Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклассного чтения и желательно в гуманитарном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dve_skazki.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"
- Как заканчивается сказка Пушкина о золотом петушке?
-Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок
-Какие же уроки можно вынести из сказки Пушкина?
Ведь уже на прошлом занятии мы выяснили, что это серьезное и сложное
произведение. Поэт написал его в 1834 году в период глубокого раздумья над судьбой своей родины.
1834 год. С какими событиями в жизни поэта он связан. (Полоса реакций, засилье самодержавия, бунты крестьян.) Поводом к написанию сказки послужило знакомство с уже известным вам произведениям. Каким? Но мы с вами уже не раз говорили, что русская литература имеет свои национальные традиции и их защищал и последовательно сохранял А.С.Пушкин в своем творчестве. Наша с вами задача выявить эти особенности путем сопоставительного анализа этих двух произведений. Итак, приступим к работе.
2. Кто герои произведения Ирвинга. (Нет ни одного положительного персонажа.)
-А у Пушкина? (Тоже)
-ОЧень кратко рассказать содержание произведений.
-Итак, вроде всё одинаково. Найти различия помогут детали произведений.
-Каким словом называет Пушкин звездочёта? (Скопцом)
-Кто это такие?
-Как был одет звездочёт?
(В сорочинской шапке белой, т.е. это иноверец (нехристь), враг, предлагающий помощь царю, уставшему отвечать за безопасность своей страны.
-А у Ирвинга?
Абен Абус и Ибрагим единоверцы, поссорившиеся из-за христианской наложницы.
В "Сказке о золотом петушке" звездочет и Додон тоже ссорится из-за шамаханской царицы.
-Похоже?
(Христианская невольница появляется неожиданно для астролога, а шамаханскую царицу создает своими колдовскими чарами "скопец" (помните, после его смерти "царица вдруг пропала, будто вовсе не бывала" значит, она служит интересам звездочета)
-Каким? (околдовать Додона)
-А из чего видно, что Додон действительно околдован?
(Забывает о смерти собственных сыновей, наследников его трона.)
-Но если Додон околдован, он может отказаться от царицы?
-А что, скопец этого не знает? (Очевидно знает)
-Зачем же тогда понадобилось ему требовать от Додона то, что тот заведомо не может ему отдать?
-Что же он мог потребовать от Додона? (отказ от царствования)
-Какую цель преследовал он, подарив Додону петушка?
Распад государства, неспособность защищаться; ведь гибель сыновей Додона спровоцирована.
Значит, звездочет все делает специально для того, чтобы уничтожить государство Додона.
-В чем разница позиции Ирвинга и Пушкина? (У Ирвинга два старика спорят из-за одной девушки христианки, а у Пушкина враг пытается околдовать царя, заставить его отказаться от престола, своего народа. Разлад в стране)
-Что же произошло со скопцом в сказке Пушкина? (текст стр.157)
"Старичок хотел заспорить"
-А у Ирвинга?
А) сопоставьте человеческие качества Абена Абуа и Додона.
Б) сопоставьте деятельность их как правителей.
В) Додон отказывает скопцу говорит: "Сам себя ты, грешник, мучишь. Почему он говорит: ничего ты не получишь"?
Может быть, Додон в последний момент что-то понял?
Почему сорвался план звездочета?
Додон понял, чего хотел скопец! Но слишком поздно. За свои ошибки надо платить и Додон платит жизнью. Стр.157
Итак: Какие уроки мы вынесли из данной сказки?
1.Плох тот правитель, который не думает о благополучии своего народа.
2.Он не должен соблазняться ничем, так как от него зависит судьба государства.
-Чем же отличается позиция Ирвинга от позиции Пушкина?
(У Ирвинга лишь любовная история, а у Пушкина более глубоко, государство)
Именно поэтому сказка Пушкина заинтересовала многих поэтов и музыкантов.
-Как в "Сказке...) проявились народные традиции?
-Ответственность за судьбу государства.
-Близость к русскому народному творчеству, особенностям русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...
А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"
В презентации раскрывается жанр сказки....
Сказка о Золотом Петушке
Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить, каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помо...
Сценарий "Сказка о Новом годе и золотом петушке"
Сценарий сказки о Новом годе и золотом петушке по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» с использованием звукозаписи (отрывок)....
«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...
Спектакль «Сказка о золотом петушке» по мотивам сказки А. С. Пушкина.
Сценарий создан по мотивам сказки А.С. Пушкина. Сценарий предназначен для постановки на школьной сцене....
Нравственные уроки "Сказки о золотом петушке" А.С.Пушкина (к юбилею А.С.Пушкина, к юбилею сказки)
quot;Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина - уникальное произведение, которое поднимает много нравственных проблем. Она интересна не только детям, но и взрослым. Презентация напоминает: за жадно...