Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сопоставительный анализ, философский смысл, уроки истории на примере двух произведений А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке" и Ирвинг "Легенда об Абен Абусе". Можно использовать для урока внеклассного чтения и желательно в гуманитарном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dve_skazki.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:
Две сказки. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Ирвинг "Легенда об Абен Абусе"

  1. Как заканчивается сказка Пушкина о золотом петушке?

-Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок

-Какие же уроки можно вынести из сказки Пушкина?

Ведь уже на прошлом занятии мы выяснили, что это серьезное и сложное

произведение. Поэт написал его в 1834 году в период глубокого раздумья над судьбой своей родины.

1834 год. С какими событиями в жизни поэта он связан. (Полоса реакций, засилье самодержавия, бунты крестьян.) Поводом к написанию сказки послужило знакомство с уже известным вам произведениям. Каким? Но мы с вами уже не раз говорили, что русская литература имеет свои национальные традиции и их защищал и последовательно сохранял А.С.Пушкин в своем творчестве. Наша с вами задача выявить эти особенности путем сопоставительного анализа этих двух произведений. Итак, приступим к работе.

2. Кто герои произведения Ирвинга. (Нет ни одного положительного персонажа.)

-А у Пушкина? (Тоже)

-ОЧень кратко рассказать содержание произведений.

-Итак, вроде всё одинаково. Найти различия помогут детали произведений.

-Каким словом называет Пушкин звездочёта? (Скопцом)

-Кто это такие?

-Как был одет звездочёт?

(В сорочинской шапке белой, т.е. это иноверец (нехристь), враг, предлагающий помощь  царю, уставшему отвечать за безопасность своей страны.

-А у Ирвинга?

Абен Абус и Ибрагим единоверцы, поссорившиеся из-за христианской наложницы.

В "Сказке о золотом петушке" звездочет и Додон тоже ссорится из-за шамаханской царицы.

-Похоже?

(Христианская невольница появляется неожиданно для астролога, а шамаханскую царицу создает своими колдовскими чарами "скопец" (помните, после его смерти "царица вдруг пропала, будто вовсе не бывала" значит, она служит интересам звездочета)

-Каким? (околдовать Додона)

-А из чего видно, что Додон действительно околдован?

(Забывает о смерти собственных сыновей, наследников его трона.)

-Но если Додон околдован, он может отказаться от царицы?

-А что, скопец этого не знает? (Очевидно знает)

-Зачем же тогда понадобилось ему требовать от Додона то, что тот заведомо не может ему отдать?

-Что же он мог потребовать от Додона? (отказ от царствования)

-Какую цель преследовал он, подарив Додону петушка?

Распад государства, неспособность защищаться; ведь гибель сыновей Додона спровоцирована.

Значит, звездочет все делает специально для того, чтобы уничтожить государство Додона.

-В чем разница позиции Ирвинга и Пушкина? (У Ирвинга два старика спорят из-за одной девушки христианки, а у Пушкина враг пытается околдовать царя, заставить его отказаться от престола, своего народа. Разлад в стране)

-Что же произошло со скопцом в сказке Пушкина? (текст стр.157)

"Старичок хотел заспорить"

-А у Ирвинга?

А) сопоставьте человеческие качества Абена Абуа и Додона.

Б) сопоставьте деятельность их как правителей.

В) Додон отказывает скопцу говорит: "Сам себя ты, грешник, мучишь. Почему он говорит: ничего ты не получишь"?

Может быть, Додон в последний момент что-то понял?

Почему сорвался план звездочета?

Додон понял, чего хотел скопец! Но слишком поздно. За свои ошибки надо платить и Додон платит жизнью. Стр.157

Итак: Какие уроки мы вынесли из данной сказки?

1.Плох тот правитель, который не думает о благополучии своего народа.

2.Он не должен соблазняться ничем, так как от него зависит судьба государства.

-Чем же отличается позиция Ирвинга от позиции Пушкина?

(У Ирвинга лишь любовная история, а у Пушкина более глубоко, государство)

Именно поэтому сказка Пушкина заинтересовала многих поэтов и музыкантов.

-Как в "Сказке...) проявились народные традиции?

-Ответственность за судьбу государства.

-Близость к русскому народному творчеству, особенностям русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке"

В презентации раскрывается жанр сказки....

Сказка о Золотом Петушке

Способствовать осмыслению содержания сатирической сказки; помочь учащимся понять и объяснить, каким образом воздействует поэтический текст на читателя. Раскрыть роль тех языковых средств, которые помо...

Сценарий "Сказка о Новом годе и золотом петушке"

Сценарий сказки о Новом годе и золотом петушке по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом  петушке» с использованием звукозаписи (отрывок)....

«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)

На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...

Спектакль «Сказка о золотом петушке» по мотивам сказки А. С. Пушкина.

Сценарий создан по мотивам сказки А.С. Пушкина. Сценарий предназначен для постановки на школьной сцене....

Нравственные уроки "Сказки о золотом петушке" А.С.Пушкина (к юбилею А.С.Пушкина, к юбилею сказки)

quot;Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина - уникальное произведение, которое поднимает много нравственных проблем. Она интересна не только детям, но и взрослым. Презентация напоминает: за жадно...