Сказка о Золотом Петушке
план-конспект урока по литературе на тему
Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить, каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помогают понять смысл произведения. Научить учащихся читать художественные произведения «филологически вооруженным глазом». Способствовать гражданскому и нравственному становлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_zolotom_petushke.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А. С. Пушкин.
«Сказка о золотом петушке».
(Под лингвистическим микроскопом).
Цель урока: Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помогают понять смысл произведения. Научить учащихся читать художественные произведения «филологически вооруженным глазом». Способствовать гражданскому и нравственному становлению.
Оборудование: 1) диафильм «Сказка о золотом петушке»;
2) иллюстрации к сказкам;
3) портрет А. С. Пушкина.
Высказывания:
«У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте».
В. Г. Белинский
«Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…»
Н. В. Гоголь
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителя.
1). Продолжаем разговор об изображении мира и человека в русской литературе. О традициях литературных, о русской классике.
Вспомните и расскажите соседу по парте, что такое:
2) литературная традиция?
Что такое классика?
Твердо усвоили понятия?
3) (Опрос 1 ученика).
4) Обратимся к русской классике. Как развивалась русская классика?
- Для каждого великого художника возможно не одно, а несколько определений, дающих представление о своеобразии его индивидуальности, его индивидуальности, его оригинальных чертах.
Пушкин – центральная фигура русской культуры. С его именем, его произведениями мы уже знакомились.
Какие особенности, черты его творчества отметили?
(Он писатель, поэт, историк, публицист.)
В Пушкине сливались воедино свободолюбие поэта, его патриотические чувства, вера в будущее своей Родины, его горестные переживания за судьбу России. Он говорил о чувстве ответственности за все, что совершается, у него светлые мысли о любви, о дружбе. Он проповедовал гуманные чувства, душевную щедрость, бескорыстие.
Т. е. с Пушкиным связано представление о человеческом идеале, что лежит в основе русской классики.
Значит Пушкин – продолжатель традиций русской классики.
Нельзя обойти стороной вопрос о том, Пушкин создает произведения разных жанров. Каких? (Повести, романы, поэмы).
Мы в этом году уже познакомились с поэмой, сказкой Пушкина. Подробнее остановимся сегодня на «Сказке о золотом петушке». Эта сказка мало привлекала внимание исследователей, ее никогда не рассматривали в школьной программе. Попробуем рассмотреть ее под «лингвистическим микроскопом». Попробуем доказать верность слов В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя о творчестве Пушкина: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все в меру, все на своем месте». (В. Г. Белинский)
«Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…» (Н. В. Гоголь)
Обратите внимание на год создания этой сказки – 1834. Это последняя сказка Пушкина. Через 3 года великого поэта не станет.
Почему обращается к сказке? Ответить на этот вопрос помогут архивариусы и библиографы. Но прежде обратимся к фабуле.
- Какова фабула?
- Это напоминает фабулу какого произведения? (В. Ирвинга «Легенды об арабском астрологе»)
- Почему же будучи зрелым художником, Пушкин обратился к Ирвингу?
Слово архивариусу, дайте нам разъяснение.
Архивариус.
В 30-ые годы в Европе стали популярны сказки, которые представил Ирвинг в книге «Альгамбрские сказки». По своему тону и содержанию эти сказки «напоминают те «восточные сказки», которые в XVIII веке были обычным шифром политической сатиры. Вам еще более понятным будет обращение Пушкина именно к этому источнику для создания сатиры, если мы обратимся к фактам биографии Пушкина.
Книга Вашингтона Ирвинга, в которую была включена «Легенда об арабском звездочете», вышла в Париже в 1832 году. А «Сказка о золотом петушке» датируется 1834 годом.
Библиограф.
