"Художник и его творение"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Надежда Петровна Черемисина

Урок литературы в 7 классе.

продолжить знакомство с творчеством Н. В. Гоголя, его повестью «Портрет»;

показать истинное назначение художника и писателя;

учить анализу произведения, развивать устную речь, логическое и образное мышление, воображение, коллективную работу на уроке;

способствовать нравственному воспитанию на основе литературного произведения;

  прививать любовь к литературе, чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse_1.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

«Художник и его творение»

Цели:  

  • продолжить знакомство с творчеством Н. В. Гоголя, его повестью «Портрет»;

показать истинное назначение художника и писателя;

  • учить анализу произведения, развивать устную речь, логическое и образное мышление, воображение, коллективную работу на уроке;
  • способствовать нравственному воспитанию на основе литературного произведения;
  • прививать любовь к литературе, чтению.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

  • Друзья! Мы с вами встречаемся в необычной обстановке. Мастерская художника и писателя – это то место, где творец находит свое вдохновение, где он восхищается, радуется и приходит в уныние.

Не все произведения появляются легко, очень многие проходят долгий путь, тяжелые муки, прежде чем обретают то содержание, которое хотел донести до нас творец. Я говорю о художнике и его произведении.

  • Кого мы можем назвать художником?

Ученики: - Художник тот, кто рисует кистью, и тот, кто пишет пером, так как рисует словами картины, которые создаются в нашем воображении.

Учитель: - Правильно. Из – под пера и кисти настоящего художника выходит настоящее произведение, которое прославится в веках, которое будет являться настоящим произведением искусства.

На нашем уроке мы постараемся поговорить о художнике и его творении по произведению Н. В. Гоголя «Портрет». Как вы поняли, мы находимся в мастерской господина Чарткова. А вот и он сам.

Инсценирование.

(Чартков входит озабоченным, ставит картину на подоконник, стряхивает пыль с нее, смотрит, рассуждает).

 - Что это? Ведь это однако ж натура, это живая натура: отчего же это странно – неприятное чувство? Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется ярким, нестройным криком? Или, если возьмешь предмет безучастно, бесчувственно, не сочувствуя с ним, он непременно  предстанет только в одной ужасной своей действительности, не озаренный светом какой – то непостижимой, скрытой во всем мысли, предстанет в той действительности, какая  открывается тогда, когда, желая постигнуть прекрасного человека, вооружаешься ножом, рассекаешь его внутренности и видишь отвратительного человека…

Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего –то, если нет на небе солнца.

(Чартков глядит на портрет. Пугается. Оглядывается. Затем ложится на диван за ширмой. Вскакивает, увидел портрет сквозь щелку, закрывает портрет простыней).

  • Что же увидел Чартков? Почему он так испугался?

Ученик: - Чартков увидел глаза. Именно их он так испугался. Они были как живые. (Зачитывается текст  - стр. 162, стр. 166 (последний абзац).

Ученик, обращаясь к портретам, которые висят на доске.

 - Еще мне кажется, что глаза занимают особое место на всех портретах, которые мы видим в мастерской. Они очень точно передают настроение и характер тех, кто изображен…

  • Что же сумел передать художник, нарисовав портрет?

Ученик: Я считаю, что художник передал душу человека.

        Действительно! Как в стихотворении Н. Заболоцкого:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...

художники и их творения

Статьи о биографии и творчестве художников с репродукциями...

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...

«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »

quot;Искусство анимации или, когда художник больше,чем художник"...

Методическая разработка «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»

Аннотация к уроку.        Данный урок развития речи   является методической разработкой (рекомендацией) по теме  «Урок-мастерская по карти...

презентация Лучший космонавт художник, художник лучший космонавт.

Презентация посвященна творчеству космонавта Алексея Леонова....