Конспект урока по творчеству Ф.И.Тютчева "Образ-настроение"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа в творчестве русских поэтов 19 века. | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
(по творчеству Ф.И.Тютчева),
Словарная работа: сопереживание, художественный образ, олицетворение, настроение.
Оборудование: запись музыки, палитры, краски.
Цель урока: доказать, что различные виды искусства служат
цели создания настроения, воздействия на душу человека своим эмоционально образным строем.
Ход урока:
Повторение:
Мы уже не раз обращались к лирическим произведениям, А что такое «лирическое произведение»? дайте определение.
Раз лирика в переводе с греческого значит произведение, исполняемое под музыку, то давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку. Звучит музыка Э.Грига.
- Какое настроение вызвала у вас музыка?
- Почему?
- О чем эта музыка? Что вы себе представили, слушая музыку?
- Какие цвета отразили бы ваше настроение?
Перед вами лежит две палитры, в той, которая лежит слева, нарисуйте палитру вашего музыкального настроения.
- Какие цвета преобладают в вашей палитре - настроении?
- Как вы думаете, что объединяет музыку и поэзию?
Они обращают взгляд человека в глубину собственной души и сердца. В этом их волшебство.
- Без чего нельзя постичь поэзию?
Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии поэтому мы соединим цветовые образы, образы поэтические и образы музыкальные.
- Какое первое слово мы запишем в теме урока?
Это слово «Образ».
Продолжая цикл уроков по пейзажной лирике мы познакомимся сегодня с творчеством Федора Ивановича Тютчева.
Послушайте высказывание русского поэта Н.А.Некрасова о творчестве Ф.Тютчева, (индивидуальное задание)
«...Стихотворения г. Ф.Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г.Ф.Тютчев написал очень немного, но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.,,»
«Главное достоинство стихотворений г, Ф,Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...»
- Какова, по мнению Некрасова, главная особенность творчества Ф,Тютчева,
Главная особенность заключается в чувстве прекрасного, в живом изображении природы, в изображении черт и оттенков ее.
Что ж, прочитаем стихотворение Ф.Тютчева «Неохотно и несмело,..»
- Какие картины из жизни природы рисует поэт?
Ответьте письменно в тетради на 54 вопрос.
- Расскажите, что вы увидели, услышали, почувствовали?
- Какое настроение у вас возникло?
- Какое же второе слово мы запишем в теме?
Это слово «настроение».
А теперь попробуем передать ожидание грозы в цвете отдельно в каждой строфе. У вас на столе вторая палитра, на которой изображено 5 кружочков (соответственно 5 строфами стихотворения).
Прочитайте про себя строфы и закрасьте соответствующий кружочек цветом, отражающем ваше настроение.
- Почему вы выбрали тот или иной цвет?
- Сравните две палитры. Совпали ли музыкальная и поэтическая палитры?
Таким образом, сделаем вывод о настроении, которое вызывает музыка и стихотворение. То есть природа музыки и лирики одинакова, ее можно передать в цвете.
- В чем же цель творчества художественного, музыкального, поэтического?
Воздействовать на душу человека, создавая настроение (покажите ваше настроение, приклейте ваши палитры).
Теперь посмотрим:
- Какими средствами создается образ грозы?
Запишите напротив каждой строки стихотворения название тропа
(задание 55 в тетради).
- Для чего поэт применяет эти средства?
Чтобы создать образ живой природы,
- Какое же сокровенное чувство пронизывает все стихотворение?
Это чувство любви к природе и к многообразию ее.
- Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя?
Природа живет не сама по себе, ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека, его настроения.
- Страшна ли оказалась гроза?
Нет. Она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни.
- Домыслите; что же произойдет после грозы? Какой станет природа?
После грозы природа вновь обретает гармонию, блеск, красоту, молодость.
- А в жизни человека такое происходит?
Нет, такое происходит не всегда.
- Так что же является образцом совершенства? Человеческая жизнь или жизнь природы?
Только природа является совершенной и к этому должен стремиться человек.
- Определите размер стихотворения? Четырехстопный хорей.
Такой размер стихотворения не случаен, так как в отличие от ямба его легче положить на музыку. Попробуйте помурлыкать и придумать свою музыку...
Если у вас это получилось, то мы достигли главной цели:
соединили лирическое произведение с другими видами искусства; музыкой и живописью - и создали образ - настроение, передающий состояние природы и внутреннего мира человека.
Домашнее задание: выполнить письменно задание56 в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского
Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...
Конспект урока по творчеству А.А. Фета
Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...
План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского
Урок посвящен формированию умений чтения лирического стихотворения...
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...
Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"
Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....
Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.
Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...