Пушкин никогда не был жалован царской милостью. В 1833 году были запрещены многие произведения Пушкина. Но в декабре царь своею милостью объявил, что он сам будет личным цензором Пушкина и ему дадут свободно творить. Другой милостью царя было дарование Пушкину звания камер – юнкера двора, низшего придворного чина. Этого Пушкин не простил царю до самой смерти. К этому же периоду относилась ссора Пушкина с царем. Под знаком этой ссоры прошло лето 1834 года. 13 сентября Пушкин приехал в Болдино, где он собирался писать. Но кроме «Сказки о золотом петушке» он ничего не написал.
Обратите внимание на портреты А. С. Пушкина до этого периода и в этот период.
- Есть ли изменения во внешнем облике поэта? (Много страдал, переживал).
- Можем ли мы понять отношение Пушкина к царю?
«Сказка о золотом петушке» была встречена молчанием критики. И неслучайно. Сам Пушкин включил ее в цикл «простонародных сказок».
Приступая к анализу сказки, мы должны помнить следующие положения:
- Пушкин – продолжатель русских литературных традиций.
- В основе сказки литературный источник Ирвинга.
- «Сказка о золотом петушке» создана в период царской цензуры.
(Значит, в замысел могла входить цензура на царя).
Исследование.
- Какова тема произведений Ирвинга и Пушкина? (Неисполнение царского слова.)
- Значит, центром внимания во время анализа будет какой образ? (Царя).
- Не забываем, что сказку отнес Пушкин к «простонародной». Были ли у него основания назвать сказку простонародной?
- Каков зачин? (Элементы сказочного зачина). Уже в зачине представлен царь Дадон. Пушкин точен в выборе слов. Эпитеты ярко выражают образ царя.
- Можем ли мы с первого момента представления царя Дадона определить авторскую позицию? И что нам помогает эту позицию определить? (Осуждение, ирония. «Славный», «смолоду был грозен», «наносил обиды смело»)
- Чувствуется ли осуждение автором царя и его действий? (Прием иронии. Обиды называет ратными делами).
- Но пришла старость, а с нею слабость. Судьба поворачивается спиной. Теперь он слаб, хочет отдохнуть («Покой себе устроить»).
- Царь государства. Какие налагает обязанности этот пост? (Ответственность ежеминутно за народ, за судьбу своей страны. А он жить в такой тревоге не хочет и надеется на чудо).
- К кому обращается за чудом, помощью? (Скопцу, представителю одной из самых страшных сект).
- Можем ли мы предвидеть результат помощи?
- Каково отношение царя к скопцу? (А царь «обратился», с поклоном, «благодарит», горы золота сулит).
- Как характеризует царя этот эпизод? (Глупец, не умеет…)
- И вновь мы определяем позицию автора. Обратите внимание на то, как представляет читателям Пушкин скопца. (Называет «мудрецом»).
- Обратите внимание на интонацию при описании речи скопца и Дадона.
(Чтение наизусть диалога по ролям).
Скопец | Царь |
Методично, протяжно (все продумано) | Обрывочность, эмоциональность (необдуманность) |
- Ирония автора над царем, его осуждение усиливается.
(«Царствуй лежа на боку!»
«Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!»
В конце стоят восклицательные знаки. Над царем иронизирует даже петушок.)
- Диалог царя с воеводой дал в плане гротеска (предельное преувеличение, нарушающее границы правдоподобия.
Государь! проснись! беда! –
Что такое, господа? –
Говорит Дадон, зевая, -
А?.. Кто там?.. беда какая?»
Посылает первую рать: «… Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
«Шум утих, и царь забылся» - беспечность царя. Это подчеркивается далее.
Посылает вторую рать.
«Люди в страхе дни проводят…» Чего не скажешь о царе.
И далее – сам ведет рать «не зная, быть ли проку».
Обращаем внимание на эпизод гибели сыновей.
- У Ирвинга есть такой эпизод? (Нет.)
- Погибли сыновья на поле брани? (Нет. – «Меч вонзивши друг во друга.»).
- Мотив единоборства братьев – соперников – это нарушение христианской морали. Изучая какое произведение мы говорили об этой теме? (Сатирическая «Повесть о Шемякином суде». XVIII век).
