Материалы для итогового сочинения в 11 классе. Опыт и ошибки.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему
Материалы для итогового сочинения могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для итогового сочинения по литературе. Опыт и ошибки.. | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ И ОШИБКИ
Предмет речи | Возможные формулировки темы | Возможные формулировки главной мысли. Выводы | Цитаты | Литературный пример |
Неразрывная связь опыта и ошибок. Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок | Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»? Возможен ли опыт без ошибок? Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта? Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает? | Ошибка по незнанию простительна любому человеку. Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно. Отрицательный результат - тоже результат. Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. --> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы. | О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. (А.Пушкин) Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций) Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи) Ошибка — не обман. Ошибся, что ушибся — вперед наука. Обжёгшись на молоке, на воду дует. И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы) Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс) Неудачи и отказы — важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон) | Л.Н. Толстой «Война и мир» В. Распутин «Живи и помни» А.Солженицын «В круге первом» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Опыт и ошибки на жизненном пути человека | Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать? Какие ошибки я могу простить друзьям? Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает? Почему мы боимся неудач и ошибок? Почему не нужно бояться ошибок? Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки? Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок? Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека? Учиться на ошибках или избегать их? «История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр). См. пример сочинения. | Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно. Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок. Пословица "на ошибках учатся" для неудачников. В жизни нужно всё попробовать. Всякий опыт ведёт к развитию. Не всякий опыт нужен человеку. Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. --> Мнение толпы не даёт нам развиваться. Иногда это мнение нужно игнорировать. Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. -- > Нужно поступать так, как считаешь нужным. На чужих ошибках нельзя научиться жить. | Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать - ошибка. (Теодор Рузвельт). Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна) Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне) Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой) Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд) Загляни в глаза себе. Стало стыдно - значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг) Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард) Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео) То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н. Толстой «Война и мир» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Л.Улицкая «Казус Кукоцкого» В. Астафьев «Людочка» О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» |
Ошибки и ответственность. Наказание. Раскаяние. Стыд. | Почему люди стыдятся своих ошибок? Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках. Почему люди стараются скрыть свои ошибки? Что для меня значат слова "непростительная ошибка"? В каких случаях надо наказывать за ошибки? Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках. Как природа мстит за ошибки человека? | Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта. Есть ошибки, которые нельзя прощать. Любую ошибку можно простить. Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.
Если человек навредил только сам себе, он уже наказан. Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас). Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть. Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал. | Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера) Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго). Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю) | М Булгаков «Мастер и Маргарита» В. Распутин «Живи и помни» К. Паустовкий «Телеграмма» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
Поиск смысла жизни и ошибки | Согласен ли я с тем, что честному человеку "надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать..."? Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни? Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок? | Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным. Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок. Лёгкая жизнь нас ничему не учит. Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение. Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится. Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла. Опыт некоторых людей опасен для остальных. | Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой) Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов). Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное - то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах). Делай что должен, и будь что будет (пословица). | Лев Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Отцы и дети» И.А. Гончаров «Обломов» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» В.Аксёнов «Московская сага» В.Гроссман «Жизнь и судьба» В.Каверин «Два капитана» |
Возможные темы сочинений:
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Ошибаться - свойство человека, прощать - свойство Бога.
Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.
Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Опыт — самый лучший наставник.
Наши истинные учителя — опыт и чувство.
В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
Единственным критерием истины является опыт.
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
Пример сочинения
«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)
Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь — это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?
Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый. Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.
Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения , однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой богатый американец отправляется со своей семьей на пароходе «Атлантида» в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» ( а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих). Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался накопительством, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — время безделья и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение - внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды в недрах корабля, рядом с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.
Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он помогал людям, однако презирал авторитеты. Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви к Одинцовой, к родителям. Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической теории. Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?... Нет, видно не нужен». Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его нигилизм – всего лишь позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев). Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!...Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать». Смерть для Базарова была в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.
Высказывание Жана Поля Сартра утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения», на мой взгляд, не вполне справедливо. Поражение – это фиаско, крах, а это ведёт к хаосу в сознании. Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении. Мысли об этом должны пробуждать в человеке азарт, соперничество, должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе
Материалы к ИТОГОВОМУ сочинению по литературе...
МАТЕРИАЛЫ к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"
МАТЕРИАЛЫ к итоговому сочинению. Тематическое направление " ЛЮБОВЬ"...
Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие
Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие. Пример сочинения...
Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Дружба и вражда.
Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ...
Материалы для итогового сочинения. Победа и поражение.
Материалы для итогового сочинения могут быть использованы для подготовки к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Материалы для итогового сочинения по литературе в 11 кл. Разум и чувство..
Материалы для итогового сочинения по литературе могут быть использованы для подготовки к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ....
Сочинение по направлению "Опыт и ошибки"
Сочинение по направлению "Опыт и ошибки" Человеку, порой, трудно принять правильное решение в сложной ситуации. И в эти моменты он обращается к своему опыту. Опыт - эт...