт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Гергебильская СОШ№1»

Доклад

на тему

«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»

     

Автор

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гергебильская СОШ№1»

Гамзатова Хадижат Кагировна

Единую задачу воспитания можно целиком

выразить в одном только слове: нравственность.

Иоган Гербарт

Человечество шагнуло в 21век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры. Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновало общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится более актуальной. Учитель должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить учащихся от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

«В воспитании человека важно добиваться. Чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». [Свадковский И.Ф. 1977-11]

Учитель учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание школьника?

У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени задуматься «о разумном, добром, вечном».

В последнее время в одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты.

Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывает нашим детям чужие ценности: культ силы и денег. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, воображают себя супергероями, копируют речь, поведение, привычки.

В данный момент, на опыте познав такие разрушительные последствия, мы обязаны сохранить и передать наши духовно-нравственные ценности следующему поколению, нашим учащимся. Сохранять и передавать обычаи, чтимые и почитаемые предками. Мы должны учить детей – служению добру, служению людям. На примере наших русских народных сказок учить детей различать добро и зло, помогать детям, увидеть красоту нравственных поступков, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, милосердия, правдолюбия, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности, морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». [26, с.170]

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности в совместной педагогической работе.

Многие подростки имеют ценности несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодежь настроена враждебно к «консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь, очень часто вызывают у детей негативные эмоции.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика.

Каждый учитель задумывается о том, каким выходит в жизнь его ученик. Готов ли он служить идеалам мира и добра? Будет ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших? Сможет ли отстаивать свои убеждения?

Мы, педагоги, уверены, что главным в образовании является воспитание, литература не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где главное потребность в книге, к учебнику жизни.

Самое главное в уроке литературы – понять ученика, раскрыть, заставить заговорить. Учащихся надо учить доброму, через доброе, только тогда они не сломаются при соприкосновении со злом, сумеют уверенно противостоять.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Примеры увлеченного, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали.

Велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила воздействия ее на формирование нравственных принципов подрастающего поколения.

В этом убеждает меня многолетний опыт работы в школе, наблюдения последних лет.

Вот почему, начиная уроки в 11-ом классе по литературе, я читаю замечательные слова А.Сент-Экзюпери:

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, ты помогаешь строить лицо».

Каким высоким гуманизмом проникнуты эти строки! Не потому ли они органически вплетаются в урок, когда на нем ставится вопрос: чему нас учит литература?

Готовы ли старшеклассники решать вопросы нравственного характера, выдвигаемые требованиями к современному уроку?

Да, готовы: изучение классической литературы усилило ее нравственное воздействие на подростков. Но произведение литературы как идейно-художественное целое, как носитель нравственного и эстетического идеала только тогда оставляет глубокий след в сердцах ученика, когда мы способны вызвать на уроке раздумья о жизни, сделать психологически понятными поступки и мысли героев. Иными словами, мы должны стремиться развивать у школьников активную работу мысли.

Приведу пример. В известных уже ученикам горьковских «сказках об Италии» тема материнства зазвучала для них гордо и прекрасно: «Мать – творит, она охраняет, и говорить при ней о разрушении – значит говорить против нее… Мать всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна матерям…» Эти слова понятны одиннадцатиклассникам, они волнуют их, связывают неразрывной нитью с проблемами современного мира, мира, которому грозят новые кровавые столкновения. И разве не страстным призывом беречь мир звучат эти строки о матери на современном уроке.

Большие возможности для нравственного становления личности заложены в произведениях литературы.

Так  я, завершая изучение творчества Н.А.Некрасова, провела урок внеклассного чтения по поэме «Русские женщины». При подготовке к уроку школьники читали поэму, одни готовили иллюстрации к понравившимся страницам, другие – инсценировки («Разговор Трубецкой с иркутским губернатором», «Встреча Волконской с мужем»), третьи – выразительное чтение понравившихся эпизодов.

Во время урока использовали иллюстрации Д.Шмарина. учащиеся подготовили рассказ о Е.И.Трубецкой, М.Н.Волконской, об истории создания поэмы.

Заранее продумывали вопросы:

  • Какие черты героического характера русской женщины воплощены в образах Трубецкой и Волконской?
  • Какие чувства вызвала у Волконской встреча с мужем в темном, душном руднике?
  • Почему нельзя без волнения читать строки поэмы?
  • В чем истоки героизма, мужества, преданности этих женщин?

Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что героини поэмы Некрасова мужеством привлекают нас и сегодня. Они были единомышленницы своих мужей, горячо любили их. Верность дому, уважение к подвигу декабристов, стремление поддерживать их волю и мужество ставят этих удивительных женщин на необыкновенную нравственную высоту. Их имена – символ женской верности, самопожертвования.

Думаю, что подобная система в работе учителя поможет развить интерес к художественной литературе, научит ребят нравственно оценивать поступки свои и чужие, будет способствовать воспитанию гражданина.

Внимание к нравственному содержанию поэзии вдвойне оправданно сегодня, когда проблемы духовного развития каждого стали предметом государственных забот, а нравственное воспитание входит в число самых актуальных задач.

Из всех родов литературы поэзия, благодаря ее эмоционально-образной насыщенности, обладает наибольшей силой влияния на внутренний мир человека, строй его чувств и переживаний, характер представлений о добре и зле.

Стремление к воспитанию высоких нравственных качеств сочеталось у лучших поэтов с убежденностью в том, что жажда совершенства, тяга к прекрасному живет в самом человеке, является первородным свойством его души.

«Дай мне звезду»,- твердит ребенок сонный…» Так начиналось одно из стихотворений И.Бунина, где красота раскрывалась не только в гармоническом слиянии личности с окружающим миром, но и в неспокойной обращенности человека неизменно ввысь, к недосягаемому, но желанному.

Лепечут листья сада. Тонким свистом

Сурки в степи окликаются. Ребенок

Спит на колени матери. И мать,

Обняв его, вздохнув счастливым вздохом,

Глядит большими грустными глазами

На тихую зеленую звезду…

Стихи учат нравственности, воспитывают учащихся.

В.А.Сухомлинский писал: «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге». [В.А.Сухомлинский о воспитании. М., 1975, с.175]

Музыка может углубить воздействие литературных произведений на чувства учащихся. Целесообразно с помощью музыки развивать в детях тонкое восприятие образных средств литературы, помочь им почувствовать лирическое содержание описания. Стремясь к этому, я обращаю внимание учащихся на общие для поэзии и музыки выразительно-изобразительные средства, на музыкальность поэзии, на необходимость сближения чтения стихов вслух с музыкой.

Проверкой глубины понимания детьми лирического произведения стала работа над стихотворением И.Бунина «Метель». Стихотворение я прочитала вслух. Мы побеседовали о том, что все красочные изобретательные детали стихотворения имеют свой характер, и все, что видит и слышит поэт, окрашено чувством. Потом я задала вопросы, чтобы проверить, как они восприняли характер этого стихотворения:

  • Как автор относится к окружающему?
  • Как автор представляет себе Мороза?
  • Что рассказал автор о своих чувствах?
  • Что ты узнал об авторе стихотворения?
  • Какую музыку ты сочинил бы к этому стихотворению?

Ответы показали, что учащиеся довольно полно восприняли лирическое содержание стихотворения.

«Это стихотворение о Морозе и о том, как Бунин представляет себе все окружающее» (Мурад М.)

«Автор рассказал о чувстве одиночества елей и метелей» (Марьям А.)

«Автор нарисовал Мороза, бродящего в туманном сиянье, смотрящего в окно, чуть-чуть сурового, страшного». (Гаджимурад О.)

«Поэт рассказал о грустных чувствах. Я думаю, что автор писал ночью в избе». (Патимат А.)

«Когда автору кажется, что он видит Мороза, ему становится немного страшно». (Шамиль Н.)

Практика показывает, что музыка на уроках литературы помогает углубить восприятие произведений, у детей возникает большой интерес к содержанию произведений.

Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.

По формированию мотивов нравственного поведения я использую множество разнообразных методов и приемов: этические беседы (на уроках внеклассного чтения); диспуты (дети сами выбирают тему из предложенных учителем), письменные размышления на нравственную тему.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками.

Перед нами сегодня стоят следующие задачи:

  • помочь учащимся развивать духовные задатки;
  • научить бережному и заботливому отношению к окружающей среде;
  • поощрять уверенность в себе.      

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное воспитание ребенка занимает ведущее место  в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.  

     

             

Литература

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000г.
  2. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...

событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"

событийный семинар-практикум  для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...

Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"

В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...