- Как автор передает осуждение поступка братьев? (Нанизыванием глаголов: «смерть пришла», «все завыли», «застонала», «потряслося» - велико горе, как… глубь долин безбрежных и сердце гор. Не случайно сердце гор потряслося. Обращение к высказыванию Н. В. Гоголя.)
- Чуть выше царь произносит слово «чудо». Как вводится это слово? («Что за чудо? – мыслит он». И далее «Царь завыл…
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!»
Может быть, он начинает догадываться, что все это проделки колдуна, это плата за чудо с петушком).
- Как Дадон просил это чудо? Почему? (Хотел спокойно жить).
- Т. е. герой стоит перед нравственным выбором. И выбирает что? (Покой и чудо во имя беспечности и сна).
- На фоне великой скорби Дадона появляется царица. Как автор видит этот пероснаж? (На одной строке со словами «Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица…»
Не девица, а девица. Чувствуете ли вы разницу оттенков в значениях этих слов? (Девица – красавица – ласково; девица – напрашивается отрицательный оттенок).
- Слово «вдруг» несет смысловую нагрузку. Какую? (Неожиданности – значит чуда.)
- Обратите внимание на финал. Как пропала царица? («А царица вдруг пропала.» Но ведь перед этим погибает скопец. А после этого и царица.)
- Можем ли мы догадаться, кто такая царица? (Плод колдовства скопца, который исчезает со смертью мудреца).
- Это слово «вдруг» встречается и в третьей части, связанное с появлением скопца.
Чтение наизусть по ролям.
Как описывается появление скопца? (Через описание внешности:
«… В шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.»
До сего момента он друг царя: «мой отец», «старичок»).
- Обратите внимание на интонацию речи скопца и царя.
Скопец | Царь |
Певуче, медлительно | Речь обрывиста, Слова ругательные (заниженная лексика: бес ввернулся, с ума рехнулся, в голову забрал, убирайся). |
- Можем ли мы понять, почему так спокоен скопец? (Он колдун. Сила колдовства велика: это и шамаханская царица, и золотой петушок.
- Зачитайте характеристику царя.
- Золотой петушок – это орудие казни царя. И вновь мы встречаемся со словом «вдруг». Уже в последний раз. Это последнее колдовство. Золотой петушок - тоже плод колдовства скопца. (Это неживой петушок: «раздался легкий звон».
Царь лишен жизни. Автор проводит царя через испытания властью, в молодости наделяет силой, испытывает страстью, испытывает клятвой.
Выдерживает ли царь эти испытания? (Нет.)
- Каково отношение автора к этому персонажу? (Ирония, доходящая до гротеска.)
- Образ царя сатирический. Уже тогда, когда возникла сатирическая повесть, сатира, в XVII, XVIII веках, какие вопросы поднимали авторы сатиры? (Если вокруг царит зло, то в этом повинен и сам человек, не вступивший в борьбу за торжество добра).
- Царь Дадон сам творил зло, за зло он и наказан. Идеал православный, основанный на христианском учении, сочетается с идеалом народным, представленном в устном творчестве, одним из жанров которого является сказка. Поэтому и обращается Пушкин к простонародной сказке. А в любой сказке есть колдовство.
- Каков характер концовки? Зачитайте. (Нравоучительно – сатирический).
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...
А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"
В презентации раскрывается жанр сказки....
Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"
Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклас...
«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...
Спектакль «Сказка о золотом петушке» по мотивам сказки А. С. Пушкина.
Сценарий создан по мотивам сказки А.С. Пушкина. Сценарий предназначен для постановки на школьной сцене....
Нравственные уроки "Сказки о золотом петушке" А.С.Пушкина (к юбилею А.С.Пушкина, к юбилею сказки)
quot;Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина - уникальное произведение, которое поднимает много нравственных проблем. Она интересна не только детям, но и взрослым. Презентация напоминает: за жадно...
Буктейлер "Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина
В краткой фоме рассказывает об основных образах "Сказки о золотом петушке", нравственных проблемах, поднятых автором...